Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 3.3.6 к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая химия» 8-9 классы п. Кытлым 2023 -2024 учебный год Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Практическая химия» имеет общеинтеллектуальную естественнонаучную направленность на развитие и формирование у школьников первоначального целостного представления о мире на основе некоторых химических знаний. Данный курс играет значительную роль в развитии и воспитании личности. Настоящий курс направлен на формирование у учащихся интереса к химии, развитие любознательности, расширение знаний о мире. В процессе изучения данного курса учащиеся совершенствуют практические умения, способность ориентироваться в мире разнообразных химических материалов, осознают практическую ценность химических знаний, их общекультурное значение для образованного человека. Необходимость введения данного курса обусловлена недостаточной прикладной направленностью базового курса химии 8-9 класса. Отличительной чертой программы является то, что в изучении данного курса использованы понятия, с которыми учащиеся знакомы, они встречаются с ними ежедневно. Данный курс важен потому, что он охватывает теоретические основы химии и практическое назначение химических веществ в повседневной жизни, позволяет расширить знания учащихся о химических методах анализа, способствует овладению методиками исследования. Курс содержит опережающую информацию по органической химии, раскрывает перед учащимися интересные и важные стороны практического использования химических знаний. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс актуальным. Содержание курса позволяет ученику любого уровня включиться в учебно-познавательный процесс и на любом этапе деятельности. Реализация курса предполагает использование оборудования Центра «Точка роста» Цель программы –формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике; создание условий для раскрытия роли химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное и валеологическое значение. Программа курса «Практическая химия» предусматривает целенаправленное углубление основных химических понятий, знаний полученных детьми на уроках химии, биологии, географии, информатики. Кроме теоретических знаний, практических умений и навыков у учащихся формируются познавательные интересы (учебная программа предусматривает чередование теоретических и практических видов деятельности). ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ лекции, рассказы учителя, обсуждение проблем, практические работы с использованием оборудования Центра «Точка роста», просмотр видеофильмов, решение задач с нестандартным содержанием. Занятия проводятся индивидуально и в группах. Подбор заданий проводится с учётом возможностей детей, в соответствии с уровнем их подготовки и желания. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Воспитательный потенциал курса реализуется через: − привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией , инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; − демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; − инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; − побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; − применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Программа данного курса разделена на блоки и рассчитана на 34 часов (1 занятие в неделю). Группа формируется из детей в возрасте от 13-16 лет (8-9 класс). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтениях, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов. • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно-полезной, исследовательской, творческой и других видах деятельности. • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях угрожающих жизни и здоровью людей. • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий. • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде. • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных видах продуктивной деятельности ( учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, и др.) МЕТАПРЕТМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления; • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. • умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики; • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.; • умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия; • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные; • умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности; • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Реализация межпредметных связей при изучении химии осуществляется через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла. Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление. Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце. Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера. География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии; • осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира; • овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды; • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств; • приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов; • умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием; • овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.) • создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности; • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф. ФОРМАМИ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ реализации целей и задач программы кружка «Практическая химия» является участие школьников в конкурсных мероприятиях или выполнения творческих работ, проведение круглого стола и самоанализ достижений учащихся. СОДЕРЖАНИЕ. Внеурочная деятельность обеспечивает достижение предметных результатов ООП ООО курса «Химия». Первоначальные химические понятия Важнейшие представители неорганических веществ Классификация неорганических соединений. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь. Окислительновосстановительные реакции Вещество и химическая реакция Классификация химических реакций по различным признакам Окислительно-восстановительные реакции, Теория электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена. Неметаллы и их соединения Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их роли в жизни человека. Металлы и их соединения Химия и окружающая среда. Внеурочная деятельность опирается на практическую составляющую предмета «Химия». Кабинет химии и правила техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Нагревательные и измерительные приборы. Использование измерительных приборов. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Кристаллогидраты. Вещество или явление. Ядовитые вещества в жизни человека. Химия и пища. Красители, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы. Поваренная соль. Пищевые добавки, нитраты в пище человека. Минеральные соли в пище. Витамины. Суточный рацион питания. Химия хлеба, молока, мяса. Химия в быту. Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора. Разновидности моющих средств. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. Спички. История изобретения спичек. Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Химия нефти. Теории происхождения нефти или «От куда взялась нефть». Продукты переработки нефти. Асфальт. Резина и каучук. Химия лекарств. Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Спирт. Разнообразие спиртов. Удобрения и стимуляторы роста. Влияние химической промышленности на сельское хозяйство. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Деятельность час Введение. Ознакомление с кабинетом химии и изучение Лекция. Игра по технике 1 1 2 3 4 правил техники безопасности. Знакомство с лабораторным оборудованием Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. Кто внимательнее? “Третий лишний” Нагревательные и измерительные приборы. Использование нагревательных приборов. Использование измерительных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала. безопасности. Лекция. Практическая работа. 1 Командная игра Лекция. Практическая работа 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Получение неорганических веществ в химической лаборатории Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Кристаллогидраты. Выращивание сада из кристаллов. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Узнай вещество или явление Ядовитые вещества в жизни человека. Первая помощь при отравлении солями тяжелых металлов. Осаждение тяжелых ионов с помощью химических реактивов. Химия и пища. Красители, консерванты, антиоксиданты, эмульгаторы, ароматизаторы Поваренная соль. Роль NaCl в обмене веществ, солевой баланс. Очистка NaCl от примесей. «Продуктовая этикетка», пищевые добавки, нитраты в пище человека. Значение возможных загрязнителей пищи. Обнаружение нитратов в продуктах питания. Минеральные соли в пище. Ищем железо в продуктах. Витамины. Определяем концентрацию витаминов А и С в овощах и фруктах. Сообщения учащихся. Практическая работа Составляем суточный рацион питания. Можно ли получать все витамины с пищей? Выбираем витаминный комплекс. Химия хлеба Способы приготовления молока, мяса. Химия в быту. Ознакомление с видами бытовых химикатов. Использование химических материалов для ремонта квартир. Стекло. Из истории стеклоделия. Виды декоративной обработки стекла. Керамика. Виды керамики. История фарфора Разновидности моющих средств. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира. Влияние вредных факторов на зубную эмаль. Вещества, используемые для окрашивания волос, дезодорантов и косметических средств. Современные лаки. Спички. История изобретения спичек. Бумага. От пергамента и шёлковых книг до наших дней. Делаем бумагу и спички сами. Химия нефти. Теории происхождения нефти или «От куда взялась нефть». Давно ли люди знают нефть? Топливная революция Продукты переработки нефти. Способы переработки нефти. Озеро из асфальта Практическая работа 1 Лекция. Практическая работа. 1 Практическая работа 1 Практическая работа. 1 Практическая работа. 1 Практическая работа. Показ демонстрационных опытов Командная игра Лекция. Практическая работа. 1 1 Лекция. Сообщения учащихся Лекция. Практическая работа Сообщения учащихся. Практическая работа 1 Лекция. Практическая работа 1 1 1 1 1 1 Сообщения учащихся. Практическая работа Практическая работа Практическая работа Лекция. Сообщения учащихся 1 Сообщения учащихся. Практическая работа Сообщения учащихся. Практическая работа 1 Сообщения учащихся. Творческая работа 1 Лекция. Сообщения учащихся. 1 Сообщения учащихся. Практическая работа 1 1 1 1 1 28 29 30 31 32 33 34 Резина из нефти . Как каучук превратился в резину. Кто впервые начал жевать резинку. Из чего получается натуральный каучук. Как был получен искусственный каучук Экскурсия по нефтеперерабатывающим предприятиям Омска. Химия лекарств. Лекарства и яды в древности. Антибиотики и сильнодействующие лекарственные препараты. Аспирин. Исследование лекарственных препаратов. Понятие о фитотерапии. Что такое спирт. Польза и вред спиртов. Разнообразие спиртов Удобрения и стимуляторы роста. Влияние химической промышленности на сельское хозяйство. Исследование состава почвы пришкольного участка. Выбор способов ее улучшения Итоговое занятие Командная игра 1 Виртуальная экскурсия 1 Индивидуальный эксперимент 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа 1 Круглый стол. Подведение итогов 1 Литература для ученика: Андреев Н.А. и др. Наш дом: Сборник. - М: Молодая гвардия, 1988 Ахабадзе А.Ф., Хрунова А.П., Васильева М.С. Как сохранить красоту и здоровье. – М: Знание, 1986 Быканова Т.А., Быканов А.С. Задачи по химии с экологическим содержанием. – Воронеж, 1997 Граусман О.М. Химические материалы, красители и моющие средства. – М: Легпромбытиздат, 1985 Игнатьева С.Ю. Химия. Нетрадиционные уроки. – Волгоград: Учитель, 2004 Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Справочное пособие. – М: Высшая школа, 1992 Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М: Дрофа, 2004 Фадеева Г.А. Химия и экология: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. – Волгоград: Учитель, 2005 Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000. Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994. Для учителя: Балуева Г.А. Осокина Д.Н. Все мы дома химики. - М., Химия 1979г.; Войтович В.А. Афанасьева А.Х. Химия в быту. – Воронежское изд-во, 1986г.; Войтович В.А. Химия в быту. – М. Знание. 1980г.; Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс 2 части. Дрофа, 2003г.; Юдин А.М. Химия для вас – М. Химия в быту. – М. Химия 1976г.; Программы элективных курсов по химии (предпрофильное обучение). 8–9 классы – М. : Дрофа, 2008. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992. Нечаев А.П., КочетковаА.А., Зайцев А.Н. Пищевые добавки. – М.; Колос, 2001. Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981. Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://myschool.edu.ru/ - МояШкола https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/ https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным предметам и для разных классов https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник» https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет «ЯКласс» «Учи.ру» https://uchi.ru/ http://www.physics.ru/ -"Открытая физика"; http://www.fizika.ru/ - сайт для учащихся и преподавателей физики; http://www.fipi.ru/ - сайт ФИПИ; Лабораторное оборудование Центра «Точка роста»