программа формирования УУД Приложение к ООП НОО 2023 (Приложение 3.1)

Приложение 3.1.
к Основной образовательной программе
начального общего образования
МАОУ СОШ № 33
(Утверждена Приказом директора
от 29.08.2023 г. № 204-д)
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В ФГОС НОО отмечается, что содержательной и критериальной основой разработки
программы формирования универсальных (обобщённых) учебных действий (далее – УУД)
являются планируемые результаты обучения. В стандарте предлагается следующая
структура этой программы:
1)
описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием
учебных предметов;
2)
характеристика познавательных, коммуникативных и регулятивных
универсальных действий.
Цель развития обучающихся на уровне начального общего образования реализуется
через установление связи и взаимодействия между освоением предметного содержания
обучения и достижениями обучающегося в области метапредметных результатов. Это
взаимодействие проявляется в следующем:
предметные знания, умения и способы деятельности являются содержательной
основой становления УУД;
развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как активной
инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения
различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления,
связной речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в
условиях
неконтактного
информационного
взаимодействия
с
субъектами
образовательного процесса);
под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности:
универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и
составляющих его операций, что позволяет обучающемуся использовать освоенные
способы действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде
экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что
положительно отражается на качестве изучения учебных предметов;
построение учебного процесса с учетом реализации цели формирования УУД
способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые
нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному
восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального
представления экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов,
процессов.
1. Значение сформированных универсальных учебных действий для успешного
обучения и развития младшего школьника
УУД имеют значительное положительное влияние на процесс обучения младших
школьников:
1)
во-первых, на успешное овладение младшими школьниками всеми учебными
предметами;
2)
во-вторых, на развитие психологических новообразований этого возраста,
обеспечивающих становление способности к применению полученных знаний и к
самообразованию обучающегося;
3)
в-третьих, на расширение и углубление познавательных интересов
обучающихся;
4)
в-четвёртых, на успешное овладение младшими школьниками начальными

навыками работы с развивающими сертифицированными обучающими и игровыми
цифровыми ресурсами;
5)
в-пятых, на успешное овладение младшими школьниками начальными
сведениями об информационной безопасности при работе с обучающими и игровыми
цифровыми ресурсами.
Всё это является предпосылками и показателями статуса обучающегося в начальной
школе как субъекта учебной деятельности и образовательных отношений в современных
условиях цифровой трансформации образования.
Реализация цели развития младших школьников как приоритетной для первого этапа
школьного образования возможна, если устанавливаются связь и взаимодействие между
освоением предметного содержания обучения и достижениями обучающегося в области
метапредметных результатов. Это взаимодействие проявляется в следующем:
1)
предметные знания, умения и способы деятельности являются
содержательной основой становления УУД;
2)
развивающиеся УУД обеспечивают протекание учебного процесса как
активной инициативной поисково-исследовательской деятельности на основе применения
различных интеллектуальных процессов, прежде всего теоретического мышления, связной
речи и воображения, в том числе в условиях дистанционного обучения (в условиях
неконтактного информационного взаимодействия с субъектами образовательного
процесса);
3)
под влиянием УУД складывается новый стиль познавательной деятельности:
универсальность как качественная характеристика любого учебного действия и
составляющих его операций позволяет обучающемуся использовать освоенные способы
действий на любом предметном содержании, в том числе представленного в виде экранных
(виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов, что положительно
отражается на качестве изучения учебных предметов;
4)
построение учебного процесса с учётом реализации цели формирования УУД
способствует снижению доли репродуктивного обучения, создающего риски, которые
нарушают успешность развития обучающегося и формирует способности к вариативному
восприятию предметного содержания в условиях реального и виртуального представления
экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов, сюжетов, процессов.
Как известно, в ФГОС выделены три группы универсальных учебных действий как
наиболее значимых феноменов психического развития обучающихся вообще и младшего
школьника в частности: познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
2. Характеристика универсальных учебных действий
Познавательные универсальные учебные действия представляют совокупность
операций, участвующих в учебно-познавательной деятельности. К ним относятся:
1)
методы познания окружающего мира, в том числе представленного (на
экране) в виде виртуального отображения реальной действительности (наблюдение,
элементарные опыты и эксперименты; измерения и др.);
2)
базовые логические и базовые исследовательские операции (сравнение,
анализ, обобщение, классификация, сериация, выдвижение предположений, проведение
опыта, мини-исследования и другие);
3)
работа с информацией, представленной в разном виде и формах, в том числе
графических (таблицы, диаграммы, инфограммы, схемы), аудио- и видеоформатах
(возможно на экране).
Познавательные универсальные учебные действия становятся предпосылкой
формирования способности младшего школьника к самообразованию и саморазвитию.
Коммуникативные универсальные учебные действия являются основанием для
формирования готовности младшего школьника к информационному взаимодействию с
окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного
общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе

представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности,
и даже с самим собой. Коммуникативные универсальные учебные действия целесообразно
формировать в цифровой образовательной среде класса, школы. В соответствии с ФГОС
НОО коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций,
обеспечивающих:
1)
смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую
текстовую деятельность с ними;
2)
успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с
субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога),
в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного
взаимодействия;
3)
успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание
текстов разного типа – описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение
экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения
(самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
4)
результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности
(высказывание собственного мнения, учёт суждений других собеседников, умение
договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях
использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия есть совокупность учебных
операций, обеспечивающих становление рефлексивных качеств обучающегося (в
начальной школе их формирование осуществляется на пропедевтическом уровне). В
соответствии с ФГОС НОО выделяются шесть групп операций:
1)
принимать и удерживать учебную задачу;
2)
планировать её решение;
3)
контролировать полученный результат деятельности;
4)
контролировать процесс деятельности, его соответствие выбранному
способу;
5)
предвидеть (прогнозировать) трудности и ошибки при решении данной
учебной задачи;
6)
корректировать при необходимости процесс деятельности.
Важной составляющей регулятивных универсальных действий являются операции,
определяющие способность обучающегося к волевым усилиям в процессе коллективной/
совместной деятельности, к мирному самостоятельному предупреждению и преодолению
конфликтов, в том числе в условиях использования технологий неконтактного
информационного взаимодействия.
В рабочих программах учебных предметов требования и планируемые результаты
совместной деятельности выделены в специальный раздел. Это сделано для осознания
учителем того, что способность к результативной совместной деятельности строится на
двух феноменах, участие которых обеспечивает её успешность:
1) знание и применение коммуникативных форм взаимодействия (договариваться,
рассуждать, находить компромиссные решения), в том числе в условиях использования
технологий неконтактного информационного взаимодействия;
2) волевые регулятивные умения (подчиняться, уступать, объективно оценивать вклад
свой и других в результат общего труда и др.).
3. Интеграция предметных и метапредметных требований как механизм
конструирования современного процесса образования
Согласно теории развивающего обучения (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П. Я.
Гальперин, В. В. Давыдов и их последователи), критериями успешного психического
развития ребёнка являются появившиеся в результате обучения на этом уровне образования
психологические новообразования. Среди них для младшего школьника принципиально

важны: осознанное овладение научными терминами и понятиями изучаемой науки;
способность к использованию и/или самостоятельному построению алгоритма решения
учебной задачи; определённый уровень сформированности универсальных учебных
действий.
Поскольку образование протекает в рамках изучения конкретных учебных предметов
(курсов, модулей), то необходимо определение вклада каждого из них в становление
универсальных учебных действий и его реализацию на каждом уроке. В этом случае
механизмом конструирования образовательного процесса будут следующие методические
позиции:
1.
Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с
точки зрения универсальных действий и устанавливает те содержательные линии, которые
в особой мере способствуют формированию разных метапредметных результатов. На уроке
по каждому предмету предусматривается включение заданий, выполнение которых требует
применения определённого познавательного, коммуникативного или регулятивного
универсального действия. К примеру, метод измерения часто применяется к
математическим объектам, типичен при изучении информатики, технологии, а смысловое
чтение – прерогатива уроков русского языка и литературы.
Соответствующий вклад в формирование универсальных действий можно выделить в
содержании каждого учебного предмета. Таким образом, на первом этапе формирования
УУД определяются приоритеты учебных курсов для формирования качества
универсальности на данном предметном содержании. На втором этапе подключаются
другие предметы, педагогический работник предлагает задания, требующие применения
учебного действия или операций на разном предметном содержании. Третий этап
характеризуется устойчивостью универсального действия, т. е. использования его
независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться
обобщённое видение учебного действия, он может охарактеризовать его, не ссылаясь на
конкретное содержание. Например, «наблюдать – значит…», «сравнение – это…»,
«контролировать – значит…» и т. п. Педагогический работник делает вывод о том, что
универсальность (независимость от конкретного содержания) как свойство учебного
действия сформировалась.
2.
Используются виды деятельности, которые в особой мере провоцируют
применение универсальных действий: поисковая, в том числе с использованием
информационного ресурса Интернета, исследовательская, творческая деятельность, в том
числе с использованием экранных моделей изучаемых объектов или процессов. Это
побудит учителя отказаться от репродуктивного типа организации обучения, при котором
главным методом обучения является образец, предъявляемый обучающимся в готовом
виде. В этом случае единственная задача ученика – запомнить образец и каждый раз
вспоминать его при решении учебной задачи. В таких условиях изучения предметов
универсальные
действия,
требующие
мыслительных
операций,
актуальных
коммуникативных умений, планирования и контроля своей деятельности, не являются
востребованными, так как использование готового образца опирается только на восприятие
и память. Поисковая и исследовательская деятельность развивают способность младшего
школьника к диалогу, обсуждению проблем, разрешению возникших противоречий в
точках зрения. Поисковая и исследовательская деятельность может осуществляться с
использованием информационных банков, содержащих различные экранные (виртуальные)
объекты (учебного или игрового, бытового назначения), в том числе в условиях
использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
Например, для формирования наблюдения как метода познания разных объектов
действительности на уроках окружающего мира организуются наблюдения в естественных
природных условиях. Наблюдения можно организовать в условиях экранного
(виртуального) представления разных объектов, сюжетов, процессов, отображающих
реальную действительность, которую невозможно представить ученику в условиях

