Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.
Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д
Приложение № 2.1.25 (1)
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса
«Географическое краеведение»
9 класс
Кытлым
2023-2024
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по
географии в 2023-2024 учебном году.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи
экзамена в 2023-2024 учебном году.
Программа также может быть использована для расширения и углубления программ
предпрофильного обучения по географии и построения индивидуальных образовательных
направлений учащихся, проявляющих интерес к науке.
Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем
основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные
пробелы.
Целью курса является
повышение уровня предметной и психологической
подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по
географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими
навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Основные задачи:
•
осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое
обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;
•
выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных
стандартов;
•
обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех
участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;
•
закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным
курсам географии основной школы;
•
формировать
навыки
аналитической
деятельности,
прогнозирования
результатов для различных вариативных ситуаций;
•
развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе
поиска решений;
•
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе
дальнейшего профиля обучения
Формы контроля
Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование,
самостоятельная работа учащихся на уроке и дома.
Курс рассчитан на 17 часов. Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения
учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных
лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с
кратким ответом, анализа трудных заданий.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс
является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности
преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за
пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся,
повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации
к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по
различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к
единому государственному экзамену.
Ожидаемые результаты
Полученные знания должны помочь учащимся:
-успешно сдать экзамен по географии
-определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения)
-закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий
В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания:
-закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии
6-9 класса общеобразовательной школы
-отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий,
формирующие научную картину мира.
Воспитательный потенциал
Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся,
направленную на изучение своего региона, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение и
воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и становление гражданской позиции на
конкретном жизненном материале по известному дидактическому правилу: «От известного к
неизвестному, от близкого к далекому». Имея представление о природе и закономерностях ее
развития, а также о населении и хозяйстве России, легче усваивать материал своей малой Родины.
Огромную роль играет связь истории родного края, своего региона с природой, экологией, с людьми,
которые причастны к событиям прошлого и настоящего. Экскурсии на местные предприятия,
походы к объектам природы, встречи с людьми старшего поколения, помогают бережнее относиться
к окружающей природе, гуманному отношению к людям своего края, что особенно необходимо
молодому поколению.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Раздел
1.
Источники географической
информации(1час).
2.
История географических
открытий(1час).
3.
Оболочки Земли(4часа).
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Материки. Их
географические объекты и
страны (3часа).
Россия. Географическое
положение. Границы.
Часовые пояса. Природа.(5
часов).
11.
12.
13.
14.
15.
Население России(1час).
16.
Хозяйство России (2часа).
17.
Тема
План местности, топографическая карта,
мелкомасштабные карты: их масштаб, условные
знаки, градусная сетка, географические
координаты. Практические работы в рамках
ОГЭ.
Повторение географических открытий.
Составлению сводной таблицы и работа с
картой »Важнейшие путешествия»
Литосфера. Главные географические
закономерности.
Атмосфера. Практическая работа.
Климатограмма.
Гидросфера. Связь с атмосферой.
Биосфера. Географическая оболочка. Охрана
природы.
Африка
Кол-во
часов
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
1час.
1 час.
1 час.
Австралия, Южная Америка, Антарктида
Евразия
Географическое положение. Границы.
Практическая работа в рамках ОГЭ. Работа с
картами атласа
1 час.
1 час.
1 час.
Часовые пояса. Практическая работа.
Определение поясного времени.
Влаимосвязь строения земной коры, рельефа и
полезных ископаемых. Главные объекты
рельефа и полезных ископаемых Практическая
работа. Составление таблицы.
Климат . Климатограммы.Практическая работа.
Решение задач.
Внутренние воды. Природные
комплексы.Практическая работа. Определение
региона по описанию
Население России.Практические работы в
рамках ОГЭ.
Место России в хозяйстве мира.Отрасли
хозяйства.Практическая работа. Сводная
таблица.
Практическая работа. Определение региона
(субъекта федерации) по описанию.
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
1 час.
Перечень учебно - методического обеспечения
1.Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюдова «География начальный курс» 6 класс изд. «Дрофа» 2013г.
2. Рабочие тетради для выполнения тренировочных заданий по географии. 6 -9 классы.
3.В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, География материков и океанов,7 класс – М.: Дрофа,
2012г..
4.Атлас. География материков и океанов. 7 класс.-М.: Дрофа
5.И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008.
6.И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География
России. Природа.“8 класс М.: Дрофа, 2008.
7. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007.
8.Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы:
Репетиционная сессия1, Москва ,изд.центр«Вентана- Граф», 2010
9.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru
Оборудование уроков.
1.Калькулятор.
2.Транспартир
3.Комплекс контурных карт
4. Атласы для 7, 8. 9 классов
5. Спецификация контрольных материалов для проведения основного гос.экзамена по географии.
6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для
проведения ОГЭ по географии.
7. Демонстрационные варианты КИМ для проведения ОГЭ по географии.