АООП НОО с НОДА вариант 6.2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым

Принята
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 31.08.2019 г.

Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 33
______ Л.Б. Панина
Приказ № 147-д от
30 августа 2019 г.

Адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (НОДА. Вариант 6.2)
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 33 пос. Кытлым
Срок освоения программы – 5 лет
Принята педагогическим советом (Протокол № 1 от 31 августа 2019 г.)
Внесены изменения педагогическим советом:
Протокол № 1 от 28.08.2020 г.
Протокол № 2 от 26.10.2020 г.

ГО Карпинск,
П. Кытлым
2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ .................................................................................. 3
2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1) ........................................ 6
2.1. Целевой раздел ............................................................................................ 6
2.1.1. Пояснительная записка ....................................................................... 6
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с
нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего
образования ...................................................................................................... 8
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования ................................................................ 11
2.2. Содержательный раздел .......................................................................... 12
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
........................................................................................................................... 12
2.3. Организационный раздел ........................................................................ 13
2.3.1. Учебный план ...................................................................................... 13
2.3.2. Система условий реализации адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата ........ 13

2

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение
и
назначение
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опопрно-двигательного аппарата
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
(далееАООП) начального общего образования (далее НОО) для
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (далее НОДА)
– это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО для обучающихся с НОДА разработана и утверждена
Муниципаьлным автономным общеобразовательным учреждением средней
общеоббразовтаельной школой № 33 пос. Кытлым (далее – МАОУ СОШ №
33) в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (далее ФГОС НОО) для детей с
НОДА
на
основе
Примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с НОДА (Одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15)).
АООН НОО для обучающихся с НОДА МАОУ СОШ № 33 определяет
содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся
с НОДА составляют:
 Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ,
от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования для обучающихся с ОВЗ;
 Нормативно-методические
документы
Минобрнауки
Российской
Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
 Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
начального общего образования (ПрАООП) на основе ФГОС для
обучающихся с ОВЗ;
 Устав МАОУ СОШ № 33.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
В основу разработки АООП НОО для обучающихся с нарушениями
опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и
деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО для детей с
НОДА предполагает учет особых образовательных потребностей этих
3

обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования. Это предусматривает возможность
создания с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития
разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии
с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с
НОДА требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
к
созданию
образовательных программ обеспечивает разнообразие содержания,
предоставляя детям с НОДА возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучащихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с НОДА младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности
(предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержания образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для
обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:

придание результатам образования социально и личностно
значимого характера;

прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта
разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного
продвижения в изучаемых образовательных областях;

существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;

обеспечение условий для общекультурного и личностного
развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных
учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов),
позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и
жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с НОДА положены
следующие принципы:- принципы государственной политики РФ в области
4

образования 1 (гуманистический характер образования, единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации,
светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность
системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных
потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его
«зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных
потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании
АООП ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА;
- принцип целостности содержания образования: содержание
образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не
понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности,
обеспечивает возможность овладения детьми с НОДА всеми видами
доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами
познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и
нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений,
сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной
ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной
жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.

Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от
23.07.2013 N 203-ФЗ).
5
1

2. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТ 6.1)
2.1. Целевой раздел
2.1.1. Пояснительная записка
Цель реализации АООП НОО МАОУ СОШ № 33 – обеспечение
планируемых результатов по достижению выпускником с НОДА целевых
установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей,
определяемых
личностными,
семейными,
общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту
поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и
имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками.
Обучающийся с НОДА получает образование, сопоставимое на всех
его уровнях, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в
те же календарные сроки.
Он полностью включѐн в общий образовательный поток (инклюзия) и
по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как
и его здоровые сверстники. Осваивая основную образовательную
Программу, требования к которой установлены действующим ФГОС,
обучающийся с НОДА имеет право на прохождение текущей,
промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах2. Эти
специальные условия аттестаций конкретизируются применительно к
особенностям обучающихся с НОДА по первому варианту ФГОС.
В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с НОДА
должны быть специально организованы в соответствии с особенностями
ограничений его здоровья.
Обязательной является систематическая специальная помощь –
создание условий для реализации особых образовательных потребностей.
ООП (требования к которой установлены действующим ФГОС), обязательно
поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на
развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении ООП.
Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой
частью ООП, осваиваемой обучающимся с НОДА. Требования к структуре,
условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня
образования задаются Стандартом образования обучающихся с НОДА
применительно к каждой категории детей в данном варианте.
Принципы и подходы к формированию АООП НОО
Представлены в разделе 1. Общие положения.
Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации»N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
2