образовательной организации (объекты природы, художественные визуализации,
технологические процессы и пр.). Уроки литературного чтения позволяют проводить
наблюдения текста, на которых строится аналитическая текстовая деятельность. Учебные
диалоги, в том числе с представленным на экране виртуальным собеседником, дают
возможность высказывать гипотезы, строить рассуждения, сравнивать доказательства,
формулировать обобщения практически на любом предметном содержании. Если эта
работа проводится учителем систематически и на уроках по всем предметам, то
универсальность учебного действия формируется успешно и быстро.
3.
Педагогический работник применяет систему заданий, формирующих
операциональный состав учебного действия. Цель таких заданий – создание алгоритма
решения учебной задачи, выбор соответствующего способа действия. Сначала эта работа
проходит коллективно, вместе с учителем, когда все вместе выстраивают пошаговые
операции, постепенно дети учатся выполнять их самостоятельно. При этом очень важно
соблюдать последовательность этапов формирования алгоритма: построение
последовательности шагов на конкретном предметном содержании; проговаривание их во
внешней речи; постепенный переход на новый уровень – построение способа действий на
любом предметном содержании и с подключением внутренней речи. При этом изменяется
и процесс контроля:
1) от совместных действий с учителем обучающиеся переходят к самостоятельным
аналитическим оценкам;
2) выполняющий задание осваивает два вида контроля – результата и процесса
деятельности;
3) развивается способность корректировать процесс выполнения задания, а также
предвидеть возможные трудности и ошибки. При этом возможно реализовать
автоматизацию контроля с диагностикой ошибок обучающегося и с соответствующей
методической поддержкой исправления самим обучающимся своих ошибок.
Как показывают психолого-педагогические исследования, а также опыт
педагогической работы, такая технология обучения в рамках совместно-распределительной
деятельности (термин Д. Б. Эльконина) развивает способность детей работать не только в
типовых учебных ситуациях, но и в новых нестандартных ситуациях. С этой точки зрения
педагогический работник сам должен хорошо знать, какие учебные операции наполняют то
или иное учебное действие.
Например, сравнение как универсальное учебное действие состоит из следующих
операций: нахождение различий сравниваемых предметов (объектов, явлений);
определение их сходства, тождества, похожести; определение индивидуальности,
специфических черт объекта. Для повышения мотивации обучения можно предложить
обучающемуся новый вид деятельности (возможный только в условиях экранного
представления объектов, явлений) – выбирать (из информационного банка) экранные
(виртуальные) модели изучаемых предметов (объектов, явлений) и видоизменять их таким
образом, чтобы привести их к сходству или похожести с другими.
Классификация как универсальное учебное действие включает: анализ свойств
объектов, которые подлежат классификации; сравнение выделенных свойств с целью их
дифференциации на внешние (несущественные) и главные (существенные) свойства;
выделение общих главных (существенных) признаков всех имеющихся объектов;
разбиение объектов на группы (типы) по общему главному (существенному) признаку.
Обучающемуся можно предложить (в условиях экранного представления моделей
объектов) гораздо большее их количество, нежели в реальных условиях, для анализа
свойств объектов, которые подлежат классификации (типизации), для сравнения
выделенных свойств экранных (виртуальных) моделей изучаемых объектов с целью их
дифференциации. При этом возможна фиксация деятельности обучающегося в
электронном формате для рассмотрения педагогом итогов работы.
Обобщение как универсальное учебное действие включает следующие операции:

