Приложение 3.2.8. РП-ВД_Театр_СОО

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 3.2.8
к основной образовательной программе среднего общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Театр»
10-11 классы

Составитель: Габдушева Наталья Николаевна,
учитель-логопед

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр» составлена на основе
программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р.
Ганелина (Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства.

Кафедра основ актёрского мастерства).
Актуальность.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс
развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна курса состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется
через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры,
развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует
формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа
способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных
социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса
развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом
программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам,
предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников, воспитание творческой индивидуальности
ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской
деятельности.
Задачи, решаемые в рамках курса:
знакомить детей с различными видами театра (кукольный,
драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии);
осваивать поэтапно различные виды творчества;
совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
развивать речевую культуру, эстетический вкус;
прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и
русскому фольклору;
-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других
такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Программа внеурочной деятельности «Театр» рассчитана на учащихся 10-11
классов, на 2 года обучения. На реализацию курса в 10-11 классах отводится 34 ч в год
(1 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную
деятельность учащихся: репетиции, показ спектаклей, изготовление декораций, эскизов
костюмов; подготовка праздников, посещение театра, школьные концерты, выставки.
Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр
электронных презентаций и сказок, заучивание текстов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
I.
Личностные результаты:
• потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
• целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
• этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
II.
Метапредметные:
Регулятивные:
•
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
•
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
•
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;
•
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с
помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я
ещё многое смогу».
Познавательные:
•
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и
просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения
героя;
•
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
•
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Коммуникативные:
•
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять
инициативу и активность
•
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
•
обращаться за помощью;
•
формулировать свои затруднения;
•
предлагать помощь и сотрудничество;
•
слушать собеседника;
•
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
осуществлять взаимный контроль;
•
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
III. Предметные результаты (на конец освоения курса):
• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
•
различать произведения по жанру; виды театрального искусства,
•
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
•
владеть основами актёрского мастерства;
•
сочинять этюды по сказкам;
•
уметь выражать разнообразные эмоциональные состояния
(грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
IV.
Воспитательные результаты работы по данной программе
внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний):
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний
о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной
реальности): получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,
•

природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с
представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации,
организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Форма подведения итогов: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,
инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра.
Содержание курса внеурочной деятельности
10 класс (34 часа)
1
раздел. (1 час) Вводное занятие.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный
ком». Руководитель студии знакомит ребят с программой, правилами поведения,
инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр - экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
Знакомство с театрами г. Екатеринбург (презентация)
2
раздел. (2 часа) Театральная игра - исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать
дикцию; воспитывать нравственно - эстетические качества.
3
раздел. (4 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую
фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в
конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять
словарный запас.
4
раздел. (5 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные
ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие
развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и
выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром. Упражнения «Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие
одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить
запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне

верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с
помощью выразительных пластических движений.
5
раздел. (2 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с
элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского
мастерства; культура зрителя).
Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6.
раздел. (20 часов) Работа над спектаклем
проведение праздников,
базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, составление
авторского сценария, работу над декорациями, костюмами к спектаклю, репетиции.
Показ спектакля, литературного праздника
Задачи учителя. Учить составлять сценарии, сочинять этюды по сказкам, басням;
выполнять декорации, эскизы костюмов; развивать навыки действий с воображаемыми
предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и
выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими
разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивлённо,
восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять
словарный запас, образный строй речи. Ведущая деятельность: репетиция
спектакля, праздника.
11. класс (34 часа)
1
раздел. (1 час) Вводное занятие. Знакомство с программой внеурочной
деятельности, правилами поведения, с инструкциями по безопасности
жизнедеятельности. В конце занятия - игра «Театр - экспромт»: «Мы едем, едем в
далёкие края».
-Беседа о театре.
2
раздел. (1 час) Театральная игра - исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц,
запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к
сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать
дикцию; воспитывать нравственно - эстетические качества.
3
раздел. (2 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую
фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в
конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять
словарный запас.
4

