Приложение 3.3.14. РП_ВД_театр 5-9

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 3.3.14
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Театр»
7-9 классы

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр» разработана для занятий
с учащимися 5-9 классов во второй половине дня в соответствии сновыми требованиями
ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки
программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного,
познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у
них интереса к активному познанию истории культуры и традиций своего и других
народов, уважительного отношения к культуре и искусству.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация
системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая
активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого
учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и
возможностей. Занятия художественной практической деятельностью по данной
программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более
масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу
того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими
психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями,
необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств
самореализации. Важное направление в содержании программы «Кукольный театр»
уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника.
Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей
своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и
близкие игрушки: мишку, зайку, собачку, кукол и др. - только они ожили, задвигались,
заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища
захватывает детей, переносит их совершенно в особый, увлекательный мир, где все
необыкновенно, все возможно.
Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости.
Однако нельзя рассматривать спектакль кукол как развлечение: его воспитательное
значение намного шире. Школьный возраст, особенно средний - это период, когда у
ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к
окружающему, поэтому очень важно детям показывать пример дружбы, праведности,
отзывчивости, находчивости, храбрости.
Для осуществлений этих целей кукольный театр располагает большими
возможностями. Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом
средств: художественные образы - персонажи, оформление и музыка - все это вместе,
помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного
произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Дети очень
впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Они активно
включаются в действие, отвечают на вопросы, задаваемые куклами, охотно выполняют
их поручения, дают им советы, предупреждают об опасности. Эмоционально
пережитый спектакль помогает определить отношение детей к действующим лицам и
их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть
непохожими на отрицательных. Увиденное в театре расширяет кругозор и надолго
остается у них в памяти: они делятся впечатлениями с товарищами, рассказывают о
спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и

умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды
спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены.
Кукольный театр имеет большое значение для воспитания всестороннего
развития детей.
Вопросы гармоничного развития и творческой самореализации находят свое
разрешение в условиях работы объединения театра кукол.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети во внеурочное время мало
читают художественную литературу, не у всех есть хорошая домашняя библиотека,
очень редко посещают библиотеку, из-за чего словарный запас детей становится беднее,
их речь менее распространенная, невыразительная. Дети испытывают трудности в
общении, не умеют устно или письменно излагать свои мысли. Ведь именно уроки
литературного чтения и чтение художественной литературы и сказок должны научить
детей любить, прощать, научить делать добро.
Введение театрального искусства через дополнительное образование способно
эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение,
расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все
это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральной студии.
Театральное творчество не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры,
т.к. для детей игра - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу
(обучение). Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром
через образы, краски, звуки. Воспитывается у учащихся любовь к народным сказкам,
традициям, бережное отношение к природе. Развивается у детей творческие
способности мышления, наблюдательности, трудолюбия, самостоятельности,
художественного вкуса.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное
развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности,
получение и развитие определенных профессиональных навыков. Системно деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают
активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его
возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Кукольный
театр» «Мираж» предусматривает большое количество развивающих заданий
творческого характера. Содержание программы нацелено на активизацию
художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с
учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей,
формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во
внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной
грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала
информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного
школьника. Передача учебной информации производится различными способами.
Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах,
словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством
приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения

участвовать в учебном диалоге, развития
рефлексии как важнейшего
качества,определяющего социальную роль ребенка.
Цели программы:
1.
Способствовать раскрытию и развитию потенциальных способностей детей
через их приобщение к миру искусства – театру кукол.
2.
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого
учащегося в свободное от учёбы время.
3.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,
творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и
правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях,
способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию
добровольческих инициатив.
Задачи программы
Создание условий, направленных на:
- знакомство детей с различными видами кукол, их конструкцией, техникой вождения;
- приобретение навыков правильной речи и дикции;
- приобретение знаний о жанрах и видах театрального искусства;
ознакомление с техникой перевоплощения в процессе работы актера над ролями
различных жанров;
развитие навыка использования речи как выразительного средство при создании об
раза;
помощь воспитанникам в работе над поэтическим, прозаическим и драматическим
текстами;
формирование интереса к театру кукол;
расширение кругозора исторических, экологических, литературных знаний
учащихся.
Приоритетным направлением является создание условий для воспитания:
- познавательного интереса к театральному искусству;
- актёрских способностей у детей, памяти, творческого воображения;
- навыков построения отношений на основе дружеского взаимопонимания и сов
местного творчества;
- навыков самоконтроля и оценки собственной деятельности;
- умения выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
- чувства целенаправленности и естественности в незапланированных ситуациях;
- способности импровизации на сцене; физических возможностей тела, свободы в
обращении со своим физическим аппаратом через пластический тренинг и навыки
кукловождения;
- актёрского внимания, воображения и фантазия воспитанников через упражнения
психофизического тренинга;
- речевого аппарата воспитанников с помощью речевого тренинга и изучения скоро
говорок;
- ассоциативного видения реальности через актёрские упражнения;
- воображения и фантазии воспитанников через процесс перевоплощения с
помощьютеатральной куклы.

Важное направление в содержании программы «Театр» уделяется духовнонравственному воспитанию школьника, в том числе:
- доброжелательного отношения к людям, к самому себе, окружающему миру;
- умения сопереживать неудачам и радоваться успеху других;
- старательности в труде, умения доводить работу до конца, а также умения
работать сообща, проявлять взаимопомощь;
- чувства гражданственности и любви к Родине, посредством изучения
театральныхпроизведений, постановок русских авторов;
- культуры общения и поведения в социуме;
- эстетического вкуса и любви к театральному искусству;
- чувства ответственности за общее творческое дело;
- культуры исполнительского мастерства;
- интереса к культуре речи.
Постигать данное искусство обучающиеся будут постепенно: изучат историю,
овладеют навыком работы с куклой, а потом приступят к работе над выбранной пьесой.
Данная программа предусматривает 2 этапа: ознакомительный и базовый. На
занятиях 1 этапа обучения воспитанники познают свои творческие возможности,
осваивают навыки артикуляции речи и установки дыхания, дикции, исполнительского
мастерства. Принимают участие в концертной деятельности на уровне учреждения.
Также используется игровая технология, включающая в себя многообразие форм
проведения занятий: постановка сказок, сюжетно-ролевые и театральные игры.
На 2 этапе происходит психологическая настройка на творчество. Этот процесс
включает в себя: мотивационную установку, положительное эмоциональное
восприятие, актуализацию имеющегося опыта творческой деятельности воспитанника. Учебный материал на данном этапе увеличивается в объёме и усложняется
репертуар творческого объединения. Серьёзное значение придаётся практической
работе над интонацией, ритмом. Усложняются формы и методы работы, используются
более сложные модели занятия, например занятие – презентация, чаще используется
сцена зрительного зала.
На этом этапе вся деятельность направлена на развитие творческой
самостоятельности детей. Происходит реализация собственно продуктивной
деятельности воспитанников, т. е. переход от репродуктивной к самостоятельной
созидающей роли.
Из предложенного распределения часов на различные виды педагог по своему
усмотрению может выделить часы на индивидуальную работу.
Формы подведения итогов занятий обучающихся в кукольном театре:
-выступления перед зрителями в школе и детских садах;
-участие в конкурсах и фестивалях театральных коллективов.
Результативность работы помогут оценить и результаты анкетирования самих
участников кукольного театра, а также зрителей.
Количество учебных часов в неделю:
1 год обучения - 1 час; 34 часов в год.
2 год обучения - 1 час; 34 часов в год.
3 год обучения - 1 час; 34 часов в год.
4 год обучения - 1 час; 34 часов в год.
5 год обучения – 1 час; 34 часов в год.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
«Театр»
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится использовать:
•
Правила техники безопасности при работе с тканью.
•
Термины: этюд, импровизация, «грядка», «фартук».
•
Виды кукол.
•
Технику вождения перчаточными куклами.
•
Материалы и технологические приемы изготовления перчаточных
и других
видов кукол.
•
Название инструментов, материалов и принадлежностей.
•
Технику вождения тростевыми куклами.
•
Элементы изготовления тростевых кукол.
•
Особенности материалов, применяемых при изготовлении верховых кукол
(перчаточных и тростевых) и систему элементарных теоретических основ работы с
ними.
•
Технику вождения куклами-марионетками.
•
Элементы изготовления кукол-марионеток.
•
Анализируемые на уроках произведения.
•
Выбирать сценарий для спектакля.
•
Подбирать музыкальное оформление спектакля.
•
Различные конструкции кукол, а также технику их вождения и изготовления.
•
Разнообразные материалы, которые можно использовать при изготовлении кукол
и как с ними работать.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
Осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с
исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет.
•
Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
•
Использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в
основном учебном процессе и повседневной жизни.
•
Пользоваться материалами и инструментами;
•
Проявлять наблюдательность, фантазию при создании перчаточных кукол и при
выборе материала для их изготовления;
•
Разыгрывать импровизационные сценки с участием «оживших» предметов и
кукол;
•
Изготавливать перчаточные и другие виды куклы и простейшие декорации.
•
Создавать эскизы и изготавливать тростевые куклы и куклы-марионетки из
различных материалов;
•
Владеть техникой движения и изготовления тростевых кукол и куколмарионеток;
•
Придумывать и применять навыки изготовления декораций;
•
Подбирать и записывать музыку к спектаклю;
•
Видеть прекрасное в произведениях.
•
Использовать знания, умения и навыки на других предметах (ИЗО, трудовое