сравнение предметов (объектов, явлений, понятий) и выделение их общих признаков;
анализ выделенных признаков и определение наиболее устойчивых (инвариантных)
существенных признаков (свойств); игнорирование индивидуальных и/или особенных
свойств каждого предмета; сокращённая сжатая формулировка общего главного
существенного признака всех анализируемых предметов. Обучающемуся можно
предложить (в условиях экранного представления моделей объектов, явлений) гораздо
большее их количество, нежели в реальных условиях, для сравнения предметов (объектов,
явлений) и выделения их общих признаков. При этом возможна фиксация деятельности
обучающегося в электронном формате для рассмотрения учителем итогов работы.
Систематическая работа обучающегося с заданиями, требующими применения
одинаковых способов действий на различном предметном содержании, формирует у
обучающихся чёткое представление об их универсальных свойствах, т. е. возможность
обобщённой характеристики сущности универсального действия.
4. Место универсальных учебных действий в рабочих программах
В соответствии с ФГОС НОО сформированность универсальных учебных действий у
обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального
общего образования. Это не снимает обязанности учителя контролировать динамику
становления всех групп УУД для того, чтобы вовремя устранять возникшие у обучающихся
трудности и ошибки. В этом случае полученные результаты не подлежат балльной оценке,
так как в соответствии с закономерностями контрольно-оценочной деятельности балльной
оценкой (отметкой) оценивается результат, а не процесс деятельности. В задачу учителя
входит проанализировать вместе с обучающимся его достижения, ошибки и встретившиеся
трудности, в любом случае морально поддержать его, высказать надежду на дальнейшие
успехи. При этом результаты контрольно-оценочной деятельности, зафиксированные в
электронном формате, позволят интенсифицировать работу учителя.
Можно использовать словесную оценку: «молодец, стараешься, у тебя обязательно
получится», но отметку можно поставить только в том случае, если учебная задача решена
самостоятельно и правильно, т. е. возможно говорить о сформировавшемся универсальном
действии.
В рабочих программах учебных предметов содержание метапредметных достижений
обучения представлено в разделе «Содержание обучения», которое строится по классам. В
каждом классе пяти учебных предметов начальной школы (русский язык, литературное
чтение, иностранный язык, математика и окружающий мир) выделен раздел
«Универсальные учебные умения», в котором дан возможный вариант содержания всех
групп УУД по каждому году обучения. В первом и втором классах определён
пропедевтический уровень овладения универсальными действиями, поскольку пока дети
работают на предметных учебных действиях, и только к концу второго года обучения
появляются признаки универсальности.
Это положение не реализовано в содержании предметов, построенных как модульные
курсы (например, ОРКСЭ, искусство, физическая культура).
Далее содержание универсальных учебных действий представлено в разделе
«Планируемые результаты обучения» в специальном разделе «Метапредметные
результаты», их перечень даётся на конец обучения в начальной школе. Структура каждого
вида УУД дана в соответствии с требованиями ФГОС. Познавательные универсальные
учебные действия включают перечень базовых логических действий; базовых
исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные УУД включают
перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со смысловым
чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические
формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД включают
перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Представлен также
отдельный раздел «Совместная деятельность», интегрирующий коммуникативные и
регулятивные действия, необходимые для успешной совместной деятельности.

С учётом части, формируемой участниками образовательных отношений,
образовательная организация может расширить содержание универсальных учебных
действий, но в рамках установленного нормами СанПиН объёма образовательной нагрузки,
в том числе в условиях работы за компьютером или с другими электронными средствами
обучения.
В тематическом планировании показываются возможные виды деятельности, методы,
приёмы и формы организации обучения, направленные на формирование всех видов УУД.
Здесь на методическом уровне прослеживается вклад каждого учебного предмета в
формирование универсального действия, но всё это может корректироваться, уточняться и
дополняться учителем с учётом особенностей контингента обучающихся данной
образовательной организации, а также наличия конкретной образовательной среды.
В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание метапредметных
достижений обучения представлено в разделе "Содержание обучения", которое строится по
классам. В каждом классе каждого учебного предмета представлен возможный вариант
содержания всех групп УУД по каждому году обучения на уровне начального общего
образования. В 1 и 2 классах определен пропедевтический уровень овладения УУД, и
только к концу второго года обучения появляются признаки универсальности.
В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание УУД
представлено также в разделе «Планируемые результаты обучения». Познавательные УУД
включают перечень базовых логических действий; базовых исследовательских действий;
работу с информацией. Коммуникативные УУД включают перечень действий участника
учебного диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью,
а также УУД, обеспечивающие монологические формы речи (описание, рассуждение,
повествование). Регулятивные УУД включают перечень действий саморегуляции,
самоконтроля и самооценки. Отдельный раздел «Совместная деятельность» интегрирует
коммуникативные и регулятивные действия, необходимые для успешной совместной
деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».