6

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с НОДА
Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата –
неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с
нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со
значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития.
Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной
полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от
причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии
опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю.
Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М.
Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней
10–го пересмотра).
Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования
разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в
большей степени для организации медико-социальной помощи этой
категории
детей.
Для
организации
психолого-педагогического
сопровождения ребѐнка с НОДА в образовательном процессе, задачами
которого являются правильное распознавание наиболее актуальных
проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и
динамическая оценка еѐ результативности, необходимо опираться на
типологию, которая должна носить педагогически ориентированный
характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на
оценке сформированности познавательных и социальных способностей у
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями
функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза,
передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических
средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь.
Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с
отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с
повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в
наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических
вопросах жизни.
Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА
Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а
также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую
логику построения учебного процесса, находят своѐ отражение в структуре и
содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему
характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
 обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в
процессе индивидуальной работы;
7

 требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не
присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся
сверстникам;
 необходимо использование специальных методов, приѐмов и средств
обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных
технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;
 индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для
нормально развивающегося ребѐнка;
 обеспечение особой пространственной и временной организации
образовательной среды;
Для этой группы обучающихся обучение в общеобразовательной
школе возможно при условии создания для них безбарьерной среды,
обеспечения
специальными
приспособлениями
и
индивидуально
адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в
различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в
самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального
обучения
щадящий
режим,
психологическую
и
коррекционнопедагогическую помощь.
2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП
НОО
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с НОДА АООП НОО соответствуют ФГОС НОО3.
Планируемые результаты освоения обучающимися с НОДА АООП
НОО дополняются результатами освоения программы коррекционной
работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями
опорно-двигательного аппарата программы коррекционной работы
По каждому направлению коррекционной работы определяются
планируемые результаты реализации этой программы для каждого
обучающегося.
1. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Медицинская коррекция и реабилитация »:
- Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приѐме медицинских препаратов,
осуществлении вакцинации.
- Умение пользоваться личными адаптивными и ассистивными
средствами в разных ситуациях (очки, специальное кресло, индивидуально
адаптированное рабочее место, специализированные клавиатуры компьютера,
заменители традиционной мышки, памперсы и др.).

3

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785) (ред. от 18.12.2012) (далее –
ФГОС НОО).

8

- Умение удовлетворять биологические и социальные потребности,
адаптироваться к окружающей среде.
- Понимание ребѐнком того, что попросить о помощи при проблемах в
жизнеобеспечении – это нормально и необходимо, не стыдно, не
унизительно. Умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за
помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас
фраз и определений.
- Умение выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей, и
объяснять учителю (работнику школы) необходимость связаться с семьѐй для
принятия решения в области жизнеобеспечения.
- Прогресс в развитии самостоятельности и независимости в быту.
- Представление об устройстве домашней жизни, умение включаться в
разнообразные повседневные дела, принимать посильное участие в них,
адекватная оценка своих возможностей для выполнения определенных
обязанностей в каких-то областях домашней жизни. Сформированность
умения брать на себя ответственность в этой деятельности.
- Представление об устройстве школьной жизни. Умение
ориентироваться в пространстве школы и просить о помощи в случае
затруднений, ориентироваться в расписании занятий. Умение включаться в
разнообразные повседневные школьные дела, принимать посильное участие в
них, брать на себя ответственность. Прогресс ребѐнка в этом направлении.
- Стремление ребѐнка активно участвовать в подготовке и проведении
праздников и других мероприятий дома и в школе, прогресс в этом
направлении.
2. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению:«Психологическая коррекция познавательных
процессов»
- Развитие у ребѐнка любознательности, наблюдательности,
способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со
взрослым исследовательскую деятельность.
-Умение самостоятельно конструировать по моделям, использовать
пространственные и метрические признаки предметов, использование
словесного обозначения пространственных отношений.
- Увеличение объема произвольной памяти в зрительной, слуховой и
осязательной модальности.
- Умение ребенка выделить, осознать и принять цели действия.
- Умение планировать свою деятельность по времени и содержанию.
- Умение контролировать свои действия и вносить необходимые
коррективы.
- Умение обратиться к взрослым при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Психологическая коррекция эмоциональных
нарушений»:
9

