Положение об языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
№ 15 от 28.06.2024

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 33
__________ Л.Б. Панина
Приказ № 149-д от 01.07.2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан, обучающихся в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым
1. Цель и область применения
1.1. Положение об языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан,
обучающихся в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым (далее – Положение) определяет содержание,
порядок организации и механизм такой адаптации в образовательной организации.
1.2. Целью Положения является определение общеобразовательных норм (правил) в части
обеспечения организации работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее – Школы) по языковой и
социокультурной адаптации детей иностранных граждан.
2. Общие положения
2.1. Положение на основе следующих нормативных правовых актов и материалов:
- Конституция Российской Федерации;
- Семейный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»;
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении
межнационального согласия»;
- Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №622 «О Концепции
государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. №1532 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной
национальной политики»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. №03-205 «О методических
рекомендациях»,
- Письмо Минпросвещения России от 06.05.2022 N ДГ-1050/07 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями об организации работы
общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся
несовершеннолетних иностранных граждан"),

- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее Школы);
- локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и обеспечение
образовательного процесса.
2.2. Положение определяет следующие направления деятельности образовательной
организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан:
- работа с педагогическим коллективом;
- индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан;
- работа с ученическим сообществом;
- работа с родительским сообществом.
2.3. Исполнение требования Положения осуществляется на основании нормативно-правовых
актов Школы, осуществляющих языковую и социокультурную адаптацию детей иностранных
граждан.
2.4. В деятельности по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
Школы используют следующие методические рекомендации:
- Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской
Федерации о порядке выявления формирующихся конфликтов в сфере межнациональных
отношений, их предупреждения и действиях, направленных на ликвидацию их последствий
(утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14 октября
2013 г. №444);
- Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской
Федерации «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в
Российской Федерации» (утверждены приказом Федерального агентства по делам национальной
России от 17 ноября 2020 г.№142);
- Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных
образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану
(письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. №03-205 «О методических
рекомендациях»);
- Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное
управление в сфере образования по организации деятельности психолого-медико-педагогических
комиссий в Российской Федерации (письмо Министерство образования и науки Российской
Федерации от 23 мая 2016 г. №ВК1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медикопедагогических комиссий»).
2.5. Целью деятельности Школы по языковой и социокультурной адаптации детей
иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на
следующих принципах:
- Принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных
педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности;
- Принцип трансляции культуры через коммуникацию (эффективная культурная адаптация
осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры);
- Принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с
общими целями и задачами);
- Принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения
русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан);
- Принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка
иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду);
- Принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка
иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации; принцип
недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной
среде;
- Принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии
языков и культур);

- Принцип системности в организации работы Школы по языковой и социокультурной
адаптации детей иностранных граждан (отдельные мероприятия, в том числе культурнопросветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата).
3. Организационно-методическая деятельность администрации Школы по языковой и
социокультурной адаптации детей иностранных граждан.
3.1. Обеспечение информационно-методического сопровождения педагогов, работающих с
детьми иностранных граждан;
3.2. Создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования
и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка,
литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики,
грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые
консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах;
3.3. Осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и
обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для
определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ
дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые
консультации, мастер-классы;
3.4. Расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей
иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания
методических материалов, актуальных публикаций;
3.5. Издание локальных нормативных актов: приказ об организации деятельности по
культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан.
3.6. Расширение форм работы Школы по адаптации детей иностранных граждан:
- организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного;
- разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования,
направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной
среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и макросреде;
- организация мероприятий для родителей (законных представителей);
- проведение систематических мероприятий для обучающихся, направленных на социальную
адаптацию (акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых
являются обучающиеся Школы, в том числе детей иностранных граждан.
Формы и содержание деятельности Школы могут варьироваться.
3.7. Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми
образовательными потребностями детей иностранных граждан.
3.8. Работа психолого-педагогического консилиума:
- оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся — детей иностранных
граждан и его формата;
- проведение диагностики уровня владения русским языком детей иностранных граждан, для
дальнейшей работы по языковой адаптации обучающегося, а также для учителей-предметников,
определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе;
- анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей,
нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального
сопровождения каждого такого обучающегося; разработка и реализация при необходимости
индивидуального плана, для каждого обучающегося; осуществление психолого-педагогического
сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его
адаптацией и развитием социальных навыков ребенка;
- ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.
3.9. Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной
программы.
- Индивидуальный учебный план.
- Обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее
содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан.
- Организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан,

- Применение технологии наставничества.
3.10. Работа с педагогическим коллективом.
- Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми
иностранных граждан.
- Повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как
иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.;
- Профилактика психоэмоциального и профессионального выгорания педагогов, работающих с
детьми иностранных граждан; повышение межкультурной компетентности педагогов Школы.
3.11. Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной
адаптации детей иностранных граждан.
- Оценка особых образовательных потребностей.
- Реализация мер по индивидуальной поддержке.
- Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка.
- Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в «области русского языка
по методике «русский как иностранный».
- Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия.
- Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения
социальных навыков.
- Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения
культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное
пространство Школы.
3.12. Работа с ученическим сообществом Школы по формированию инклюзивной по
отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех
участников образовательных отношений.
3.13. Работа с родителями.
3.14. Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.
4.Ожидаемые результаты
Языковая и социокультурная адаптация детей иностранных граждан.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».