обучение, литература);
•
Самостоятельно комбинировать различные приемы работы при создании
спектакля;
•
Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, дидактическим
материалом.
•
Придумывать и создавать куклы, декорации более сложного характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
•
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
выполнения поставленной творческой задачи;
•
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении
коллективных работ;
•
формулировать собственное мнение и позицию;
•
договариваться, приходить к общему решению;
•
соблюдать корректность в высказываниях;
•
задавать вопросы по существу;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
•
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
•
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•
владеть монологической и диалогической формой речи;
•
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
•
учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
•
планировать свои действия;
•
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
•
адекватно воспринимать оценку учителя;
•
различать способ и результат действия;
•
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
•
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
•
проявлять познавательную инициативу;
•
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
незнакомом материале;
•
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Личностные универсальные учебные действия
•
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности,
включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

•
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам
самовыражения;
•
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования
технологий и материалов;
•
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой
деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
•
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости
творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
•
выраженной познавательной мотивации;
•
устойчивого интереса к новым способам познания.
Тематическое планирование
Наименованиераздела

1 год обучения, 2 год
3 год обучения, 4 год обучения, 34 5 год обучения, 34
34 ч.
обучения, 34 34 ч.
ч.
ч.
ч.

Всего, час

Теория

Практика

Всего, час

Теория

Практика

Всего, час

Теория

Практика

Всего, час

Теория

Практика

Всего, час

Теория

Практика

Количество часов

7

4

2

7

4

3

4

2

2

4

2

2

2

-

2

Основыактерского
7
мастерства
Творческая мастерская 3

1

6

8

-

8

9

-

9

10

-

10

8

-

8

-

3

2

-

2

2

-

2

2

-

2

4

2

2

Работа над
спектаклем

-

18

17

-

17

19

-

19

18

-

18

20

1

19

Знакомство смиром
искусства

18

СОДЕРЖАНИЕ обучения
1 год обучения
Тема 1: Вводное занятие
Теория: Знакомство с планами работы и задачами кружка. Знакомство с историей
создания кукольного театра. Инструктаж (вводный, при работе с режущими и
колющимися предметами, т.п.)
Тема 2: Русские народные сказки в записи и обработке мастеров художественного
слова.
Теория: Чтение сказок. Просмотр сказок (художественных фильмов и мультфильмов).
Тема 3: Знакомство с перчаточными куклами
Теория: Знакомство с историей создания кукол и видами кукол: пальчиковые куклы,
конусные куклы, кукла-варежка, кукла-носок, перчаточные куклы.
Тема 4: Работа с перчаточными куклами. Обучение приемам кукловождения.

