Приложение 2.1.11РП УК Занимательная математика

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.1.11.
к основной образовательной программе начального общего образования
Рабочая программа учебного курса
«Занимательная математика»
2-4 классы

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС
НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе
программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного
курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов
«Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В.
Шадриной.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа
предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько
математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что
способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а
также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности,
любознательности.
Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для
формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием
современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений,
овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к
предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать,
догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Воспитательный потенциал курса «Занимательная математика» реализуется через:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
•
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.

2

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое
воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:

расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

развитие краткости речи;

умелое использование символики;

правильное применение математической терминологии;

умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений,
сосредоточивая внимание только на количественных;

умение делать доступные выводы и обобщения;

обосновывать свои мысли.
Сроки реализации. Программа учебного курса «Занимательная математика» адресована
учащимся начальной школы и рассчитана на 3 года (2–4 классы).
Программа рассчитана на 34 часа в год – во 2–4 классах (1 час в неделю) , продолжительность
занятия 40 минут.
Количество часов

Класс

Продолжительность
занятий

в неделю

в год

2 класс

1 час

34

40 мин

3 класс

1 час

34

40 мин

4 класс

1 час

34

40 мин

Планируемые результаты
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
• начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в
процессе обучения математике;
• начальные представления о математических способах познания мира;
• начальные представления о целостности окружающего мира;
• понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере
зависит от самого учащегося;
• проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
• проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения,
которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных
задач и на интересе к занятиям «Занимательная математика»;
• освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в
школе и дома;
• умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога: как поступить;
• умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность
мышления;
• понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление
доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению
одноклассников и пр.;
3

• начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
• приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к
природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Учащийся получит возможность для формирования:
• основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной
деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Занимательная
математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях,
различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и
правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям;
• учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых
учебных и практических задач;
• способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий;
• высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на карточке,
доске;
• выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном
действии;
• работать по предложенному учителем плану;
• отличать верно выполненное задание от неверного;
• выполнять самооценку своей работы на занятии;
• совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
товарищей;
• сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
• контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
• понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах
обучения;
• понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
• принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему;
• выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной
форме;
• осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя
математическую терминологию;
• осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять
план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность
выполнения действий;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по
изучаемой теме;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей
работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных
учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата
на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
4

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на
развороте, в оглавлении), в словаре;
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и
энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские
геометрические фигуры;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические
рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков,
схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших
моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем);
• понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических
понятий и использовать их при решении текстовых задач;
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи
информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
• проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и
несущественные признаки;
• определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения
задания;
• выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию
(разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине,
геометрической фигуре;
• находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник,
аудио- и видеоматериалы и др.);
• выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию,
дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными
вопросами и решать их;
• находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Учащийся получит возможность научиться:
• понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых
знаний;
• устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов
(практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической
речи (точность и краткость), а также на построенных моделях;
• применять полученные знания в измененных условиях;
• объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить
способы их решения (в простейших случаях);
• выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
• систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и
представлять ее в предложенной форме.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
• доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст математического задания;
• включаться в групповую работу;
5

• аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения;
• использовать критерии для обоснования своего суждения;
• участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
• задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера;
• воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания,
оценивать их;
• уважительно вести диалог с товарищами;
• принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели
работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности,
анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
• понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять
доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Учащийся получит возможность научиться:
• применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего
мнения и предлагаемых способов действий;
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем,
проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
• слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,
вникать в смысл того, о чем говорит собеседник;
• интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не
демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
• аргументировано выражать свое мнение;
• совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять
функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
• оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
• признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не
хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Предметные результаты
Учащийся научится:
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
• моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной работы;
• применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с
числовыми головоломками;
• самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию;
• анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
• обобщать, делать несложные выводы;
• решать нестандартные и логические задачи;
• выбирать рациональный способ решения комбинированных задач;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных математических явлениях;
• давать определения тем или иным математическим понятиям;
6