раздел. (4 часа) Ритмопластика включает в себя комплексные

ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие
развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и
выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с
окружающим миром. Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на
команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить
запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне
верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с
помощью выразительных пластических движений.
5
раздел. (2 часа) Основы театральной культуры. Знакомство детей с
особенностями театрального искусства; видами театрального искусства, основами
актерского мастерства; особое внимание уделяется культуре зрителя). Задачи учителя.
Воспитывать культуру поведения в театре
6
раздел. (24 часа) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой), постановкой
литературной гостиной базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство
с пьесой, стихотворениями поэтов родного края, составление авторского сценария,
работу над декорациями, костюмами к спектаклю, репетиции. Показ спектакля,
проведение литературной гостиной Задачи учителя. Учить составлять сценарии,
сочинять этюды по сказкам, басням; выполнять декорации, эскизы костюмов; развивать
навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в
отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение
пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния
(грустно, радостно, сердито, удивлённо, восхищенно, жалобно, презрительно,
осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Ведущая деятельность- составление сценария; постановка спектакля
Тематическое планирование
10 класс, 34 часа
N

Разделы и темы

Теори
я

Вводные занятия

Общее
количество
часов
1

1
.
2
.
3
.
4
.
5
.

Театральная игра

2

1

1

Культура и техника речи

4

2

2

Ритмопластика

5

п\п

Основы театральной
культуры
Работа над спектаклем,
6
. показ спектакля

1

5

2

1

20

2

34

Практика

7
(23%)

11 класс, 34 часа

1
18
27 (77%)

N

Разделы и темы

п\п
1
Вводные занятия
.
2
Театральная игра
.
3
Культура и техника речи
.
4
Ритмопластика
.
5
Основы театральной
. культуры
6
Работа над
. спектаклем, показ
спектакля

Общее
количество
часов
1

Теория

Практика

1

1

1

2

2

4

4

2

2

24
34

24
3 (9%)

31 (91 %)

Список рекомендуемой литературы:
1.
Авров, Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль).
Кн. для учащихся ст. кл. / Д. Н. Авров. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.
2.
Аксельрод, А.Ю. Курс Веселых Наук [Текст] / А. Ю. Аксельрод, М. И.
Кандрор, М. С. Левинтон; Рис. худож. А. С. Дорфмана. - Москва:Искусство, 1974.
- 110 с.
3.
Баталов, А.В. Судьба и ремесло. – М.: Искусство, 1984, 255 с.
4.
Бахтин, Н.Н. Театр и его роль в воспитании. Сб. В помощь семье и школе.
М.: Польза, 1911.
5.
Буссер А.М., Оссовская, М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для
самостоятельной работы). Учебное пособие. М.: Лань. – 2022, 136 с.
6.
Васильев, Ю.А. Тренинг сценической дикции: На материале дет. считалок :
Учеб. пособие / Царскосел. фил. С.-Петерб. акад. театр. искусства "Интерстудио",
Междунар. мастерская театра синтеза и анимации. - СПб.: Царскосел. фил. С.-Петерб.
гос. акад. театр. искусства "Интерстудио": Междунар. мастерская театра синтеза и
анимации, 1997. – 197 с.
7.
Васильева, Т.И. Упражнения по дикции: Учеб. пособие по курсу «Сцен.
Речь» для актер. фак. театр. вузов / Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского.
Школа-студия (ВУЗ) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М.
Горького. - М.: ГИТИС, 1988. - 94 с.
8.
Венецианова М.А. Актёрский тренинг. Мастерство актёра в терминах
Станиславского. Москва: АСТ, 2010.
9.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол.
очерк: Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. - 3-е изд. - М.:
Просвещение, 1991. - 90,[2] с.
10.
Газман, О.С. В школу - с игрой: Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е.
Харитонова. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

