Приложение 2.2.17. РП_Технология 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.2.17
к основной образовательной программе среднего общего образования
Рабочая программа учебного предмета
Технология
10 – 11 классы

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного ) общего
образования по технологии (базовый уровень) к учебнику «Технология» (базовый уровень) для
учащихся 10 класс. Москва.; Вентана-Граф, 2020. Авторы: В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш, О.П.
Очинин, Д.В. Виноградов (под редакцией В.Д. Симоненко).
Учебник «Технология 10» предназначен для учащихся универсального уровня обучения. Книга
освещает широкий спектр актуальных проблем современной технологии, развивает качества
креативности, учит нестандартному творческому подходу к решению насущных задач, готовит
старшеклассников к активной профессиональной деятельности. Соответствует федеральному
государственному образовательному стандарту среднего общего образования.
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми и
инструктивно-методическими документами:
•
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования;
•
федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской
Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на
2020 -2021 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в
соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного
стандарта общего образования;
•
методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях
введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
Воспитательный потенциал предмета «Технология» реализуется через:
✓
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработка своего к ней
отношения.
✓
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе
✓
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися, интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся
✓
Инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформление собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивание своей точки
зрения
✓
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими и сертниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации
✓
Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с обучающимися.
Специфика предмета.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации на изучение технологии в 10 классе отводится 68 часов, из расчета 2 ч. в неделю. И в 11
классе – 68 часов. Итого 136 часов
Цели изучения курса
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
•
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном
развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности;
способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду
и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
•
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и

изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и
экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья,
образовательным потенциалом, личностными особенностями;
•
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к
самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере
технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных
объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
•
воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры,
ответственного отношения к труду и результатам труда;
•
формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда,
товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Задачи предмета:
•
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новым формам организации
труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
•
ознакомить с базовыми экономическими понятиями и категориями, дающими возможность
принимать эффективные экономические и организационные решения в условиях конкуренции и
меняющейся социально-экономической ситуации;
•
сформировать экономическую культуру, экономическое мышление;
•
воспитывать уважение к частной собственности, прививать этику предпринимательской
деятельности;
•
ознакомить с рыночным механизмом превращения имеющихся знаний и умений в конечный
потребительский продукт посредством организации предпринимательской деятельности;
•
ознакомить с отраслями современного производства и сферы услуг;
•
ведущими предприятия региона;
•
творческими методами решения технологических задач;
•
назначением и структурой маркетинговой деятельности на предприятиях;
•
основными функциями менеджмента на предприятии;
•
основными формами оплаты труда;
•
порядком найма и увольнения с работы;
•
содержанием труда управленческого персонала и специалистов распространенных профессий;
•
устойчивостью конъюнктуры по отдельным видам работ;
•
источниками информации о вакансиях для профессионального образования и
трудоустройства;
•
путями получения профессионального образования и трудоустройства;
•
повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения
потребности в самосовершенствовании;
•
воспитать у учащихся бережное отношение к ресурсам, трудолюбие, гуманность,
порядочность.
Одна из важных задач – научить учащихся добросовестно производить и реализовывать товары и
услуги; осуществлять смелые, важные и трудные проекты; сформировать готовность добровольно
брать на себя трудные дела, идти на риск, связанный с реализацией новых, дерзких идей;
придумывать новые или улучшать существующие товары и услуги.
Рабочая программа 10 класса включает в себя следующие разделы: «Технологии в современном
мире», «Методы решения творческих задач», «Профессиональное самоопределение и карьера»,
«Проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения
конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов
природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические
сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы,
связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических
сведений.
В программе по Технологии 10 класс предусмотрено выполнение школьниками
итоговой(аттестационной) исследовательской проектной работы, рассчитанной на один год. При