- Смягчение эмоционального дискомфорта ребенка, повышение
активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных
реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, такими, как
агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность,
эмоциональная отгороженность.
- Модифицирование эмоциональных отношений и переживаний
ребенка, способов реагирования на отношение к нему окружающих.
- Умение самостоятельно находить нужные формы эмоционального
реагирования и управлять ими.
- Практические умения саморегуляции, включающие выработку
навыков управления вниманием, регуляции ритма дыхания и мышечного
тонуса.
3. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Психологическая коррекция социальнопсихологических проявлений»:
- Уменьшение ореола исключительности психологических проблем.
- Умение получить эмоциональную поддержку от сверстников,
имеющих общие проблемы и цели.
- Умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор.
- Умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д. Умение получать и уточнять информацию от собеседника.
4. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений речи»:
- Умение решать актуальные житейские задачи, используя
коммуникацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели.
- Формирование слухового контроля за своим произношением и
фонематическим анализом.
- Нормализация проприоциптивной дыхательной мускулатуры при и
вне фонации.
- Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи.
- Автоматизация поставленных звуков.
- Умение передать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть
понятым другим человеком. Умение делиться своими воспоминаниями,
впечатлениями и планами с другими людьми.
5. Требования к результатам реализации программы коррекционной
работы по направлению «Коррекция нарушений чтения и письма»:
- Умение чтения разных слогов.
- Умение чтения слов, не несущих смысловой нагрузки.
-Умение чтения текстов, составленных по законам морфологии и
грамматических связей в русском языке из слов, не имеющих семантической
значимости.
- Умение дифференцировать звуки на фонетико-фонематическом
уровне.
10

- Умение осуществлять морфемный анализ и синтез слов.
- Умение
анализировать слова и предложения на лексикограмматическом уровне.
- Умение анализировать слова и предложения на синтаксическом
уровне.
При составлении программы коррекционной работы, направленной на
поддержку ребенка в освоении основной образовательной программы, МАОУ
СОШ № 33 руководствуется рекомендациями, зафиксированными в
Индивидуальной Программе Реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) в
разделе:
«Мероприятия
психолого-педагогической
реабилитации»,
выдаваемой федеральными государственными учреждениями МедикоСоциальной Экспертизы.
2.1.3. Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО

В МАОУ СОШ № 33 разработана система оценки, ориентированная на
выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки
подготовки выпускников на уровне начального общего образования. Особенностями
системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести
оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования:
личностных, метапредметных и предметных;
- использование планируемых результатов в качестве содержательной и
критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на
основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к
выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества
образования;
– использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации
обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций
развития системы образования.

Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО позволяет вести оценку предметных,
метапредметных и личностных результатов; в том числе итоговую оценку,
обучающихся с НОДА, освоивших АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения
обучающимися с НОДА планируемых результатов освоения программы
коррекционной работы.
Оценка достижения обучающимися с НОДА планируемых
результатов освоения программы коррекционной работы
Применительно к варианту 6.1. ФГОС для детей с НОДА задачей
экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений
ребѐнка в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений
поведения ребѐнка в повседневной жизни по следующим позициям,
11

соответствующим направлениям коррекционной работы с ребенком в
условиях инклюзии:

адекватность представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

способность вступать в коммуникацию с взрослыми по вопросам
медицинского сопровождения и создания специальных условий для
пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);

осмысление и дифференциация картины мира, ее временнопространственной организации;

осмысление социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в
варианте 6.1. ФГОС представляются в форме удобных и понятных всем
членам экспертной группы условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих
достигнутый уровень жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.
2.2. Содержательный раздел
Программа формирования универсальных учебных действий,
программа отдельных учебных предметов и курсов внеурочной
деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся с НОДА, программа формирования экологической культуры,
здорового и безопасного образа жизни, программа внеурочной деятельности
соответствуют ФГОС НОО 4 и для обучающихся МАОУ СОШ № 33 изложены в
ООП НОО (Утверждена Приказом от 01 сентября 2016 г. № 98/2-д с изменениями от
30.08.2017 г, 31.08.2018 г., 30.08.2019 г.).