11.
Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 377 с.
12.
Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера [Текст]: Метод. пособие для театр.и
культ-просвет. училищ. - Москва: Просвещение, 1966. - 154, [17] с.:
13.
Ершов, П.М. Режиссура как практическая психология [Текст] :
(Взаимодействие людей в жизни и на сцене). - Москва: Искусство, 1972.
- 352 с.
14.
Ершова, А.П., Букатов, В.М. Возвращение к таланту. – Красноярск:
АКМЭ, 1995. – 221 с.
15.
Запорожец, Т.И. Логика сценической речи [Текст]: Учеб. пособие для
театр. и культ.-просвет. заведений. - Москва: Просвещение, 1974. - 125 с.
16.
Калмановский, Е.С. Книга о театральном актёре: введение в изучение
актёрского творчества. – Л.: Искусство, 1984. – 223 с.
17.
Климовский, В.Л. Мы идем за кулисы: Кн. о театр. цехах. [Для мл. школ.
возраста] - М.: Дет. лит., 1982. - 127 с.
18.
Красев, М.И. Оперы-игры для детей младшего возраста: Пение с ф.-п. /
Облегч. ред. Н.А. Метлова. - М.: Музгиз, 1959. - 99 с.
19.
Карташкин, А.С. Праздник с чудесами: (Искусство сцен. волшебства) :
Кн. для учителя / А. Карташкин. - М.: Просвещение, 1993. – 186 с.
20.
Кипнис М. Актёрский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого
тренинга. Москва: АСТ, 2009.
21.
Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная
пресса. – 2000.
22.
Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.
М., 1975. - 128 с.
23.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры упражнения для красивого
движения. Ярославль: Акад. развития [и др.], 2000. – 110 с.
24.
Мочалов, Ю.А. Композиция сценического пространства: Поэтика
мизансцены. - М. : Просвещение, 1981. - 239 с.
25.
Муравьев, Б.Л. От дыхания - к голосу: Работа над речевым дыханием
актера. Учеб. пособие / Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. 1982.
- 53 с.
26.
Никитина А.Б., Витковская Ю.Н., Белюшкина И.Б.. Театр, где играют дети.
М. : Владос, 2001. – 288 с.
27.
Покровский, Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. – 343 с.
28.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М.: М. :
Гуманитар.-изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 254 с.
29.
Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания
историй. Пер. с итал. Ю. А. Добровольской; [Предисл. А. Г. Алексина]. -2-е изд. - М. :
Прогресс, 1990. - 191 с.
30.
Роль театра в учебно-воспитательной работе школы: Методические

рекомендации. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1975.
31.
Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970.
32.
Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства художественной
самодеятельностью школьников. М.: Просвещение, 1983.
33.
Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение / методическое пособие
для педагогов музыкально-двигательного воспитания / 2-е издание, переработанное и
дополненное. Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная академия», 2000.
– 319 с.
34.
Сазонов Е. Ю. Театр наших детей. М., 1988.
35.
Сироткина, И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. Москва: Новое лит. обозрение, 2011. - 319 с.,
36.
Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М.:
ВЛАДОС, 2001. - 159 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
Тема
Знакомство. Что
такое театр
Дорога в театр.
Театральный
словарик
В театре. Этика
поведения в театре
Как создается
спектакль

Учимся актерскому
мастерству

Делаем декорации

Электронные ресурсы
https://www.youtube.com/watch?v=JD41HBQvNS4
(дата обращения: 25.05.2021)
https://www.youtube.com/watch?v=B0_2R-yC9M8
(дата обращения: 25.05.2021)
https://www.youtube.com/watch?v=eLc44cTRvWQ
(дата обращения: 25.05.2021)
https://www.youtube.com/watch?v=iWqtdacSPtM
(дата обращения: 25.05.2021)
https://4brain.ru/blog/актёрские-игры-для-детей/
(дата обращения: 25.05.2021)
https://www.culture.ru/poems/33104/mukha-cokotukha
(дата обращения: 25.05.2021)
https://mishka-knizhka.ru/stihi-dlya-detej/detskie-klassiki/stihi-chukovskogo/c
yplenok/ (дата обращения: 25.05.2021)
https://www.youtube.com/watch?v=fPDcE1ymovk&t=565s
(дата обращения: 25.05.2021)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».