Обществознание СОО
Рабочая
программа по обществознанию на уровне среднего общего образования (базовый
уровень) составлена на основе положений и требований к результатам освоения
основной образовательной программы, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в
соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018
г.), а также с учетом федеральной
рабочей программы воспитания. Рабочая программа по
обществознанию на уровне среднего общего образования реализует принцип
преемственности примерных рабочих образовательных программ основного общего и
среднего общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Учебный
предмет «Обществознание» играет ведущую роль в выполнении системой образования
функции интеграции молодежи в современное общество и обеспечивает условия для
формирования российской гражданской идентичности, традиционных ценностей
многонационального российского народа, готовности обучающихся к саморазвитию и
непрерывному образованию, труду и творческому самовыражению, взаимодействию с
другими людьми на благо человека и общества.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Целями обществоведческого
образования в средней школе являются:
·
воспитание
общероссийской идентичности, гражданской ответственности, основанной на идеях
патриотизма, гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения
к традиционным ценностям и культуре России, правам и свободам человека и
гражданина, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
·
развитие
личности в период ранней юности, становление ее духовно-нравственных позиций и
приоритетов, выработка правового сознания, политической культуры, мотивации к
предстоящему самоопределению в различных областях жизни: семейной, трудовой,
профессиональной;
·
развитие
способности обучающихся к личному самоопределению, самореализации,
самоконтролю;
·
развитие
интереса обучающихся к освоению социальных и гуманитарных дисциплин;
·
освоение
системы знаний об обществе и человеке, формирование целостной картины общества,
адекватной современному уровню научных знаний и позволяющей реализовать
требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательной
программы, представленным в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования;
·
овладение
умениями получать, анализировать, интерпретировать и систематизировать
социальную информацию из различных источников, преобразовывать ее и
использовать для самостоятельного решения учебно-познавательных,
исследовательских задач, а также в проектной деятельности;
·
совершенствование
опыта обучающихся в применении полученных знаний (включая знание социальных
норм) и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и
общественной деятельности, включая волонтерскую, в сферах межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
в противодействии коррупции, в семейно-бытовой сфере, а также для анализа и
оценки жизненных ситуаций, социальных фактов, поведения людей и собственных
поступков.
С учетом
преемственности с уровнем основного общего образования учебный предмет
«Обществознание» раскрывает теоретические знания, факты социальной жизни;
ценности и нормы, регулирующие общественные отношения; социальные роли
человека, его права, свободы и обязанности как члена общества и гражданина
Российской Федерации; особенности современного российского общества в единстве
социальных сфер и институтов и роли России в динамично изменяющемся мире;
различные аспекты межличностного и других видов социального взаимодействия, а
также взаимодействия людей и социальных групп с основными институтами
государства и гражданского общества и регулирующие эти взаимодействия
социальные нормы.
Освоение
содержания обществоведческого образования осуществляется в соответствии со
следующими ориентирами, отражающими специфику учебного предмета на уровне
среднего общего образования:
·
определение
учебного содержания научной и практической значимостью включаемых в него
положений и педагогическими целями учебного предмета с учетом познавательных
возможностей учащихся старшего подросткового возраста;
·
представление
в содержании учебного предмета основных сфер жизни общества, типичных видов
человеческой деятельности в информационном обществе, условий экономического
развития на современном этапе, особенностей финансового поведения, перспектив и
прогнозов общественного развития, путей решения актуальных социальных проблем;
·
обеспечение
развития ключевых навыков, формируемых деятельностным компонентом
социально-гуманитарного образования (выявление проблем, принятие решений,
работа с информацией), и компетентностей, имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности и при выборе профессии;
·
включение в
содержание предмета полноценного материала о современном российском обществе,
об основах конституционного строя Российской Федерации, закрепленных в
Конституции Российской Федерации, о правах и свободах человека и гражданина,
тенденциях развития России, ее роли в мире и противодействии вызовам
глобализации;
·
расширение
возможностей самопрезентации старшеклассников, мотивирующей креативное мышление
и участие в социальных практиках.
Отличие
содержания учебного предмета «Обществознание» на базовом уровне среднего общего
образования от содержания предшествующего уровня заключается в:
·
изучении нового
теоретического содержания;
·
рассмотрении
ряда ранее изученных социальных явлений и процессов в более сложных и
разнообразных связях и отношениях;
·
освоении
обучающимися базовых методов социального познания;
·
большей опоре
на самостоятельную деятельность и индивидуальные познавательные интересы
обучающихся, в том числе связанные с выбором профессии;
·
расширении и
совершенствовании познавательных, исследовательских, проектных умений, которые
осваивают обучающиеся, и возможностей их применения при выполнении социальных
ролей, типичных для старшего подросткового возраста.
МЕСТО УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии
с учебным планом предмет «Обществознание» на базовом уровне изучается в 10 и 11
классах. Общее количество учебного времени на два года обучения составляет 136
часов (68 часов в год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет
2 часа.