Приложение 3.3.9. РП ВД_Географическое краеведение 6 кл.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 3.3.9
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Географическое краеведение»
6 класс

Кытлым
2023-2024
Пояснительная записка
Курс "Географическое краеведение" в 6 классе направлен на изучение своего региона. Программа
создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений на местных, хорошо
знакомых примерах. В значительной степени реализует принцип наглядности в обучении географии,
создает возможность строить преподавание географии- от известного к неизвестному, от близкого к
далекому.
Курс рассчитан на 17 часов в первом полугодии, 1 час в неделю.
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности «Географическое краеведение» реализуется
через:

•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
Тематическое планирование
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Раздел
Введение
Уральский меридиан
Уральские кладовые
Уральский вклад в Мировой влагооборот
Уральская погода
Уральские обитатели
Урал – наш дом
Краеведческие путешествия и туризм

Количество часов
2
6
5
4
6
3
2
6

Содержание курса
Введение
•
Краеведение – наука о природе и истории родной земли, ее населении, хозяйственной
деятельности, о связях между ними; значение краеведения для человека и общества;
особенности курса. Современные краеведческие исследования: их цели, формы организации и
методы.
•
Практическая работа №1. Организация и обучение методам и приемам учебной
деятельности. Поиск и коллекционирование краеведческой информации.
•
Практическая работа №2. Освоение карты: упражнения вводные, пробные,
тренировочные – нахождение своей местности на картах мира, России, Урала, Свердловской
области, топографических, туристических картах и космических снимках Земли. Абрисы в
быту.
•
Уральский меридиан.
•
Практическая работа №3. Освоение карты. Определение на плане местности
направлений, расстояний, азимутов, абсолютной и относительной высот точек.
Тренировочные упражнения: «Выше – ниже – ровно» по сравнению высот известных точек
местности при чтении различных карт. Чтение рельефа с использованием горизонталей.
•
Практическая работа №4. Освоение карты. Упражнения пробные, тренировочные,
контрольные – выбор масштаба для составления плана класса. Выбор условных знаков.
•
Практическая работа №5. Освоение карты. Упражнения тренировочные –
рассматривание глобуса и поиск на нем своей местности по географическим координатам.
•
Практическая работа №6. Определение по географическим координатам точек и
обозначение их на контурной карте Свердловской области. Тренировочное упражнение. Роль
цвета на картах и глобусах при изображении неровностей земной поверхности.
•
Практическая работа №7.
Упражнения на местности вводные, пробные:
ориентирование на местности, определение направлений, расстояний, азимутов.
•
Практическая работа №8. Упражнения на местности пробные – освоение глазомерной
и других съемок участка местности.
•
Уральские кладовые.

•
Условия и краткая история возникновения участка литосферы своей местности.
Упражнения вводные, пробные, тренировочные: чтение геологических и тектонических карт
своей местности. Практическая работа №9 с коллекцией горных пород и минералов
магматического происхождения.
•
Практическая работа №10 с коллекцией горных пород и минералов осадочного и
метаморфического
происхождения.
История открытия основных месторождений полезных ископаемых, их роль в освоении и
заселении данной территории, связь с основными профессиями.
•
Практическая работа №11. Освоение карты. Описание гор и равнин своей местности по
плану,
иллюстрациям
и
картам.
Изменение гор и равнин во времени. История движения земной коры в своей местности.
Влияние человека на изменение рельефа.
•
Практическая работа №12, 13. Освоение карты. Обозначение на контурной карте
крупнейших гор и равнин Свердловской области и своей местности.
•
Уральский вклад в Мировой влагооборот.
•
Роль природных объектов своей местности в Мировом круговороте. Связь своей
территории с Мировым океаном и его частями. Остатки морского прошлого на территории
нашей области.
•
Практическая работа №14. Нанесение на контурную карту области объектов
гидросферы, иллюстрирующих связь данной местности с Мировым океаном.
•
Практическая работа №15.Освоение карты. Выделение истока, устья, водораздела,
бассейна реки данной местности. Обозначение на контурной карте рек, озер, болот своей
местности.
•
Практическая работа №16. Освоение карты. Описание по плану реки своей местности.
Загрязнение
вод
своей
местности.
Обобщение. Связь рельефа и вод своей местности.
•
Лабораторно-практическая работа №17.
•
Уральская погода
•
Атмосфера над Уралом. Ее состав, изменения. Охрана атмосферного воздуха. Высота
Солнца над горизонтом и продолжительность дня в марте, июне, сентябре и декабре в связи с
суточным и годовым вращением Земли. Погода своей местности.
•
Практическая работа №18. Атмосферное давление. Виды ветров данной местности.
•
Практическая работа №19. Роза ветров. Облака. Формирование погоды своей
местности в разное время года.
•
Практическая погода №20. Фенологический календарь.
•
Практическая работа №21.
•
Уральские обитатели
•
Положение нашей области на карте природных зон Российской Федерации. Почвы,
растительность и животный мир нашей местности.
•
Практическая работа №22. Наша природная зона. Экскурсия в краеведческий музей.
•
Урал - наш дом.
•
Численность населения области, своего населенного пункта. Знакомство с областным
центром, ближайшими городами: их историей, достопримечательностями, знаменитыми
земляками.
•
Практическая работа №23.
•
Краеведческие путешествия и туризм нашего края.
•
Свой краеведческий опыт. Туризм в нашей местности. Возможности края для развития
туризма. Экологическая тропа. Экскурсия комплексная.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п
1.
2.
3.

Раздел

Введение(1час).
Уральский
меридиан(3 часа)

5.

7.

Уральские
кладовые(4часа)

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Уральский вклад в
Мировой
влагооборот(2часа)
Уральская
погода(3часа)

15.

Уральские
обитатели(2часа)

16.

Урал – наш
дом(1час).

17.

Краеведение – наука о природе и истории родной
земли. Практическая работа №1.
Освоение карты. Практическая работа №2.
Подготовка к составлению плана класса.
Практическая работа №3.
Составление плана класса. Практическая работа №4.

4.

6.

Тема

Развитие туризма
(1час).

Условия и краткая история возникновения участка
местности своего края. Практическая работа №5.
Горные породы и минералы своей местности.
Практическая работа №6.
Горные породы и минералы своей местности № 7.
История открытия основных месторождений
полезных ископаемых.
Роль природных объектов своей местности в
Мировом кругообороте. Практическая работа №8.
Освоение карты. Практическая работа № 9.
Атмосфера на Урале, ее состав, строение, изменение.
Погода своей местности. Практическая работа №10.
Атмосферное давление. Виды ветров нашей
местности.Формирование погоды в соей местности
Практическая работа №11.
Наше место в биосфере. Область на карте природных
зон. Наша природная зона. Практическая работа №12.
Экскурсия в краеведческий музей.
Численность населения области, ближайшего города
и нашего населенного пункта. Другие показатели
населения.Описание своего населенного пункта.
Практическая работа №13.
Свой краеведческий опыт.Развитие туризма в нашей
местности.

Кол-во
часов на
изучение
темы
1час
1час
1 час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час

Требования к освоению курса
•
Выбирать источники географической информации, адекватные решаемым задачам;
•
Ориентироваться в источниках географической информации своей местности;
•
Представлять в различных формах( в виде таблицы, графика, географического
описания) географическую информацию. необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач;
•
Проводить с помощью приборов измерения температуры,влажности воздуха,
атмосферного давления, силы и напрвления ветра, абсолютной и относительной высоты,
направления и скорости течения реки, используя наблюдения за погодой и данные экскурсий;
•
Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в
своей местности.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ФГИС «Моя школа», https://yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://myschool.edu.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».