Музыка ООО
Музыка
– универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех
культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя
интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические
эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых
характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщенности, с другой – глубокая
степень психологической вовлеченности личности. Эта особенность открывает уникальный
потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его
взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством.
Музыка
действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и
свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать
образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и
культур.
Музыка,
являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и
социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и
передачи идей и смыслов, рожденных в предыдущие века и отраженных в народной,
духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение
приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления
национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются
квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свернутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на
более глубоком – подсознательном – уровне.
Музыка
– временно́е искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса
психических качеств личности является способность музыки развивать чувство
времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики
развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его
сравнении с прошлым.
Изучение
музыки обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающегося, развивает его абстрактное мышление, память и воображение,
формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует
самореализации и самопринятию личности. Музыкальное обучение и воспитание
вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие обучающегося,
формирование всей системы ценностей.
Изучение
музыки необходимо для полноценного образования и воспитания обучающегося,
развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого
потенциала.
Основная
цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной культуры как части
всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения
и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание,
интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ произведений,
моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через
творчество).
В
процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
становление
системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве
эмоциональной и познавательной сферы;
развитие
потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации;
формирование
творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Задачи
обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение
к традиционным российским ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания;
осознание
социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития
музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в
человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;
формирование
ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства, воспитание
уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей,
приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;
формирование
целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для
различных музыкальных стилей;
расширение
культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для
активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального
искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального
искусства и современной музыкальной культуре;
развитие
общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных
умениях и навыках, в том числе:
слушание
(расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки,
аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением);
исполнение
(пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных музыкальных
инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и виртуальных
музыкальных инструментах);
сочинение
(элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции, аранжировки, в
том числе с использованием цифровых программных продуктов);
музыкальное
движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование);
творческие
проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
исследовательская
деятельность на материале музыкального искусства.
Программа
по музыке составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей,
принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. При этом
4 модуля из 9 предложенных рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как
вариативные, реализация которых может осуществляться по выбору учителя с учетом
этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей, потребностей и
возможностей обучающихся, их творческих способностей.
Содержание
учебного предмета структурно представлено девятью модулями (тематическими
линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой
начального общего образования и непрерывность изучения учебного предмета:
инвариантные
модули:
модуль
№ 1 «Музыка моего края»;
модуль
№ 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль
№ 3 «Русская классическая музыка»;
модуль
№ 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные
модули:
модуль
№ 5 «Музыка народов мира»;
модуль
№ 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль
№ 7 «Духовная музыка»;
модуль
№ 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль
№ 9 «Связь музыки с другими видами искусства»;
Каждый
модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды деятельности, которые
может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования
внеурочной, внеклассной работы, обозначены «вариативно».
Общее
число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136 часов: в 5 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Изучение
музыки предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся, участие
в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на
межпредметных связях с такими учебными предметами, как изобразительное
искусство, литература, география, история, обществознание, иностранный язык.