Теория: Основные правила работы с перчаточными куклами. Работа с
разговаривающей куклой.
Практика: Освоение техники движения куклы (ходьба, бег, прыжки). Упражнения с
куклами.
Тема 5: Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами
Практика: «Оживление» бытовых предметов. Разыгрывание импровизированных
сценок с участием «оживших» предметов и кукол.
Тема 6: Сценическое актерское мастерство. Сценическая речь: темп, тембр,
громкость.
Теория: Знакомство с понятием «Этюд». Беседа о видах эмоций, настроения, о
способах их выражения.
Практика: Этюдный тренаж на развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
Развитие навыков выражения различных эмоций, настроений, отдельных черт
характера. Сказки-экспромт. Освоение различных интонаций. Построение движений
куклы на основе своих собственных движений.
Тема7:
Изготовление декораций, кукол (для пальчикового театра,
длянастольного театра, куклы-варежки, куклы-носка, перчаточных
кукол) Изготовление декораций.
Тема 8: Выбор сказки для постановки спектакля
Практика: Выбор и обсуждение сказок. Распределение ролей.
Тема 9: Музыкальное сопровождениеПрактика: Подбор и запись музыки.
Тема 10: Монтировочные репетиции, прогоны
Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения
каждой роли, репетиция за столом. Репетиция отдельных эпизодов. Соединение
действия куклы со своей ролью. Отработка интонаций и движений кукол с
использованием декораций, музыкального сопровождения и т.д. Обучение работе над
ширмой. Постановка и обсуждение спектакля. Генеральная репетиция.
Тема 11: Выступление перед зрителями.
Практика: пока пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детских садов.
Тема 12: Анализ выступления.
Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педагогом.
2 год обучения
Тема 1: Вводное занятие
Теория: Знакомство с планами работы на год. Инструктаж. Повторение техники
вождения перчаточных кукол. Знакомство с историей создания национальных театров
Тема 2: Литературные сказки, сказочные поэмы, сказы, легенды, притчи по
народным мотивам и сюжетам
Теория: знакомство с основными жанрами в литературе. Фольклор. Русские поэты и
писатели.
Практика: Чтение. Просмотр фильмов
Тема 3: Знакомство с тростевыми куклами. Техника вождения тростевыми
куклами
Теория: Знакомство с историей возникновения тростевых кукол. Устройство и
принцип работы кукол
Практика: Освоение техники движения куклы (ходьба, бег и т.д.). Работа с разгова

ривающей куклой.
Тема 4: Знакомство с куклами-марионетками. Техника вождения кукламимарионетками.
Теория: Знакомство с историей возникновения кукол-марионеток. Устройство и
принцип работы кукол
Практика: Освоение техники движения куклы (ходьба, бег и т.д.). Работа с
разговаривающей куклой.
Тема 5: Игры, упражнения и этюды с куклами и ожившими предметами.
Практика: «Оживление» бытовых предметов. Разыгрывание импровизированных
сценок.
Тема 6: Занятия по развитию творческого воображения
Практика: Придумывание персонажей из «ненужных вещей». Упражнения, тренинги
Тема 7: Занятия сценической речью и сценическими движениями
Практика: Интонационные упражнения. Работа со скороговорками. Определение
разговорных особенностей персонажей спектаклей. Построение движений кукол на
основе своих собственных.
Тема 8: Изготовление кукол, декораций
Практика: Изготовление частей тела для кукол. Изготовление одежды для кукол.
Декоративная работа над куклами. Придумывание и зарисовки эскизов. Изготовление
декораций на основе выбранных эскизов.
Тема 9: Выбор произведения для постановки спектаклей.
Практика: Выбор и анализ произведений. Распределение ролей.
Тема 10: Музыкальное сопровождениеПрактика: Подбор и запись музыки.
Тема 11: Монтировочные репетиции, прогоны
Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения
каждой роли, репетиция за столом .Репетиция отдельных эпизодов. Соединение
действия куклы со своей ролью. Отработка интонаций и движений кукол с
использованием декораций, музык. сопровождений и т.д. Постановка и обсуждение
спектакля. Обсуждение недочетов. Генеральная репетиция.
Тема 12: Выступление перед зрителями.
Практика: показ пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детских садов.
Тема 13: Анализ выступления.
Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педагогом.
3 год обучения
Тема 1: Вводное занятие
Теория: Знакомство с планами работы кружка на год. Инструктаж. Повторение техники
вождения перчаточными и тростевыми куклами. Ознакомление с историей создания и
особенностями различных видов театра
Практика: Игра в теневом театре
Тема 2: Русские народные сказки и былины в записи и обработке мастеров
художественного слова. Сказки народов мира
Теория: Классика русской литературы.
Практика: Чтение. Просмотр фильмов. Обсуждение, анализ.
Тема 3: Занятия по развитию творческого воображения
Практика: Придумывание и разыгрывание различных ситуаций