организации проектной деятельности учащихся основной акцент их работы должен быть нацелен на
потребительское назначение идеи (изделия).
Воспитательный потенциал предмета «Технология» реализуется через:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
•
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Планируемые результаты:
Основными результатами освоения учащимися образовательной области «Технология» являются:
•
овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих
современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда,
спросе на рынке труда;
•
овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для
проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми
функциональными и эстетическими свойствами;
•
наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные
интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и
профессиональные планы;
•
формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда,
самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
•
развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для
последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Учащиеся должны знать:
•
понятия о профессиях и профессиональной деятельности, сферы трудовой деятельности;
•
понятия об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, психофизиологических
и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
•
цели и задачи экономики, место предпринимательства в экономической структуре общества;
принципы и формы предпринимательства, источники его финансирования;
•
порядок создания предприятий малого бизнеса, организационно-правовые формы,
•
чем отличается предпринимательство от других видов экономической деятельности, что такое
предпринимательский риск,
•
условия прибыльного производства;
•
роль менеджмента и маркетинга в деятельности предпринимателей
•
кто может быть участником предпринимательской деятельности,

какие документы дают право на осуществление индивидуальной предпринимательской
деятельности.
•

Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
осуществлять самоанализ развития своей личности;
анализировать информацию о современных формах и методах хозяйствования в условиях
рынка;
•
иллюстрировать на конкретных примерах роль предпринимательства в экономической жизни
общества;
•
выдвигать деловые идеи;
•
характеризовать отдельные виды предпринимательской деятельности;
•
изучать конъюнктуру рынка, определять себестоимость произведенной продукции,
разрабатывать бизнес-план;
•
находить необходимые сведения о товарах и услугах, используя различные источники
информации;
•
распределять обязанности при коллективном выполнении трудового задания;
•
решать технологические задачи с применением методов творческой деятельности;
•
планировать и организовывать проектную деятельность и процесс труда;
•
уточнять и корректировать профессиональные намерения.
•
•
•

Использовать полученные знания для:
•
повышения активности процесса и результатов своего труда;
•
поиска и применения различных источников информации;
•
соотнесения планов трудоустройства, получения профессионального образования;
•
составления резюме при трудоустройстве.
Основное содержание
1. Технология как часть общечеловеческой культуры 5ч
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная
составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура».
Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных
технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три
составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады
и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники.
Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение
металлургии).
2.Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества.5 ч
Теоретические сведения. Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и
состояние окружающей среды. Динамика развития промышленных технологий и истощение
сырьевых ресурсов «кладовой» Земли. Основные насущные задачи новейших технологий.
Современная энергетика и энергоресурсы. Технологические процессы тепловых, атомных и
гидроэлектростанций, их влияние на состояние биосферы. Проблема захоронения радиоактивных
отходов.
Промышленность, транспорт и сельское хозяйство в системе природопользования.
Материалоёмкость современной промышленности. Потребление воды и минеральных ресурсов
различными
производствами.
Коэффициент
использования
материалов. Промышленная
эксплуатация лесов. Отходы производств и атмосфера. Понятия «парниковый эффект», «озоновая
дыра».
Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на
экосистемы. Агротехнологии: применение азотных удобрений и химических средств защиты
растений. Животноводческие технологии и проблемы, связанные с их использованием.

Практические работы. Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости
воздуха.
3.
Природоохранительные технологии 6 ч
Теоретические сведения. Природоохранные технологии. Основные направления охраны природной
среды. Экологически чистые и безотходные производства. Сущность и виды безотходных
технологий. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Комплекс мероприятий по
сохранению лесных запасов, защите гидросферы, уменьшению загрязнённости воздуха.
Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Сохранение
гидросферы. Очистка естественных водоёмов. Понятие «альтернативные источники энергии».
Использование энергии Солнца, ветра, приливов и геотермальных источников, энергии волн и
течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки. Исследования возможности применения
энергии волн и течений.
Практические работы. Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации
4. Перспективные направления развития современных технологий13 ч
Теоретические
сведения. Основные
виды
промышленной
обработки
материалов.
Электротехнологии и их применение: элекронно-ионная (аэрозольная) технология; метод магнитной
очистки; метод магнитоимпульсной обработки; метод прямого нагрева; электрическая сварка.
Лучевые технологии: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии;
ультразвуковая сварка и ультразвуковая дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка,
сварка; применение в порошковой металлургии. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии: история открытия. Понятия нанотехнологии»., «наночастица»,
«наноматериал». Нанопродукты: технология поатомно. Пути развития индустриального
производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное
(поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения
потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические
машины. Глобализация системы мирового хозяйства.
й (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологии.
5. Понятие творчества 6 ч
Теоретические сведения. Понятие творчества. Введение в психологию творческой деятельности.
Понятие «творческий процесс». Стадии творческого процесса. Виды творческой деятельности:
художественное, научное, техническое творчество. Процедуры технического творчества.
Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект
интеллектуальной собственности.
Способы повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие
«творческая задача». Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их
особенности и области применения. Теория решения.
Понятие «ассоциации». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность
и применение
изобретательских задач (ТРИЗ). Защита интеллектуальной собственности.
Практическая работа. Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач.
6. Технология проектирования изделий 12ч
Теоретические сведения. Проектирование как создаю новых объектов действительности.
Особенности современного проектирования. Возросшие требования к проектированию. Техникотехнологические,
социальные,
экономически
экологические,
эргономические
факторы
проектирования. Учёт требований безопасности при проектировании. Качества проектировщика.
Значение эстетического фактора в проектировании, с эстетические требования к продукту труда.
Художественный дизайн. Закономерности эстетического восприятия. Закон гармонии.
Практические работы. Решение тестов на определение наличия качеств проектировщика. Выбор
направления сферы деятельности для выполнения проекта.
Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности, 2ч
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности.
Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование
действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании,
действия по коррекции проекта
Источники информации при проектировании, 2 ч

Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации
на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические
словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные
проекты.
Поиск
информации
по
теме
проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка
идей и предложений
Создание банка идей продуктов труда
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика.
Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к
выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование
методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего
усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия.
Практические
работы. Создание
банка
идей
и
предложений.
Выдвижение
идей
усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние
потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских
товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей
проекта
на
основании
выявления
общественной
потребности
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение
анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда,2 ч
Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, её цели,
принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной
деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы
разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития
производства.
Понятие
кооперации.
Понятия
специальности
и
перемены
труда.
Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей
профессиональной деятельности. Определение по видам специализации груда: профессии родителей,
преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм
разделения труда в организации.
2.Профессиональное самоопределение и карьера 5 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты
профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность,
профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную
подготовку. Планирование профессиональной карьеры.
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей
профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос
и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и
профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых
действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников
различных профессий.
Виды и формы получения профессионального образования
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения
профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг.
Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие
«профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как
форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации.
Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме
Планирование профессиональной карьеры
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по
достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных
качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»
Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности
Теоретические сведения. Планирование профессиональной и учебной проектной деятельности.
Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование
действий. Алгоритм дизайна. Петля дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании,
действия по коррекции проекта
Практическая работа. Планирование деятельности по учебному проектированию.
Источники информации при проектировании
Теоретические сведения. Роль информации в современном обществе. Необходимость информации
на разных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические
словари, Интернет, E-mail, электронные справочники, электронные конференции, телекоммуникационные
проекты.
Поиск
информации
по
теме
проектирования.
Практические работы. Воссоздать исторический ряд объекта проектирования. Формирование банка
идей и предложений.
Создание банка идей продуктов труда
Теоретические сведения. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика.
Создание банка идей продуктов труда. Методы формирования банка идей. Творческий подход к
выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование
методов ТРИЗ). Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего
усовершенствования. Графическое представление вариантов будущего изделия. Клаузура.
Практические
работы. Создание
банка
идей
и
предложений.
Выдвижение
идей
усовершенствования своего проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта с использованием метода морфологического анализа.
Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг,
Теоретические сведения. Проектирование как отражение общественной потребности. Влияние
потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских
товаров и услуг. Конкуренция товаропроизводителей. Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей
проекта на основании выявления общественной потребности.
Практические работы. Составление анкеты для изучения покупательского спроса. Проведение
анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.
Правовые отношения на рынке товаров и услуг
Теоретические сведения. Понятия «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг.
Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателем и производителем (продавцом).
Страхование. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки,
маркировка, штрих код. Сертификация продукции.
Практические работы. Изучение рынка потребительских товаров и услуг. Чтение учащимися
маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию
3.Культура труда и профессиональная этика, 3 ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая
дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха.
Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой
деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение
о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного
изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие
эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей
профессиональной деятельности.
3. Культура труда и профессиональная этика3ч
Теоретические сведения. Понятие культуры труда и её составляющие. Технологическая
дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха.
Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой
деятельности.
Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение
о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.
Практические работы. Расчёт эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного
изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие
эффективность учёбы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей
профессиональной деятельности
4. Профессиональное становление личности 3 ч
Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты
профессионального становления личности (выбор профессии, профессиональная обученность,
профессиональная компетентность, профессиональное мастерство).
Понятия карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную
подготовку. Планирование профессиональной карьеры
Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей
профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.
Рынок труда и профессий
Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос
и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и
профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости.
Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых
действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников
различных профессий.
5.Центры профконсультационной помощи
Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Методы и формы работы
специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочноинформационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.
Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их
работой.
Виды
и
формы
получения
профессионального
образования
Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения
профессионального образования. Начальное, среднее и высшее профессиональное образование.
Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг.
Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.
Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.
6. Трудоустройство. С чего начать?
Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие
«профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как
форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации.
Типичные ошибки при собеседовании.
Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.
Подготовка к профессиональной деятельности
Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по
достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных
качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.
Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Тематическое планирование.
10 класс
№
урока