•
•
•
•
•

выявлять функциональные отношения между математическими понятиями;
сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела;
строить геометрические фигуры;
читать чертеж;
выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач
–Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай».
-Викторина для знатоков математики».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».
-Викторина «Юный профессор математики».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД
Цели первого года обучения: формировать интерес к изучению математики, находить
рациональные способы решения задач, выполнять задания по заданному алгоритму, составлять целое
из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые
выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры, различать
геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Что такое число? Интересные приемы устного счета. Цифры древних цивилизаций. Цифры в
Древнем Египте. Цифры племени майя. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Римские
цифры от 1 до 20. История возникновения арабских цифр. Ребус. Правила разгадывание ребусов.
Решение математических ребусов. Задачи в стихах.
Р а з д е л «В мире логики».
Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм». Изготовление игры
«Танграм». Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение
заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой
памяти. Магические квадраты.
Р а з д е л «Мир величин».
Измерение массы. История создания весов. Задачи на взвешивание. Определение массы с
помощью чашечных весов. Монеты. Размен монет. Задачи на взвешивание фальшивых монет.
Р а з д е л «Мир занимательных задач».
Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Нестандартные задачи. Логические задачи. Решение задач с помощью чертежа. Комбинаторные
задачи и на смекалку. Геометрические задачи. Задачи на определение возраста.Задачи с неполными и
лишними данными.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
7

Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач, формирующих
геометрическую наблюдательность. Углы. Прямоугольник. Квадрат. Занимательные задания с
геометрическими фигурами.
Р а з д е л «Математические игры».
Кодирование информации. Ключворды. Словесные головоломки и анаграммы. Заполнение
числовых кроссвордов.
К окончанию первого года обучения учащиеся научатся:
• решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия
(сложение и/или вычитание);
• решать словесные и картинные ребусы;
• заполнять магические квадраты размером 3 3;
• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой –
второму множеству;
• проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
• объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и
решением;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• объяснять, как получен результат заданного математического фокуса
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
п/п

Коли

Тема занятия

чество
часов

план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Что такое число? Интересные приёмы
устного счёта .Цифры разных народов. Задачи в
стихах.

1

2

Цифры древних цивилизаций. Цифры
в Древнем Египте. Цифры племени майя.Проект.

1

3

Римские цифры в головоломках. Римские
цифры от 1 до 20.

1

4

История возникновения арабских цифр.
Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение
математических ребусов.

1

Раздел «Мир величин»

8

5

История создания весов.
взвешивание. Измерение массы.

Задачи

на

1

6

Монеты. Размен монет.
взвешивание фальшивых монет.

Задачи

на

1

7–

Задачи на взвешивание. Определение
массы с помощью чашечных весов.

2

Раздел «Геометрическая мозаика»
8

Дата
№
п/п

Коли

Тема занятия

чество
часов

план

9

Геометрические
фигуры.
Взаимное
расположение предметов в пространстве.

1

10

Решение
задач
на
формирование
геометрической наблюдательности.

1

11

Углы. « Математика в углу».

1

12

Прямоугольник. Квадрат.

1

13

Упражнения и головоломки со спичками

1

14

Занимательные
задания
с
геометрическими фигурами. Геометрические
фигуры не отрывая руки.

1

15

Занимательные задания с геометрическими
фигурами. Задачи на разрезание.

1

факт

Раздел «В мире логики»
16
–18

Занимательные
задания
с
геометрическими
фигурами.
Магические
квадраты. Логически-поисковые задания. Задания
на развитие внимания, мышления, памяти.
Турнир по геометрии.

3

19

История танграма.

1

20

Танграм своими руками.

1

Раздел «Мир занимательных задач»
21

Нестандартные задачи.

1

22

Логические задачи.

1

23

Решение задач с помощью чертежа.

1

24

Задачи на определение возраста.

2

26

Задачи с неполными и лишними данными.

2

–25
–27
28
29
30
–31

Задачи с
и на смекалку.

элементами

комбинаторики

Комбинаторные задачи.
Геометрические
задачи.
комбинированные действия.

1
1

Задачи

на

2

Раздел «Математические игры»
32

Кодирование информации.

1

33

Ключворды. Числовые кроссворды.