Тема 4: Занятия сценической речью и сценическими движениями
Практика: Интонационные упражнения. Работа со скороговорками. Определение
разговорных особенностей персонажей спектаклей. Построение движений кукол на
основе своих собственных.
Тема5: Изготовление кукол различных конструкций
Практика: Изготовление тростевых кукол. Изготовление перчаточных кукол.
Изготовление кукол-марионеток. Изготовление комбинированных кукол
Тема 6: Изготовление декораций
Практика: Придумывание и изготовление эскизов. Обсуждение, выбор эскизов и
изготовление декораций.
Тема 7: Выбор произведения для постановки спектакля
Практика: Выбор и анализ произведений. Распределение ролей.
Тема 8: Музыкальное сопровождениеПрактика: Подбор и запись музыки.
Тема 9: Монтировочные репетиции, прогоны
Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Репетиция отдельных эпизодов. Соединение
действия куклы со своей ролью. Отработка интонаций и движений кукол с
использованием декораций, музык. сопровождений и т.д. Постановка и обсуждение
спектакля. Обсуждение недочетов. Генеральная репетиция.
Тема 10: Выступление перед зрителями
Практика: пока пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детских садов.
Тема 11: Анализ выступления.
Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педаго гом.
4 год обучения
Тема 1: Вводное занятие. Знакомство с историей театра Кемеровской области.
Теория: Знакомство с планами работы кружка на год. Инструктаж. Повторение тех
ники вождения перчаточными и тростевыми куклами. Ознакомление с историей со
здания и особенностями различных видов театра. Театр в Кузбассе. Театр во время
войны.
Практика: Игра в теневом театре
Тема 2: Театральные профессии (актёр, гример, режиссер и др.)
Теория: Мир театральных профессий.
Практика: Экскурсия в театр.
Тема 3: Занятия по развитию творческого воображения
Практика: Придумывание и разыгрывание различных ситуаций
Тема 4: Занятия сценической речью и сценическими движениями
Практика: Интонационные упражнения. Работа со скороговорками. Определение
разговорных особенностей персонажей спектаклей. Построение движений кукол на
основе своих собственных.
Тема5: Изготовление кукол различных конструкций
Практика: Изготовление тростевых кукол. Изготовление перчаточных кукол.
Изготовление кукол-марионеток. Изготовление комбинированных кукол
Тема 6: Изготовление декораций
Практика: Придумывание и изготовление эскизов. Обсуждение, выбор эскизов и
изготовление декораций.