Структура АООП НОО предполагает введение программы
коррекционной работы.
2.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы
Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА
соответствует структуре данного вида программы, представленной в ФГОС
начального общего образования.
Устанавливаются
следующие
обязательные
направления
коррекционной помощи для всех категорий детей с НОДА, осваивающих
вариант 6.1. ФГОС НОО. Эти направления образуют структуру программы
коррекционной работы, дополняющей основную образовательную
программу:
- медицинская коррекция и абилитация (лечебно-воспитательные
мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психологическая коррекция эмоциональных нарушений;
4

Раздел III ФГОС НОО.
12

- психологическая коррекция социально-психологических проявлений;
- коррекция нарушений речи;
- коррекция нарушений чтения и письма.
Для успешной интеграции в общеобразовательную школу дети с
НОДА, помимо организации доступной среды, нуждаются в организации
специальной помощи. Обязательным условием усвоения варианта 6,1.
стандарта является систематическая специальная психолого-педагогическая
поддержка коллектива учителей, родителей, детского коллектива и самого
ребенка с двигательными нарушениями. Психолого-педагогическая
поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком,
одноклассниками, родителями, учителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных
конфликтов в классе/школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с
целью предупреждения у него негативного отношения к учебе и ситуации
школьного обучения в целом.
2.3. Организационный раздел
2.3.1. Учебный план

Календарный учебный график реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР
соответствует календарному графику ООП НОО МАОУ СОШ № 33.

Обязательные предметные области учебного плана и учебные
предметы соответствуют ФГОС НОО5.
2.3.2. Система условий реализации АООП НОО обучающихся с НОДА
Кадровые условия
Уровень квалификации работников образовательной организации,
реализующей АООП НОО для обучающихся с НОДА, для каждой
занимаемой должности должен соответствовать квалификационным
характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических
работников государственной или муниципальной образовательной
организации – также квалификационной категории.
Образовательная организация обеспечивает работникам возможность
повышения профессиональной квалификации один раз в три года, ведения
методической работы, применения, обобщения и распространения опыта
использования современных образовательных технологий обучения и
воспитания обучающихся с НОДА.
Педагоги, которые реализуют основную общеобразовательную
программу начального общего образования с участием обучающихся с НОДА
(вариант 6.1.), должны иметь высшее профессиональное образование,
предусматривающее освоение одного из вариантов программ подготовки:
– получение степени/квалификации бакалавра или магистра по
направлению «Педагогическое образование» (соответствующего профиля
5

Раздел III ФГОС НОО.
13

подготовки);
– получение квалификации «учитель начальных классов» по
специальности «Начальное образование»;
– получение квалификации «учитель» по другим специальностям при
наличии переподготовки или курсов повышения квалификации в области
начального образования.
Для этих категорий специалистов обязательным требованием является
прохождение профессиональной переподготовки или курсов повышения
квалификации в области инклюзивного образования, подтвержденной
документом установленного образца.
Педагоги образовательной организации, которые реализуют программу
коррекционной работы (вариант 6.1.), должны иметь высшее
профессиональное образование и квалификацию/степень не ниже бакалавра
по одному из вариантов программ подготовки:по профилю подготовки
«Специальная педагогика и специальная психология», по направлению
«Психолого-педагогическое образование» или по магистерской программе
соответствующей направленности.
Все специалисты должны обязательно пройти профессиональную
переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме 72 и более
часов) в области инклюзивного образования, подтвержденную сертификатом
установленного образца.
Лица, имеющие высшее педагогическое профессиональное образование
по другим специальностям и профилям подготовки, для реализации
программы коррекционной работы должны пройти переподготовку либо
получить образование в области коррекционной педагогики, подтвержденные
документом соответствующего образца.
При
необходимости
в
процесс
реализации
основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
обучающихся с НОДА образовательная организация может временно или
постоянно обеспечить участие тьютора, который должен иметь высшее
профессиональное
образование
по
направлению
«Специальное
(дефектологическое) образование» либо по одному из его профилей
(специальностей), или пройти курсы переподготовки по соответствующей
программе, и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Финансовые условия
Стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования
школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже
установленных границ. В соответствии с конституционными правами детей с
ОВЗ на образование должно быть предусмотрено финансирование, размер
которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования,
варианта стандарта, степени интеграции ребѐнка в общеобразовательную
среду.
Нормативы определяются органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8Закона.
14

