Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым СОГЛАСОВАНО педагогическим советом № 7 от 28.12.2022 УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ СОШ № 33 __________ Л.Б. Панина Приказ № 264-д от 28.12.2022 г. Положение о службе школьной медиации 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение регламентирует порядок создания и деятельности Школьной службы медиации (примирения). 1.2. Правовой и методической основой создания и деятельности службы школьной медиации является: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральный закон Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» Стратегия развития воспитания в Российской Федерации, на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р; Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р; Концепция развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, утв. распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 № 1430-р; Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, утв. Минобрнауки РФ от 26.12.2017 № 07-7657; Стандарты восстановительной медиации, разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, 17.02.2009. 1.3. Служба школьной медиации (далее – СШМ) объединяет учащихся, педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении. 1.4. СШМ является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения или правонарушения несовершеннолетних. Метод школьной медиации позволяет образовательной организации и семье воспринимать друг друга как партнеров, стремящихся к одной цели, и объединить их усилия для обеспечения безопасности и благополучия ребенка 2. Цели и задачи СШМ 2.1. Цель создания СШМ - формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты. 2.2. Задачи СШМ: создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп; создание с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с девиантным поведением; внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем; интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям; повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике. 3. Принципы деятельности СШМ 3.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта; 3.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении; 3.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору. 3.4. Принцип информированности сторон, заключающийся в обязанности медиатора предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях. 3.5. Принцип ответственности сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также за соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта 3.6. Принцип самостоятельности. СШМ самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации с соблюдением норм законодательства. 4. Организация деятельности СШМ 4.1. Для организации СШМ директора школы приказом утверждает состав СШМ, в том числе назначает руководителя СШМ. В состав службы школьной медиации могут входить представители родительской общественности и педагогические работники, не являющиеся «заинтересованной» стороной участников конфликта в количестве не менее 3 человек (Состав: председатель СШМ, 1 человек из числа педагогических работников образовательной организации, 1 человек от родителей (законных представителей) обучающихся школы). Специалистом СШМ может стать педагогический работник, которому рекомендуется пройти повышение квалификации по программе «Школьный медиатор». 4.2.. Администрацией школы создаются необходимые условия для обеспечения деятельности СШМ: предоставление помещения, канцелярских принадлежностей, оргтехники и иного оборудования. 4.3. Руководитель службы школьной медиации организует: обучение членов службы школьной медиации методу «школьная медиация», применению медиативного и восстановительного подходов; ознакомительные семинары для педагогических работников школы, учащихся и их родителей о целях, задачах, составе и порядке работы СШМ; согласование решения СШМ по вопросу разрешения конкретного спора или конфликта одним из медиаторов; взаимодействие СШМ со всеми структурными подразделениями школы, органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, опеки и попечительства, дополнительного образования, труда и занятости; взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав ГО Карпинск, органами полиции, судом, если одной из сторон является учащийся образовательной организации, совершивший административное или уголовное правонарушение, в целях досудебного урегулирования ситуации, связанной с правонарушением. 4.4. СШМ осуществляет: разрешение споров и конфликтов между учащимися, родителями, педагогами, педагогами и учащимися, родителями и учащимися, родителями и педагогами, возникающих в школе, на основе информации, полученной от педагогов, учащихся, родителей, администрации школы, а также органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних ГО Карпинск; заключение со сторонами (при необходимости - в письменной форме) соглашения о применении процедуры медиации и медиативного соглашения (примирительного договора) в случае достижения сторонами положительных результатов в разрешении споров или конфликтов путем применения процедуры медиации; контроль и анализ выполнения сторонами медиативного соглашения (примирительного договора); мероприятия по предотвращению возникновения конфликтов в школе, препятствованию их эскалации; внесение на рассмотрение администрации школы предложений по снижению конфликтности в образовательной организации; формирование и обучение «групп равных» в школе; координацию действий участников «групп равных» в работе по распространению знаний о медиации и основах позитивного общения среди учащихся школы; проведение среди педагогических работников, учащихся образовательной организации и их родителей просветительской работы о необходимости конструктивного разрешения споров или конфликтов; ведение журналов регистрации обращений в СШМ и подготовка отчетов о деятельности СШМ, получение у педагогических работников, учащихся и родителей, обратившихся в СШМ, разрешения на обработку их персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; осуществление анализа эффективности деятельности СШМ. 4.5. Медиаторы, входящие в состав членов СШМ, вправе: предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью процедуры медиации; отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной заинтересованности в ее результате; самостоятельно принять решение об обращении к сторонам с предложением участвовать в процедуре медиации, заключении соглашения о применении процедуры медиации и медиативного соглашения (примирительного договора) в письменной или устной форме с учетом сложности спора или конфликта и участия в процедуре медиации представителей органов системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. 4.6. Медиатор, входящий в состав членов СШМ, не вправе: быть представителем какой-либо из сторон; осуществлять деятельность медиатора, если при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в родственных отношениях; делать без согласия сторон публичные заявления по существу спора. 4.7. Требования к соглашению о проведении процедуры медиации: заключается между медиатором и сторонами (при необходимости - в письменной форме); содержит сведения о предмете спора, медиаторе, сторонах и сроках проведения процедуры медиации. 