Тема 7: Выбор произведения для постановки спектакля Практика: Выбор и
анализ произведений. Распределение ролей.
Тема 8: Музыкальное сопровождение
Практика: Подбор и запись музыки.
Тема 9: Монтировочные репетиции, прогоны
Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения
каждой роли, репетиция за столом. Репетиция отдельных эпизодов. Соединение
действия куклы со своей ролью. Отработка интонаций и движений кукол с
использованием декораций, музык. сопровождений и т.д. Постановка и обсуждение
спектакля. Обсуждение недочетов. Генеральная репетиция.
Тема 10: Выступление перед зрителями
Практика: пока пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детских садов.
Тема 11: Анализ выступления.
Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педаго
гом.
Тема 12: Творческий отчет
Практика: Творческие работы выпускников. Анализ работы кружка за 4 года.
5 год обучения
Тема 3: Занятия по развитию творческого воображения
Практика: Придумывание и разыгрывание различных ситуаций
Тема 4: Занятия сценической речью и сценическими движениями
Практика: Интонационные упражнения. Работа со скороговорками. Определение
разговорных особенностей персонажей спектаклей. Построение движений кукол на
основе своих собственных.
Тема5: Групповая работа по направлениям (художники-оформители, гримеры,
режиссеры, сценаристы)
Практика: Деление на группы и пробы в мире театральных профессий.
Тема 6: Разработка сценария.
Тема 7: Выбор произведения для постановки спектакля
Практика: Выбор и анализ произведений. Распределение ролей.
Тема 8: Музыкальное сопровождениеПрактика: Подбор и запись музыки.
Тема 9: Монтировочные репетиции, прогоны
Практика: Распределение технических обязанностей по спектаклю. Отработка чтения
каждой роли, репетиция за столом. Репетиция отдельных эпизодов. Соединение
действия куклы со своей ролью. Отработка интонаций и движений кукол с
использованием декораций, музык. сопровождений и т.д. Постановка и обсуждение
спектакля. Обсуждение недочетов. Генеральная репетиция.
Тема 10: Выступление перед зрителями
Практика: пока пьесы ученикам начальной школы, воспитанникам детских садов.
Тема 11: Анализ выступления.
Практика: анализ своего выступления самими детьми. Анализ выступления педаго
гом.
Тема 12: Творческий отчет
Практика: Творческие работы выпускников. Анализ работы кружка за лет.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое
воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к
подбору репертуара. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и
развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт
характера. При выборе репертуара театра кукол учитываются интересы, возрастные
особенности детей, их развитие. Предложенный в программе репертуар на каждый год
обучения может изменяться. В репертуар кукольного театра включены:
инсценировки литературных произведений для детей младшего
школьноговозраста;
- адаптированные к условиям школьного кукольного театра готовые пьесы;
- новые, самостоятельно разработанные, пьесы.
В данной программе большую часть репертуара составляют пьесы по народным
сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке.
Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это
своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы
кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание,
воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.
Прежде, чем начать работу над этюдом, детям предлагается поиграть с куклой,
подержать её в руках, попытаться «оживить».
Этюдный тренаж включает в себя:
1)
этюды (упражнения) на развитие внимания;
2)
этюды на развитие памяти;
3)
этюды на развитие воображения;
4)
этюды на развитие мышления;
5)
этюды на выражении эмоций;
6)
этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхатель
ные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному
использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие
диапазона голоса);
7)
этюды на выразительность жеста;
8)
этюды на воспроизведение отдельных черт характера;
9)
этюды на отработку движений кукол различных видов.
Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного
кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от
рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения.
Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать
одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.
Также большое внимание уделяется индивидуальной работе и творческим разработкам.
Во время занятий следует опираться и последовательно реализовывать следующие
психолого-педагогические и методические принципы:
▪ учет возрастных особенностей
▪ направленность обучения на раскрытие потенциальных возможностей ребенка
▪ принцип эмоционально положительного настроя на занятии
▪ принцип непрерывного расширения общекультурного кругозора, укрепление
познавательных интересов ребенка

