Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 2.1.25 (1) к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа учебного курса «Географическое краеведение» 9 класс Кытлым 2023-2024 Пояснительная записка Данная программа составлена на основе кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в 2023-2024 учебном году. Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена в 2023-2024 учебном году. Программа также может быть использована для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по географии и построения индивидуальных образовательных направлений учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволит расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса географии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Основные задачи: • осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов; • выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов; • обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации; • закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы; • формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций; • развивать познавательный интерес , интеллектуальные способности в процессе поиска решений; • формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения Формы контроля Многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование, самостоятельная работа учащихся на уроке и дома. Курс рассчитан на 17 часов. Программа курса выстроена в логике постепенного усвоения учащимися основного содержания географических знаний. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Ожидаемые результаты Полученные знания должны помочь учащимся: -успешно сдать экзамен по географии -определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей (профиля обучения) -закрепить практические навыки и умения решения разноуровневых заданий В процессе обучения на занятиях учащиеся приобретают следующие знания: -закрепляют и систематизируют знания по основным разделам пройденного курса географии 6-9 класса общеобразовательной школы -отрабатывают применение теоретических знаний на практике решения заданий, формирующие научную картину мира. Воспитательный потенциал Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение своего региона, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и становление гражданской позиции на конкретном жизненном материале по известному дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому». Имея представление о природе и закономерностях ее развития, а также о населении и хозяйстве России, легче усваивать материал своей малой Родины. Огромную роль играет связь истории родного края, своего региона с природой, экологией, с людьми, которые причастны к событиям прошлого и настоящего. Экскурсии на местные предприятия, походы к объектам природы, встречи с людьми старшего поколения, помогают бережнее относиться к окружающей природе, гуманному отношению к людям своего края, что особенно необходимо молодому поколению. Календарно-тематическое планирование №п/п Раздел 1. Источники географической информации(1час). 2. История географических открытий(1час). 3. Оболочки Земли(4часа). 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Материки. Их географические объекты и страны (3часа). Россия. Географическое положение. Границы. Часовые пояса. Природа.(5 часов). 11. 12. 13. 14. 15. Население России(1час). 16. Хозяйство России (2часа). 17. Тема План местности, топографическая карта, мелкомасштабные карты: их масштаб, условные знаки, градусная сетка, географические координаты. Практические работы в рамках ОГЭ. Повторение географических открытий. Составлению сводной таблицы и работа с картой »Важнейшие путешествия» Литосфера. Главные географические закономерности. Атмосфера. Практическая работа. Климатограмма. Гидросфера. Связь с атмосферой. Биосфера. Географическая оболочка. Охрана природы. Африка Кол-во часов 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1час. 1 час. 1 час. Австралия, Южная Америка, Антарктида Евразия Географическое положение. Границы. Практическая работа в рамках ОГЭ. Работа с картами атласа 1 час. 1 час. 1 час. Часовые пояса. Практическая работа. Определение поясного времени. Влаимосвязь строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых. Главные объекты рельефа и полезных ископаемых Практическая работа. Составление таблицы. Климат . Климатограммы.Практическая работа. Решение задач. Внутренние воды. Природные комплексы.Практическая работа. Определение региона по описанию Население России.Практические работы в рамках ОГЭ. Место России в хозяйстве мира.Отрасли хозяйства.Практическая работа. Сводная таблица. Практическая работа. Определение региона (субъекта федерации) по описанию. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. 1 час. Перечень учебно - методического обеспечения 1.Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюдова «География начальный курс» 6 класс изд. «Дрофа» 2013г. 2. Рабочие тетради для выполнения тренировочных заданий по географии. 6 -9 классы. 3.В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, География материков и океанов,7 класс – М.: Дрофа, 2012г.. 4.Атлас. География материков и океанов. 7 класс.-М.: Дрофа 5.И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2008. 6.И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“8 класс М.: Дрофа, 2008. 7. В.П. Дронов. В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство. 9 класс – М.: Дрофа, 2007. 8.Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия1, Москва ,изд.центр«Вентана- Граф», 2010 9.Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru Оборудование уроков. 1.Калькулятор. 2.Транспартир 3.Комплекс контурных карт 4. Атласы для 7, 8. 9 классов 5. Спецификация контрольных материалов для проведения основного гос.экзамена по географии. 6. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения ОГЭ по географии. 7. Демонстрационные варианты КИМ для проведения ОГЭ по географии.