Кол-во
часов

I. Технологии как часть общечеловеческой культуры.

5

1
2

Технологическая культура
Понятие «технология»

2
2

3
4
5

Технологические уклады
Связь технологий с наукой, техникой и производством
Практическая работа «. Доклад об открытии в истории науке
или технике»
II. Промышленные технологии и глобальные проблемы
человечества
Энергетика и энергоресурсы
Практическая работа. « Посадка деревьев и кустарников возле
школы»
Промышленные технологии и транспорт
Практическая работа. « Оценка запыленности воздуха»
Сельское хозяйство в системе природопользования
III. Природоохранные технологии
Экологический мониторинг
Применение экологически чистых и безотходных производств
Практическая работа. «Оценка качества пресной воды»
Использование альтернативных источников энергии
Экологическое сознание и экологическая мораль в
техногенном мире
Практическая работа «Уборка мусора около школы»
IV. Перспективные направления развития современных
технологий
От резца до лазера
Современные электротехнологии
Лучевые технологии
Ультразвуковые технологии
Плазменная обработка
Технологии послойного прототипирования
Нанотехнологии
Новые принципы организации современного производства
Автоматизация технологических процессов
Работа над творческим проектом
Защита творческих проектов
V. Понятие творчества
Творческий процесс
Защита интеллектуальной собственности
Практическая работа «Решение творческой задачи»
Логические и эвристические методы решения задач

2
2
2

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18-19
20
21
22
23
24
25
26
27-28
29
30
31
32
33-34

35
36
37
38

Разделы и темы уроков

10
2
2
2
2
2
12
2
2
2
2
2
2
26

VI. Технология проектирования изделий
Особенности современного проектирования

2
4
2
2
2
2
2
2
2
4
2
12
2
2
2
4
68
24
2

Законы художественного конструирования
Экспертиза и оценка изделия
Практическая работа «Проведение экспертизы ученического

2
2
2

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

рабочего места»
Алгоритм дизайна
Банк идей
Дизайн отвечает потребностям
Мысленное построение нового изделия
Мечта и реальность
Научный подход в проектировании изделий
Практическая работа «Приступим к материализации проекта»
Контрольная работа в виде тестирования
VII. Профессионально самоопределение и карьера
Профессиональная деятельность
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной
деятельности
Практическая работа «Определение цели и задачи своей
будущей профессиональной деятельности»
Нормирование и оплата труда
Практическая работа «Выполнение тестовых заданий»
V III. Культура труда и профессиональная этика
Понятие «культура труда»
Профессиональная этика
Самостоятельная работа «Обоснование смысла и содержания
этических норм своей будущей профессиональной
деятельности»
IV. Профессиональное становление личности
Этапы профессионального становления
Профессиональная карьера
Практическая работа «Составление своей будущей
профессиональной карьеры»
V. Подготовка к профессиональной деятельности»
Рынок труда и профессий
Виды профессионального образования
VI. Трудоустройство. С чего начать?
Профессиональное резюме
Формы самопрезентации для профессионального образования
и трудоустройства
Практическая работа «Составление своего резюме»
Морфологический анализ
Функционально-стоимостной анализ
Эвристические методы, основанные на ассоциации
Метод фокальных объектов
Метод гирлянд случайностей и ассоциаций
Практическая работа «Ассоциативная цепочка шагов»

2
2
2
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
6
2
2
2

6
2
2
2
4
2
2
20
2
4
2
2
2
2
2
2
2
68

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным
предметам и для разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по
русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет
«ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».