▪ принцип актуальности и непрерывной поддержки самостоятельных инициатив ребенка
▪ принцип методической вариативности в деятельности педагога, наличие у педагога
«в репертуаре» широкого диапазона методов и приемов:
✓ репродуктивных
✓ частично-поисковых
✓ проблемных
✓ эвристических
Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и дости гать
максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют
самый различный уровень предрасположенности к творческому освоению искусства
театра кукол.
В поведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества. Теоретическая часть дается в форме беседы с просмотром
иллюстрированного материала, презентаций, видеоматериалов и подкрепляется
практическим освоением темы.
Основной формой работы являются занятия. Отчет по работе проходит в форме
выступлений, участия в районном смотре кукольных театров.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для организации кукольного театра используются куклы разных систем, начинаяс
самых простых в управлении:
- перчаточные куклы
- тростевые куклы;
- куклы-марионетки;
Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его
эмоциональное восприятие. Выбор песни и музыки определяется содержанием
спектакля.
Занятия кукольного кружка проводятся в музыкальном зале или другом
приспособленном для этих целей помещении. Для организации театра кукол
необходимо следующее оснащение:
- театр верховых кукол (куклы-Петрушки, тростевые куклы):
куклы;
театральная ширма;
декорации к спектаклям.
театр кукол - марионеток:
куклы;
театральная ширма для театра марионеток;
декорации к спектаклям.
Всё необходимое оснащение можно изготовить самостоятельно. Под руководством
педагога дети могут сшить необходимых актёров-кукол. Посильную помощь в
изготовлении кукол, декораций и ширм могут оказать родители школьников.
Список рекомендуемой литературы:
1.
Авров, Д.Н. Спектакль и зритель: (Как смотреть и оценивать спектакль). Кн. для
учащихся ст. кл. / Д. Н. Авров. - М. : Просвещение, 1985. - 96 с.
2.
Аксельрод, А.Ю. Курс Веселых Наук [Текст] / А. Ю. Аксельрод, М. И. Кандрор,
М. С. Левинтон ; Рис. худож. А. С. Дорфмана. - Москва :Искусство, 1974. - 110 с.
3.
Баталов, А.В. Судьба и ремесло. – М.: Искусство, 1984, 255 с.
4.
Бахтин, Н.Н. Театр и его роль в воспитании. Сб. В помощь семье и школе.М.:

Польза, 1911.
Буссер А.М., Оссовская, М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для
самостоятельной работы). Учебное пособие. М.: Лань. – 2022, 136 с.
6.
Васильев, Ю.А. Тренинг сценической дикции: На материале дет. считалок: Учеб.
пособие / Царскосел. фил. С.-Петерб. акад. театр. искусства"Интерстудио", Междунар. мастерская
театра синтеза и анимации. - СПб. : Царскосел. фил. С.-Петерб. гос. акад. театр. искусства
"Интерстудио" : Междунар. мастерская театра синтеза и анимации, 1997. – 197 с.
7.
Васильева, Т.И. Упражнения по дикции : Учеб. пособие по курсу «Сцен. Речь»
для актер. фак. театр. вузов / Гос. ин-т театр. искусства им. А. В. Луначарского. Школа-студия (ВУЗ)
им. Вл. И. Немировича-Данченко приМХАТ СССР им. М. Горького. - М. : ГИТИС, 1988. - 94 с.
8.
Венецианова М.А. Актёрский тренинг. Мастерство актёра в терминах
Станиславского. Москва: АСТ, 2010.
9.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте : Психол.очерк :
Кн. для учителя / Л. С. Выготский; [Послесл. В. В. Давыдова]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. 90,[2] с.
10.
Газман, О.С. В школу - с игрой : Кн. для учителя / О. С. Газман, Н. Е. Харитонова.
- М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
11.
Гиппиус, С.В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств / С. В. Гиппиус. -СанктПетербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 377 с.
12.
Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера [Текст] : Метод. пособие для театр.и
культ-просвет. училищ. - Москва : Просвещение, 1966. - 154, [17] с. :
13.
Ершов,
П.М.
Режиссура
как
практическая психология [Текст]
:(Взаимодействие людей в
жизни и на сцене). - Москва : Искусство, 1972.
- 352 с.
14.
Ершова, А.П., Букатов, В.М. Возвращение к таланту. – Красноярск:АКМЭ,
1995. – 221 с.
15.
Запорожец, Т.И. Логика сценической речи [Текст] : Учеб. пособие длятеатр.
и культ.-просвет. заведений. - Москва : Просвещение, 1974. - 125 с.
16.
Калмановский, Е.С. Книга о театральном актёре: введение в изучение
актёрского творчества. – Л.: Искусство, 1984. – 223 с.
17.
Климовский, В.Л. Мы идем за кулисы : Кн. о театр. цехах. [Для мл. школ.
возраста] - М. : Дет. лит., 1982. - 127 с.
18.
Красев, М.И. Оперы-игры для детей младшего возраста : Пение с ф.-п. /
Облегч. ред. Н.А. Метлова. - М. : Музгиз, 1959. - 99 с.
19.
Карташкин, А.С. Праздник с чудесами : (Искусство сцен. волшебства) :Кн.
для учителя / А. Карташкин. - М. : Просвещение, 1993. – 186 с.
20.
Кипнис М. Актёрский тренинг. 128 лучших игр и упражнений для любого
тренинга. Москва: АСТ, 2009.
21.
Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М. : Школьнаяпресса.
– 2000.
22.
Михайлова, А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.М.,
1975. - 128 с.
23.
Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры упражнения для красивого
движения. Ярославль: Акад. развития [и др.], 2000. – 110 с.
24.
Мочалов, Ю.А. Композиция сценического пространства: Поэтика мизансцены. М. : Просвещение, 1981. - 239 с.
25.
Муравьев, Б.Л. От дыхания - к голосу: Работа над речевым дыханием актера.
Учеб. пособие / Л.: Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. 1982. - 53 с.
26.
Надолинская, Т.В. Игры-драматизации на уроках музыки в начальной школе /
Т.В. Надолинская. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 (Вологда : ПФ Полиграфист). - 230 с.