4.8. Требования к медиативному соглашению (примирительному договору): заключается между медиатором и сторонами (при необходимости - в письменной форме); содержит сведения о медиаторе, сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации, согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения, сроках контроля за выполнением обязательств; подлежит исполнению на добровольной основе. 4.9. Службой школьной медиации осуществляется использование медиативного подхода при организации в образовательной организации работы по: предупреждению безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних, являющихся учащимися образовательной организации; осуществлению работы с семьями учащихся образовательных организаций, находящихся в социально опасном положении; воспитанию у учащихся образовательной организации культуры конструктивного поведения в спорах или конфликтах и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях напряжения и стресса; коррекции девиантного поведения несовершеннолетних правонарушителей, являющихся учащимися образовательной организации, в том числе при участии представителей правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 5. Порядок проведения процедуры медиации 5.1. Процедура медиации осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный. 5.2. Подготовительный этап включает: получение информации о споре или конфликте, происходящих в образовательной организации; регистрацию в журнале СШМ информации о споре или конфликте (данные о сторонах, суть спора или конфликта, дата и место, дополнительная информация об участниках и иных обстоятельствах спора или конфликта); определение руководителем СШМ медиатора для разрешения конкретного спора или конфликта; предложение (при необходимости - в письменной форме) каждой из сторон принять участие в разрешении спора или конфликта с помощью процедуры медиации с указанием даты, времени и места проведения встречи; заключение (при необходимости) по согласию сторон соглашения о проведении процедуры медиации; приглашение для участия в процедуре медиации родителей (законных представителей) несовершеннолетнего участника спора или конфликта, и, при необходимости, представителей комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов полиции. 5.3. Основной этап включает: а) проведение встречи с каждой стороной: обращение к сторонам с предложением применить восстановительный подход с целью разрешения спора или конфликта на основе достижения медиатором контакта со сторонами; разъяснение каждой из сторон принципов работы СШМ и способов конструктивного выражения эмоций и требований; обсуждение деталей и хода спора или конфликта, важных с точки зрения сторон, и принципов СШМ; проведение беседы с каждой из сторон с использованием уточняющих вопросов о том, что произошло (до конфликтной ситуации, во время спора или конфликта, после него, в настоящее время, о других участниках, потерпевшем, друзьях каждой из сторон, своих состоянии и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям), переформулирование, уточнение событий, изложенных каждой из сторон; обсуждение возможных способов и последствий разрешения спора или конфликта с точки зрения каждой из сторон, в том числе вариантов заглаживания вины перед потерпевшим; формирование чувства ответственности у каждой из сторон за разрешение спора или конфликта; обсуждение с каждой из сторон планируемой встречи всех сторон спора или конфликта как возможный вариант действия, направленного на их разрешение (примерный план, перечень участников будущей встречи, предпочтительные время и место встречи); информирование каждой из сторон об ожидаемых результатах выполнения медиативного соглашения (примирительного договора); б) проведение встречи сторон: подготовка места проведения встречи сторон с учетом принципов работы СШМ; приветствие медиатором сторон и приглашенных лиц, объявление цели встречи, правил процедуры медиации, позиции медиатора, плана встречи сторон; предложение медиатором каждой стороне высказать свое мнение о споре или конфликте, путях их разрешения, об отношении каждой из сторон к услышанному на встрече сторон; осуществление диалога между сторонами по поводу спора или конфликта и их последствий на основе взаимоуважения сторон и управления эмоциями; нейтрализация медиатором негативных высказываний сторон в целях осуществления конструктивного диалога и сотрудничества сторон; поддержка медиатором выражения сторонами осознания своей вины и прощения друг друга; обсуждение и закрепление оптимальных для сторон вариантов разрешения спора или конфликта, механизма реализации принятых в ходе встречи сторон решений и анализ последствий заключения медиативного соглашения (примирительного договора); уточнение необходимости повторной встречи сторон; отражение эмоционального состояния участников встречи сторон; заключение (при необходимости - в письменной форме) медиативного соглашения (примирительного договора) с учетом согласия сторон. 5.4. Заключительный этап - анализ выполнения медиативного соглашения (примирительного договора) включает: организацию медиатором встречи сторон через 2 - 3 недели после заключения медиативного соглашения (примирительного договора); информирование каждой из сторон о проведенных мероприятиях по выполнению медиативного соглашения (примирительного договора); оценку медиатором объема выполнения медиативного соглашения (примирительного договора); обсуждение целесообразности и результативности проведения процедуры медиации и реализации восстановительного подхода при разрешении спора или конфликта; обсуждение предложений по предотвращению споров или конфликтов в дальнейшем. 5.5. Медиатор и стороны должны принимать все возможные меры для того, чтобы процедура медиации была прекращена в срок не более чем в течение шестидесяти дней. При этом срок проведения процедуры медиации не должен превышать сто восемьдесят дней, за исключением срока проведения процедуры медиации после передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда. 5.6. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами: 1) заключение сторонами медиативного соглашения – со дня подписания такого соглашения; 2) заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям – со дня подписания такого соглашения; 3) заявление медиатора в Письменной форме, направленное сторонам после консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду нецелесообразности ее дальнейшего проведения, - в день направления данного заявления; 4) заявление в письменной форме одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от продолжения процедуры медиации – со дня получения медиатором данного заявления; 5) истечение срока проведения процедуры медиации – со дня его истечения с учетом положений ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» VI. Показатели эффективности деятельности СШМ 6.1. Эффективность деятельности СШМ определяется: нейтрализацией деструктивного влияния неизбежно возникающих споров и конфликтов между участниками образовательного процесса путем обучения педагогических работников и родителей основам медиации, учащихся - медиативному подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»; снижением уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди учащихся образовательной организации; сокращением количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формированием условий для предотвращения неблагополучных траекторий развития каждого учащегося образовательной организации; повышением уровня социальной компетентности всех участников образовательного процесса.