Положение об обучении детей мигрантов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
№ 15 от 28.06.2024

УТВЕРЖДАЮ
директор МАОУ СОШ № 33
__________ Л.Б. Панина
Приказ № 149-д от 01.07.2024 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев,
испытывающих трудности в изучении русского языка в
Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым
1. Цель и область применения
1.1. Положение об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих
трудности в изучении русского языка в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым (далее – Положение)
определяет содержание, порядок организации и механизм такой адаптации в образовательной
организации.
1.2. Целью Положения является определение общеобразовательных норм (правил) в части
обеспечения организации работы Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее – Школы) по обучению детей
мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка.
2. Общие положения
2.1. Положение на основе следующих нормативных правовых актов и материалов:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями и дополнениями),
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах»;
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации»;
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О языках народов Российской
Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении
межнационального согласия»;
- Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. №622 «О Концепции
государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы»;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. №1532 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной
национальной политики»;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. №1666 «О Стратегии
государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Письмо Минпросвещения России от 16.08.2021 N НН-202/07 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти

субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по
языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан»),
- Письмо Минпросвещения России от 26 февраля 2021 г. №03-205 «О методических
рекомендациях»,
- Письмо Минпросвещения России от 06.05.2022 N ДГ-1050/07 «О направлении методических
рекомендаций» (вместе с "Методическими рекомендациями об организации работы
общеобразовательных организаций по оценке уровня языковой подготовки обучающихся
несовершеннолетних иностранных граждан")
- Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым (далее Школы);
- локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и обеспечение
образовательного процесса.
Школа обеспечивает целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития в интересах
личности и государства, осуществляет образовательную деятельность в том числе для детей
мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка, с
целью социальной и языковой адаптации
3. Цель и задачи деятельности Школы при организации обучения детей мигрантов и
вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в изучении русского языка
Целью деятельности Школы при организации обучения детей мигрантов является достижение
максимальной адаптации детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности
в изучении русского языка, в новой языковой среде.
Основными задачами Школы при организации обучения детей мигрантов являются:
-создание специальных условий для обучения и воспитания, обучающихся с целью снятия
межъязыкового барьера и установления доброжелательных отношений в микро- и макросреде;
-определение уровня языковой подготовки детей мигрантов и вынужденных переселенцев;
-развитие навыков общения на русском языке детей мигрантов и вынужденных переселенцев в
обиходно-бытовой и учебной сферах;
-развитие навыков русской устной и письменной речи у детей мигрантов и вынужденных
переселенцев;
-овладение обучающимися – детьми мигрантов и вынужденных переселенцев – правилами
чтения, произношения;
-психологическая подготовка обучающихся детей мигрантов и вынужденных переселенцев к
успешному изучению предметов школьного цикла на русском языке;
-обучение учащихся взаимодействию и сотрудничеству, формирование социального опыта
обучающихся, социальная и языковая адаптация детей мигрантов и вынужденных переселенцев;
-развитие целостного восприятия окружающего мира, представлений о человеке и обществе,
обогащение лексического запаса детей мигрантов и вынужденных переселенцев;
-формирование элементарной эрудиции обучающегося, его общей культуры;
-социализация обучающихся, воспитание эмоционально-положительного взгляда на жизнь,
формирование нравственных и эстетических чувств.
4. Порядок организации обучения детей мигрантов и вынужденных переселенцев,
испытывающих трудности в изучении русского языка
Обучение начинается на основании приказа директора Школы после утверждения состава
рабочей группы по обучению детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих
трудности в изучении русского языка, плана работы рабочей группы, учебного плана,
образовательной программы, рабочей программы, состава групп обучающихся, расписания занятий,
подписания соглашения с родителями (законными представителями) обучающихся.
В состав рабочей группы по обучению детей мигрантов и вынужденных переселенцев,
испытывающих трудности в изучении русского языка, входят:
-председатель (руководитель), осуществляющий общее руководство, назначаемый директором
Школы из числа наиболее квалифицированных педагогических (административных) работников,
имеющих высшее образование;