5.

27.
Никитина А.Б., Витковская Ю.Н., Белюшкина И.Б.. Театр, где играют дети. М. :
Владос, 2001. – 288 с.
28.
Покровский, Б.А. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. – 343 с.
29.
Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. М.: М.
: Гуманитар.-изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 254 с.
30.
Родари, Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания
историй. Пер. с итал. Ю. А. Добровольской; [Предисл. А. Г. Алексина]. -2-е изд. - М. : Прогресс,
1990. - 191 с.
31.
Роль театра в учебно-воспитательной работе школы: Методические
рекомендации. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1975.
32.
Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970.
33.
Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства художественной
самодеятельностью школьников. М.: Просвещение, 1983.
34.
Руднева С.Д., Фиш Э.М. Музыкальное движение / методическое пособие для
педагогов музыкально-двигательного воспитания / 2-е издание, переработанное и дополненное.
Санкт-Петербург: Издательский центр
«Гуманитарная академия», 2000. – 319 с.
35.
Сазонов Е. Ю. Театр наших детей. М., 1988.
36.
Сироткина, И.Е. Свободное движение и пластический танец в России. -Москва:
Новое лит. обозрение, 2011. - 319 с.,
37.
Сказка и музыка: библиографический указатель / [составитель А. К. Койнаш]. 2-е изд. - Санкт-Петербург : ЦГПБ им. В. В. Маяковского, 2018. – 142 с.
38.
Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников : Программа и репертуар / Э. Г. Чурилова. - М. : ВЛАДОС,
2001. - 159 с. :
39.
Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.Алянский
Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
40.
Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.
41.
Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.Белюшкина И.Б. и
др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
42.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.
43.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М.,
1982.
44.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
45.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.
46.
Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
47.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.
48.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль,
1996.
49.
Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.
50.
Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
51. «Технология обработки ткани» учебное пособие для учащихся общеобразова-тельных
учреждений. Чернякова В.Н.; М. Просвещение 1989 год.
52. «Мягкие игрушки, куклы и марионетки» перевод с английского А.С. Трошина,Москва,
Просвещение, 1979год.
53. «Семья и школа» Ж. № 10- 1994, № 3 - 1994, № 8 - 1994, № 9 - 1994, № 5 -1994, № 7 -

1995, № 10 - 1996.
54.
Деммени Е. «Школьный кукольный театр»

Л; Детгиз - 1960.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки

по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс
лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс
лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным
предметам и для разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по
русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет «ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».