1
9

Дата
№
п/п
34

Тема занятия

Коли
чество
часов

Словесные головоломки и анаграммы.
Математическая эстафета «Смекай, считай,
отгадывай»
Итого

план

факт

1

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОЙ ГОД
Цели второго года обучения: развивать устойчивый интерес учащихся к математике,
углублять и расширять знания учащихся, развивать умения самостоятельно и творчески работать с
учебной и научно-популярной литературой, воспитывать у учащихся чувство коллективизма
и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Р а з д е л «Математическое справочное бюро».
Как считали в Древней Руси. Сведения из истории математики: история возникновения
линейки. Для чего изучают математику. Арабские цифры. Мы живем в мире больших чисел. Числавеликаны. Числовые ребусы.
Р а з д е л «В мире логики».
Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Числовые головоломки.
История первых головоломок. Числовые ребусы. Числовые последовательности. Секреты
умножения.
Р а з д е л «Мир величин».
Работа с часами , с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в
обозначении месяца, запись знаменательных дат). История создания циферблата. Задачи с
циферблатом. История создания часов. Задачи с часами. Задачи про песочные часы. История
создания календаря. Виды календарей. Задачи про календарь. Задачи на определение возраста.
Р а з д е л «Мир занимательных задач»
Нестандартные задачи. Задачи на части. Задачи на определение количества разломов. Задачи
про стоимость. Задачи про расстановку стульев. Комбинаторные задачи. Задачи на вероятность.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Плоские и объемные фигуры. Объемные фигуры. Куб. Занимательные задания с
геометрическими фигурами. Игры с кубиками. Развертка куба. Задачи с развертками. Изготовление
модели куба с осью вращения.
Р а з д е л «Мир величин».
Старинные меры длины. Игры на развитие глазомера.
Как измеряли массу на Руси, история единиц массы. Как появились весы.
единицы массы.
Старинные меры площади. Старинные меры объема.

Старинные

Р а з д е л «Математические игры».
Интересные приемы устного счета. Математические фокусы. Числовые головоломки,
отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Математическое путешествие
«По сказкам А. С. Пушкина».
К окончанию второго года обучения учащиеся научатся:
10

• устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов;
• различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
• решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов)
комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление
числа пар на множестве из 3–5 элементов;
• выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных
экспериментов;
• правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• объяснять, как получен результат заданного математического фокуса;
• объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и
решением.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
Тема занятия

Колич
ество часов план

факт

Раздел «Математическое справочное бюро»
1

Для чего изучают
считали в Древней Руси.

математику.

Как

1

2

Арабские цифры. Числовые ребусы.

1

3

Мы живем в мире больших чисел.
Сведения из истории математики: возникновение
линейки.

1

4

Числа-великаны.

1

Раздел «В мире логики»
5

Секреты умножения .Задачи на поиск
закономерностей.

1

6

Числовые головоломки. Лабиринты.

1

7

Числовые головоломки. История первых
головоломок.

1

8

Числовые ребусы. Загадки.

1

9

Числовые последовательности.

1

Раздел «Мир величин»
10

История создания часов. Задачи с часами.
Работа с часами.

1

11

История создания циферблата. Задачи
с циферблатом.

1

12

Задачи про песочные часы.

13

История создания календаря.
календарей. Задачи про календарь.

14

Задачи на определение возраста.

1
Виды

1
2
11

№
п/п

Дата
Тема занятия

Колич
ество часов план

факт

–15
Раздел «Мир занимательных задач»
16

Нестандартные задачи.

1

17

Задачи на части.

1

18

Задачи
разломов.

на

определение

количества

1

19

Задачи про стоимость.

2

21

Задачи про расстановку стульев.

1

22

Комбинаторные задачи.

2

–20

–23
24

Задачи на вероятность. Блиц - турнир по
решению задач.

1

Раздел «Геометрическая мозаика»
25

Плоские и объемные фигуры.

1

26

Объемные фигуры. Куб. Развёртка куба.
Задания с развёрткой куба.

1

27

Игры с кубиками. Изготовление модели
куба с осью вращения.

1

Раздел «Мир величин»
28

Старинные единицы длины. Игры на
развитие глазомера.

1

29

Старинные единицы массы. Как измеряли
массу на Руси.

1

30

Старинные меры площади.

1

31

Старинные меры объема.

1

Раздел «Математические игры»
32

Математические фокусы. Интересные
приёмы устного счёта. Числовые головоломки,
кроссворды, отгадывание задуманных чисел.

2

34

Математическое
сказкам А. С. Пушкина».