-заместители директора Школы по учебно-воспитательной работе;
-классные руководители;
-педагог-психолог;
-руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы;
-учителя русского языка и литературы;
-учителя начальных классов.
Все специалисты осуществляют свою деятельность в соответствии с должностными
инструкциями.
5. Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с приказом директора
Школы.
Обучение ведется на русском языке.
Организация образовательного процесса регламентируется образовательной программой, где
определяется основное содержание, объем и сроки исполнения работы; учебным планом с указанием
предметного содержания и нагрузки, а также расписанием занятий.
Занятия проводятся согласно расписанию, утвержденному директором Школы.
Продолжительность академического часа занятий составляет не более 40 мин.
Обучение осуществляется в групповой форме и индивидуально.
Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве от 2 до 10 обучающихся.
Группы формируются как в рамках образовательной ступени (начальная школа, основная
школа, старшая школа), так и разновозрастные с учетом уровня владения обучающимися русским
языком (нулевой, слабый, средний).
Зачисление в группы происходит после предварительного определения учителем уровня
владения языком и подписания соглашения с родителями (законными представителями)
обучающегося.
Срок обучения составляет от полугода до одного учебного года.
Сроки обучения определяются результатами мониторинга, позволяющего установить уровень
овладения русским языком.
6. Порядок приема детей мигрантов и вынужденных переселенцев в группы
В группы принимаются дети мигрантов и вынужденных переселенцев, прибывшие из
государств ближнего и дальнего зарубежья, слабо владеющие (не владеющие) русским языком.
Основанием для зачисления в группу является заявление родителей (законных
представителей), подписание соглашения администрации Школы с родителями (законными
представителями) обучающегося и приказ о зачислении в группу.

Соглашение
об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих трудности в
освоении русского языка
Мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 33 пос. Кытлым именуемое в дальнейшем «Школа», в лице директора Паниной Лии
Борисовны, действующего на основании Устава Школы и Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с одной стороны,
родитель (законный представитель), (Ф.И.О.) именуемый в дальнейшем «Родитель» с другой
стороны,
и классный руководитель, (Ф.И.О.) именуемый в дальнейшем «Классный руководитель», с
третьей стороны,
настоящее соглашение об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев,
испытывающих трудности в освоении русского языка.
1. Предмет соглашения
Организация обучения детей мигрантов и вынужденных переселенцев, испытывающих
трудности в освоении русского языка.
2. Обязанности сторон
Обязанности Школы.
1) Школа предоставляет обучающемуся возможность изучения русского языка как
иностранного на базе Школы.
2) Школа знакомит обучающегося и родителей с требованиями, предъявляемыми к
организации дополнительного обучения русскому языку, программой курса,
расписанием занятий.
3) Школа проводит занятия по утвержденному учебному плану образовательной
программы.
4) Школа предоставляет учебные кабинеты для проведения занятий с обучающимися.
5) Школа несет ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время
проведения данных занятий.
6) Школа создает благоприятные условия для образовательного процесса, соблюдает
требования СанПиН и пожарной безопасности.
Обязанности обучающегося.
1) Обучающийся посещает занятия в соответствии с утвержденным расписанием,
выполняет домашние задания.
2) Обучающийся соблюдает правила внутреннего распорядка в Школе во время занятий и
на переменах, уважает законные права работников учреждения и других обучающихся.
3) Обучающийся соблюдает правила техники безопасности и пожарной безопасности.
Обязанности родителей.
1) Родители учитывают нормы, правила и требования, предъявляемые к обучающемуся
при обучении русскому языку как иностранному.
2) Родители контролируют посещение занятий, выполнение домашних заданий
обучающимся.
3) Родители уважают законные права работников учреждения и других обучающихся.
Обязанности классного руководителя.
1) Классный руководитель знакомит обучающегося и родителей с расписанием занятий.
2) Классный руководитель информирует родителей о результатах обучения обучающегося
русскому языку как иностранному.
3) Классный руководитель контролирует посещение занятий, информирует родителей о
пропусках занятий, невыполнении домашних заданий и нарушениях правил
внутреннего распорядка в Школе обучающимся.
3. Срок действия соглашения
Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Соглашение считается продленным на следующий год, если ни одна из сторон не заявит о
расторжении договора не менее, чем за один месяц до истечения срока его действия.
Настоящее соглашение составлено в трех экземплярах и находится по одному экземпляру у
каждой из сторон.
4. Условия изменения и расторжения соглашения
Все изменения и дополнения к настоящему соглашению имеют силу только в том случае, если
они оформлены в письменном виде и подписаны тремя сторонами.
Настоящее соглашение может быть расторгнуто при несоблюдении одной из сторон своих
обязательств или по взаимному письменному согласию сторон в течение пяти дней.
Обучающийся и Родитель ознакомлены:
1)
С положением об обучении детей мигрантов и вынужденных переселенцев,
испытывающих трудности в освоении русского языка.
2)
С образовательной программой обучения детей-мигрантов, испытывающих трудности
в освоении русского языка.
3)
С расписанием занятий обучения детей мигрантов, испытывающих трудности в
освоении русского языка.
4)
С условиями обучения.
5. Подписи сторон
Директор __________________________ / ______________
Родитель __________________________ / ______________
Классный руководитель ________________________ /____________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».