Нормативные затраты определяются по каждому уровню образования в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами по каждому виду образовательных программ с учетом форм
обучения, типа образовательной организации, сетевой формы реализации
образовательных программ, образовательных технологий, специальных
условий получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального
образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий
обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом
иных,
предусмотренных
Законом,
особенностей
организации
и
осуществления образовательной деятельности (для различных категорий
обучающихся) в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено
настоящей статьей.
Финансово-экономическое обеспечение образования лиц с ОВЗ
опирается на п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Финансовые условия реализации адаптированной общеобразовательной
программы для бучающихся с НОДА должны:
– обеспечивать образовательной организации возможность исполнения
требований стандарта;
– обеспечивать реализацию обязательной части адаптированной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса
вне зависимости от количества учебных дней в неделю;
– отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации
адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также
механизм их формирования.
Финансирование реализации адаптированной общеобразовательной
программы для обучающихся с умственной отсталостью с НОДА должно
осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов
финансирования государственного образовательного учреждения.
Структура расходов на образование включает:
– образование ребенка на основе адаптированной образовательной
программы;
– сопровождение ребенка в период его нахождения в образовательной
организации;
– консультирование родителей и членов семей по вопросам
образования ребенка;
– обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим
оборудованием и учебно-дидактическим материалом.
Согласно п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной
услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в
соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами, по каждому виду и направленности (профилю)
образовательных программ с учетом форм обучения, типа образовательной
15

организации, сетевой формы реализации образовательных программ,
образовательных технологий, специальных условий получения образования
обучающимися с ОВЗ.
Материально-технические условия
Важным условием реализации основной образовательной программы
НОО для обучающихся с НОДА, является возможность для
беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам
инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, позволяют ребенку
беспрепятственно передвигаться. Все пространство класса доступно ребенку,
передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
В МАОУ СОШ № 33, реализующая АООП НОО обучающихся с НОДА и
программы коррекционной работы для обучающихся с НОДА, созданы
условия
для
функционирования
современной
информационнообразовательной среды, включающей электронные информационные
ресурсы,
электронные
образовательные
ресурсы,
совокупность
информационных
технологий,
телекоммуникационных
технологий,
соответствующих технических средств и технологий (в том числе, флештренажеров, инструментов Wiki, цифровых видео материалов и др.),
обеспечивающих достижение каждым обучающимся с НОДА максимально
возможных для него результатов обучения.
Материально-технические
условия
реализации
АООП
НОО
обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных
Стандартом требований к результатам освоения ООП НОО детей с НОДА, а
также соблюдение:
– санитарно-гигиенических норм образовательного процесса
(требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушнотепловому режиму и т. д.);
– санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов,
санузлов, мест личной гигиены и т. д.);
– социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего
места, учительской, комнаты психологической разгрузки и т.д.);
– пожарной и электробезопасности;
– требований охраны труда;
– своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта;
– возможность для беспрепятственного доступа обучающихся к
информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения6.
Материально-техническая база реализации АООП НОО детей с НОДА
соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам,
нормам охраны труда работников образовательных учреждений,
Статьи 14 и 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от
24ноября 1995г. №181-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 48, ст. 4563,
Российская газета, 1995, № 234)
6

16

предъявляемым к:
– участку (территории) образовательного учреждения (площадь,
инсоляция, освещение, размещение, необходимый набор зон для обеспечения
образовательной
и
хозяйственной
деятельности
образовательного
учреждения и их оборудование);
– зданию образовательного учреждения (доступная архитектурная
среда во всех помещениях здания, необходимый набор и размещение
помещений для осуществления образовательного процесса на ступени
начального общего образования, их площадь, освещенность, расположение и
размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий в учебных
кабинетах образовательного учреждения, для активной деятельности, сна и
отдыха, структура которых должна обеспечивать возможность для
организации урочной и внеурочной учебной деятельности);
– помещениям библиотек (площадь, размещение рабочих зон, наличие
читального зала, число читательских мест, медиатеки);
– помещениям для питания обучающихся, а также для хранения и
приготовления
пищи,
обеспечивающим
возможность
организации
качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;
–
помещениям,
предназначенным
для
занятий
музыкой,
изобразительным искусством, роботехникой, моделированием, техническим
творчеством,
естественнонаучными
исследованиями,
иностранными
языками,
– актовому залу;
– спортивным залам, бассейнам, игровому и спортивному
оборудованию;
– помещениям для медицинского персонала;
– мебели, офисному оснащению и хозяйственному инвентарю;
– расходным материалам и канцелярским принадлежностям (бумага для
ручного и машинного письма, инструменты письма (в тетрадях и на доске),
изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования,
химические реактивы, носители цифровой информации).
Образовательные организации самостоятельно за счет выделяемых
бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке
дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение
образовательного процесса на ступени начального общего образования.
Материально-техническое обеспечение школьного образования детей с
ОВЗ отвечает не только общим, но и специфическим образовательным
потребностям категории обучающихся с НОДА, которые учатся в МАОУ
СОШ № 33.

17

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».