1

–33

Итого

путешествие

«По

34

12

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТРЕТИЙ ГОД
Цели третьего года обучения: развивать устойчивый интерес учащихся к математике,
совершенствовать навыки решения нестандартных задач, способствовать развитию умения
самостоятельно находить необходимую информацию, научить различать плоские и объемные
геометрические фигуры, научить определять площади различных геометрических фигур,
совершенствовать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной
литературой.
Р а з д е л «Математические игры».
О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Числовые
головоломки.
Волшебные превращения цифр. Римская нумерация. Ребус. Числовые ребусы. Шифровки и
кодирование текста. Задачи со спичками.
Р а з д е л «Геометрическая мозаика».
Игра «Оцени величины предметов на глаз». Латинский алфавит. Составление картинки с
заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.
Изготовление моделей куба, пирамиды. Объемные геометрические тела. Развертка куба, пирамиды.
Разрезание и развертки. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
Р а з д е л «Мир занимательных задач».
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия, нереальными данными.
Составление аналогичных задач и заданий. Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи
на активный перебор вариантов отношений.
Выбор наиболее эффективных способов решения. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи на пропорции. Задачи на количество голов и хвостов. Задачи, которые решаются с
конца. Задачи про колесо и шестеренки. Разъезды и переправы. Задачи на движение. Решение
логических задач. Задачи про этажи. Задачи про масштаб. Задачи на переливание. Задачи про
площадь. Комбинаторные задачи. Задачи про хоровод. Задачи, которые решаются с помощью
чертежа. Истинностные задачи.
Р а з д е л «В мире логики.
Задачи на равновесие, логические задачи («кто есть кто?»), на перебор вариантов с помощью
рассуждений над выделенной гипотезой. Старинные задачи «Как определить значение выражения,
не выполняя вычислений».
Ищем пропущенное число. Зависимость компонентов сложения, вычитания, умножения,
деления. Цифры «счастливого» билета. Викторина «Юный профессор математики».
К окончанию третьего года обучения учащиеся научатся:
• выполнять прикидку результатов арифметических действий;
• понимать и объяснять решение нестандартных задач;
• читать и строить вспомогательные модели к задачам;
• распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;
• распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при
изменении их положения в пространстве;
• читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать
комбинаторные задачи различных видов;
• находить вероятности простейших случайных событий;
• осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование
информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового
характера).
13

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата
Тема занятия

Колич
ество часов план

факт

Раздел «Математические игры»
1

О математике с улыбкой. Высказывания
великих людей о математике. Числовые
головоломки.

1

2–

Числовые
ребусы.
Волшебные
превращения цифр. Римская нумерация.

2

3
4

Шифровки и кодирование текста

1

5

Задачи со спичками

1

Раздел «Геометрическая мозаика»
6

Объемные
геометрические
Определение величины предмета на глаз.

7

Развертка куба, пирамиды.
развертки.

1
1

8

Разрезание
алфавит.

Латинский

1

9–

Задачи на разрезание на клетчатой
бумаге. Составление картинки с заданным
разбиением на части, с частичным разбиением,
без разбиения на части.

2

10

и

тела.

Раздел «Мир занимательных задач»
11

Задачи на пропорции. Выбор наиболее
эффективных способов решения.

1

12

Задачи на количество голов и хвостов.
Задачи на активный перебор вариантов.

1

13

Задачи, которые решаются с конца.

1

14

Задачи про колесо и шестеренки.

1

15

Разъезды и переправы.

1

16

Задачи
на движение.
аналогичных задач и заданий.

Составление

2

18

Решение логических задач. Задачи с
некорректными данными.

1

–17

19

Задачи про этажи.

1

20

Задачи про масштаб.

1

21

Задачи на переливание.

1

22

Задачи

про

площадь.

Задачи

с

1
14

№
п/п

Дата
Тема занятия

Колич
ество часов план

факт

избыточными и нереальными данными.
23

Комбинаторные задачи.

3

26

Задачи про хоровод.

1

27

Геометрические задачи.

1

–25

28

29

Задачи, которые решаются с помощью
чертежа. Использование знаково- символических
средств для моделирования ситуаций.
Истинностные задачи.

1

2

–30
Раздел «В мире логики»
31

32

Как определить значение выражения,
не выполняя вычислений. Задачи на равновесие,
на перебор вариантов.
Ищем пропущенное число.

1

1

33

Зависимость компонентов
вычитания, умножения, деления.

сложения,

1

34

Цифры «счастливого» билета. Викторина
«Юный профессор математики»

1

Итого

34

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»:
Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического
конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».