Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым СОГЛАСОВАНО педагогическим советом № 15 от 28.06.2024 УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ СОШ № 33 __________ Л.Б. Панина Приказ № 149-д от 01.07.2024 г. ПОЛОЖЕНИЕ об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым 1. Цель и область применения 1.1. Положение об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым (далее – Положение) определяет содержание, порядок организации и механизм такой адаптации в образовательной организации. 1.2. Целью Положения является определение общеобразовательных норм (правил) в части обеспечения организации работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее – Школы) по обучению детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка. 2. Общие положения 2.1. Положение на основе следующих нормативных правовых актов и материалов: - Конституция Российской Федерации; - Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»; - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; - Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»; - Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»; - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. №1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»; - Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; - Письмо Минпросвещения России от 16.08.2021 N НН-202/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан»), - Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. №03-205 «О методических рекомендациях», - Письмо Минпросвещения России от 06.05.2022 N ДГ-1050/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями об организации работы общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся несовершеннолетних иностранных граждан") - Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее Школы); - локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и обеспечение образовательного процесса. Школа обеспечивает целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах личности и государства, осуществляет образовательную деятельность в том числе для детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка, с целью социальной и языковой адаптации 3. Цель и задачи деятельности Школы при организации обучения детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка Целью деятельности Школы при организации обучения детей мигрантов является достижение максимальной адаптации детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка, в новой языковой среде. Основными задачами Школы при организации обучения детей мигрантов являются: -создание специальных условий для обучения и воспитания, обучающихся с целью снятия межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в микро- и макросреде; -определение уровня языковой подготовки детей мигрантов и вынужденных переселенцев; -развитие навыков общения на русском языке детей мигрантов и вынужденных переселенцев в обиходно-бытовой и учебной сферах; -развитие навыков русской устной и письменной речи у детей мигрантов и вынужденных переселенцев; -овладение обучающимися – детьми мигрантов и вынужденных переселенцев – правилами чтения, произношения; -психологическая подготовка обучающихся детей мигрантов и вынужденных переселенцев к успешному изучению предметов школьного цикла на русском языке; -обучение учащихся взаимодействию и сотрудничеству, формирование социального опыта обучающихся, социальная и языковая адаптация детей мигрантов и вынужденных переселенцев; -развитие целостного восприятия окружающего мира, представлений о человеке и обществе, обогащение лексического запаса детей мигрантов и вынужденных переселенцев; -формирование элементарной эрудиции обучающегося, его общей культуры; -социализация обучающихся, воспитание эмоционально-положительного взгляда на жизнь, формирование нравственных и эстетических чувств. 4. Порядок организации обучения детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка Обучение начинается на основании приказа директора Школы после утверждения состава рабочей группы по обучению детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка, плана работы рабочей группы, учебного плана, образовательной программы, рабочей программы, состава групп обучающихся, расписания занятий, подписания соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся. В состав рабочей группы по обучению детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка, входят: -председатель (руководитель), осуществляющий общее руководство, назначаемый директором Школы из числа наиболее квалифицированных педагогических (административных) работников, имеющих высшее образование; -заместители директора Школы по учебно-воспитательной работе; -классные руководители; -педагог-психолог; -руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы; -учителя русского языка и литературы; -учителя начальных классов. Все специалисты осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. 5. Организация образовательного процесса Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с приказом директора Школы. Обучение ведется на русском языке. Организация образовательного процесса регламентируется образовательной программой, где определяется основное содержание, объем и сроки исполнения работы; учебным планом с указанием предметного содержания и нагрузки, а также расписанием занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному директором Школы. Продолжительность академического часа занятий составляет не более 40 мин. Обучение осуществляется в групповой форме и индивидуально. Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве от 2 до 10 обучающихся. Группы формируются как в рамках образовательной ступени (начальная школа, основная школа, старшая школа), так и разновозрастные с учетом уровня владения обучающимися русским языком (нулевой, слабый, средний). Зачисление в группы происходит после предварительного определения учителем уровня владения языком и подписания соглашения с родителями (законными представителями) обучающегося. Срок обучения составляет от полугода до одного учебного года. Сроки обучения определяются результатами мониторинга, позволяющего установить уровень овладения русским языком. 6. Порядок приема детей мигрантов и вынужденных переселенцев в группы В группы принимаются дети мигрантов и вынужденных переселенцев, прибывшие из государств ближнего и дальнего зарубежья, слабо владеющие (не владеющие) русским языком. Основанием для зачисления в группу является заявление родителей (законных представителей), подписание соглашения администрации Школы с родителями (законными представителями) обучающегося и приказ о зачислении в группу. Соглашение об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в освоении русского языка Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым именуемое в дальнейшем «Школа», в лице директора Паниной Лии Борисовны, действующего на основании Устава Школы и Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с одной стороны, родитель (законный представитель), (Ф.И.О.) именуемый в дальнейшем «Родитель» с другой стороны, и классный руководитель, (Ф.И.О.) именуемый в дальнейшем «Классный руководитель», с третьей стороны, настоящее соглашение об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в освоении русского языка. 1. Предмет соглашения Организация обучения детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в освоении русского языка. 2. Обязанности сторон Обязанности Школы. 1) Школа предоставляет обучающемуся возможность изучения русского языка как иностранного на базе Школы. 2) Школа знакомит обучающегося и родителей с требованиями, предъявляемыми к организации дополнительного обучения русскому языку, программой курса, расписанием занятий. 3) Школа проводит занятия по утвержденному учебному плану образовательной программы. 4) Школа предоставляет учебные кабинеты для проведения занятий с обучающимися. 5) Школа несет ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время проведения данных занятий. 6) Школа создает благоприятные условия для образовательного процесса, соблюдает требования СанПиН и пожарной безопасности. Обязанности обучающегося. 1) Обучающийся посещает занятия в соответствии с утвержденным расписанием, выполняет домашние задания. 2) Обучающийся соблюдает правила внутреннего распорядка в Школе во время занятий и на переменах, уважает законные права работников учреждения и других обучающихся. 3) Обучающийся соблюдает правила техники безопасности и пожарной безопасности. Обязанности родителей. 1) Родители учитывают нормы, правила и требования, предъявляемые к обучающемуся при обучении русскому языку как иностранному. 2) Родители контролируют посещение занятий, выполнение домашних заданий обучающимся. 3) Родители уважают законные права работников учреждения и других обучающихся. Обязанности классного руководителя. 1) Классный руководитель знакомит обучающегося и родителей с расписанием занятий. 2) Классный руководитель информирует родителей о результатах обучения обучающегося русскому языку как иностранному. 3) Классный руководитель контролирует посещение занятий, информирует родителей о пропусках занятий, невыполнении домашних заданий и нарушениях правил внутреннего распорядка в Школе обучающимся. 3. Срок действия соглашения Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания. Соглашение считается продленным на следующий год, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора не менее, чем за один месяц до истечения срока его действия. Настоящее соглашение составлено в трех экземплярах и находится по одному экземпляру у каждой из сторон. 4. Условия изменения и расторжения соглашения Все изменения и дополнения к настоящему соглашению имеют силу только в том случае, если они оформлены в письменном виде и подписаны тремя сторонами. Настоящее соглашение может быть расторгнуто при несоблюдении одной из сторон своих обязательств или по взаимному письменному согласию сторон в течение пяти дней. Обучающийся и Родитель ознакомлены: 1) С положением об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в освоении русского языка. 2) С образовательной программой обучения детей-мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка. 3) С расписанием занятий обучения детей мигрантов, испытывающих трудности в освоении русского языка. 4) С условиями обучения. 5. Подписи сторон Директор __________________________ / ______________ Родитель __________________________ / ______________ Классный руководитель ________________________ /____________