Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 2.1.24 к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа учебного курса Русский язык на «Отлично» 7-8 классы п. Кытлым 2023 -2024 учебный год 1. Планируемые результаты факультативного курса «Русский язык на «Отлично». Личностные результаты: - Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе в единстве с учебной и воспитательной деятельности, способствующие процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности через: - воспитание российской гражданственности: осознание своей причастности к Родине, ее истории, народу, ее истокам и корням; готовность к разнообразной совместной деятельности; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - патриотическое воспитание: вклад великих отечественных учёных лингвистов в развитие науки, создание научных школ с мировым именем, в укреплении обороноспособности государства, защите Отечества; способность применения законов лингвистики в быту и народном хозяйстве, осознание влияния развития русского языка на благосостояние страны. - духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. - эстетическое воспитание: воспитание аккуратности, стремления поддерживать чистоту и соблюдать строгий порядок в ведении записей на доске и в тетради, воспитание культуры речи, письма, организованности в работе красоты собственного познания; - стремление к самовыражению в разных видах искусства на примере биографий отечественных ученых – лингвистов, создание творческих презентаций, стихотворений и сочинений на различные темы; - физическое воспитание и формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: владение правилами поведения в целях сбережения здоровья и окружающей природной среды; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; - трудовое воспитание: воспитание навыков учебного труда во внеурочной деятельности; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; изучение терминов и понятий профессионального характера, названия профессии, производств, трудовых действий, предметов труда, материалов и инструментов с помощью словаря; - экологическое воспитание: формирование экологического мышления и нового типа поведения в окружающей среде; формирование положительного отношения к природе и окружающей среды по средствам анализа художественных текстов, несущих экологическую информацию, текстов описательного характера с преобладающей эстетической направленностью, текстов, содержащих научнопопулярную информацию о природе; - ценности научного познания: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Метапредметные результаты: Регулятивные: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности свое работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); -пользоваться словарями, справочниками; -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. -высказывать и обосновывать свою точку зрения; - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - задавать вопросы. Предметные результаты: 1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации. 2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий обучащиеся научатся: - работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю); - четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; - выполнять различные типы заданий; - самостоятельно распределять время на выполнение заданий; - правильно отмечать в бланке вариант ответа; - вносить исправления в бланк экзаменационной работы; - сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут. При подготовке к устному собеседованию обучающиеся научатся: - свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения; - способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; -методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение; - уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения. Программа элективного курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности. Связь с рабочей программой воспитания школы Воспитательный потенциал предмета «Русский язык на «Отлично» реализуется через: - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации - Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. 2. Содержание курса. Блок I «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» 1. Чтение текста вслух (4 ч) Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче. 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 ч) Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности. Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования. 3. Монологическое высказывание (5 ч) Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации. 4. Диалог (2 ч) Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета. Блок II «Подготовка к экзамену по русскому языку» Подготовка к написанию изложения (4 ч) 1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. 2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. 4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 5. Написание изложения. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (5 ч) 1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. 2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. 3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. 4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. 5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. 6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. 7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. 8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. 9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. 10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. 11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. 12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. 13. Сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – (4 ч) 1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. 5. Корректировка текста. Контроль знаний – (4 ч) Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. 3. Тематическое планирование. № Количество Тема занятия урока часов Блок I «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» 1. Выразительное чтение текста (4 ч) 1 Подготовка к выполнению задания 1, выра1 зительное чтение текста. Структура итогового собеседования по русскому языку. Критерии оценки заданий 2 Основные правила выразительного чтения 1 текста 3 Интонационное соответствие пунктуацион1 ному оформлению текста. 4 Соответствие темпа чтения коммуникатив1 ной задаче текста. Контроль. 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 ч) 5 Подготовка к выполнению задания 2, пере1 сказ текста с включением цитаты. Способы запоминания текста. 6 Способы цитирования текста 1 7 Уместное, логичное включение цитаты в 1 текст 8 Пересказ текста с включением цитаты. Кон1 троль 3. Монологическое высказывание (5 ч) 9 Подготовка к выполнению задания 3, моно1 логическое высказывание на предложенную тему. Культура ведения монолога. Тип речи повествование. 10 Культура ведения монолога. Тип речи опи1 сание. 11 Культура ведения монолога. Тип речи рас1 суждение. 12 Грамматические нормы. 1 13 Речевые нормы. Орфоэпические нормы 1 4. Диалог (2 ч) 14 Подготовка к выполнению задания 4, веде1 ние диалога. Понятие о диалоге. Структура диалога. Особенности диалога. Основные правила ведения диалога. Электронные (образовательные ресурсы) Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Понятие о внимательном молчании. Законы 1 риторики диалога. Итоговый контроль (2 ч) 16-17 Тренировочное итоговое собеседование по 2 русскому языку Блок II «Подготовка к экзамену по русскому языку» Подготовка к написанию изложения (4 ч) 18 Определение, признаки и характеристика 1 текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. 19 Композиция, логическая, грамматическая 1 структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка 20 Главная и второстепенная информация в 1 тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 21 Сжатое изложение 1 Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (5 ч) 22 Анализ напечатанного текста, отработка 1 умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. 23 Правописание приставок. Приставки, окан1 чивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. 24 Словосочетание. Виды связи слов в слово1 сочетании. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. 25 Предложение. Односоставные и двусостав1 ные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложе15 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 РЭШ 8 класс нии. 26 Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. Сложные предложения с разными видами связи. Подготовка к написанию сочинениярассуждения (4 ч) 27 Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 28 Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему 29 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста. 30 Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Контроль знаний (4 ч) 31-34 Репетиционный экзамен в формате ОГЭ Общее количество часов 1 1 1 1 1 4 34 https://resh.edu.ru/subject/13/8/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4159f6 РЭШ 7 класс https://resh.edu.ru/subject/13/7/ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f417922 РЭШ 8 класс https://resh.edu.ru/subject/13/8/