Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым СОГЛАСОВАНО педагогическим советом № 15 от 28.06.2024 УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ СОШ № 33 __________ Л.Б. Панина Приказ № 149-д от 01.07.2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ об языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым 1. Цель и область применения 1.1. Положение об языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым (далее – Положение) определяет содержание, порядок организации и механизм такой адаптации в образовательной организации. 1.2. Целью Положения является определение общеобразовательных норм (правил) в части обеспечения организации работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее – Школы) по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. 2. Общие положения 2.1. Положение на основе следующих нормативных правовых актов и материалов: - Конституция Российской Федерации; - Семейный кодекс Российской Федерации; - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»; - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»; - Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. №1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»; - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; - Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. №03-205 «О методических рекомендациях», - Письмо Минпросвещения России от 06.05.2022 N ДГ-1050/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан"), - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее Школы); - локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и обеспечение образовательного процесса. 2.2. Положение определяет следующие направления деятельности образовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан: - работа с педагогическим коллективом; - индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан; - работа с ученическим сообществом; - работа с родительским сообществом. 2.3. Исполнение требования Положения осуществляется на основании нормативно-правовых актов Школы, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей иностранных граждан. 2.4. В деятельности по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан Школы используют следующие методические рекомендации: - Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 октября 2013 г. №444); - Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» (утверждены приказом Федерального агентства по делам национальной России от 17 ноября 2020 г.№142); - Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану (письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. №03-205 «О методических рекомендациях»); - Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Российской Федерации (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. №ВК1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медикопедагогических комиссий»). 2.5. Целью деятельности Школы по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах: - Принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности; - Принцип трансляции культуры через коммуникацию (эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры); - Принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами); - Принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан); - Принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду); - Принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации; принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде; - Принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур); - Принцип системности в организации работы Школы по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан (отдельные мероприятия, в том числе культурнопросветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата). 3. Организационно-методическая деятельность администрации Школы по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. 3.1. Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с детьми иностранных граждан; 3.2. Создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах; 3.3. Осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы; 3.4. Расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций; 3.5. Издание локальных нормативных актов: приказ об организации деятельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан. 3.6. Расширение форм работы Школы по адаптации детей иностранных граждан: - организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного; - разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и макросреде; - организация мероприятий для родителей (законных представителей); - проведение систематических мероприятий для обучающихся, направленных на социальную адаптацию (акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся Школы, в том числе детей иностранных граждан. Формы и содержание деятельности Школы могут варьироваться. 3.7. Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан. 3.8. Работа психолого-педагогического консилиума: - оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся — детей иностранных граждан и его формата; - проведение диагностики уровня владения русским языком детей иностранных граждан, для дальнейшей работы по языковой адаптации обучающегося, а также для учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе; - анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося; разработка и реализация при необходимости индивидуального плана, для каждого обучающегося; осуществление психолого-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка; - ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности. 3.9. Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. - Индивидуальный учебный план. - Обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан. - Организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, - Применение технологии наставничества. 3.10. Работа с педагогическим коллективом. - Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми иностранных граждан. - Повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.; - Профилактика психоэмоциального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан; повышение межкультурной компетентности педагогов Школы. 3.11. Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. - Оценка особых образовательных потребностей. - Реализация мер по индивидуальной поддержке. - Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка. - Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в «области русского языка по методике «русский как иностранный». - Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия. - Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков. - Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство Школы. 3.12. Работа с ученическим сообществом Школы по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений. 3.13. Работа с родителями. 3.14. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан. 4.Ожидаемые результаты Языковая и социокультурная адаптация детей иностранных граждан.