Приложение 3.3.3. РП_ВД_ ОИК 5-6 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 3.3.3
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Основы информационной культуры»
5-6 классы

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

Пояснительная записка
Динамичность процесса информатизации общества, новая парадигма образования
актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и
обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и
образовательных учреждений.
«Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача - научить молодого
гражданина ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к
жизни и деятельности в условиях информационного общества. Существенную роль при этом
призван сыграть курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина).
Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является
интегрированный курс «Основы информационной культуры». Он вводит учащихся в мир знаний,
умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях
удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое
значение.
Учитывая возрастные особенности школьников 5,6-х классов, следует выделить несколько
основных задач курса:
1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях.
2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных
видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной
библиотеке, так и вне ее.
3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе,
и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней.
4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.
Курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть воспитательный и
развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения
информационного образования в последующих классах.
Воспитательный потенциал курса «Основы информационной культуры» реализуется через:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения; применение групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Программа рассчитана на 34 часа в 5 и 34 часа в 6 классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Модуль «Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
1. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода
информации, оперативная и долговременная память).
2. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации
компьютера.
3. Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
4. Данные и программы. Файлы и файловая система.
5. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский
интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
Практические работы:

2

Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение
понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках
компьютера, выключение компьютера.
Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме
(изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с
планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств,
сохранение информационных объектов на внешних носителях.
Модуль «Обработка текстовой информации»
1. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов,
работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы,
величина полей. Колонтитулы.
2. Проверка правописания.
3. Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад,
реферат).
4. Параметры шрифта, параметры абзаца.
5. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических
объектов.
6. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.
7. Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
8. Запись и выделение изменений.
9. Распознавание текста.
10. Компьютерные словари и системы перевода текстов.
11. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
Практические работы:
Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый
метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного
письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа;
форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
Вставка в документ формул.
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Создание гипертекстового документа.
Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
Модуль «Обработка графической информации»
1. Растровая и векторная графика.
2. Интерфейс графических редакторов.
3. Рисунки и фотографии.
4. Форматы графических файлов.
Практические работы:
Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора.
Использование примитивов и шаблонов.
Геометрические преобразования.
Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
Конструирование графических объектов: выделение, объединение.
Ввод изображений с помощью сканера, использование готовых графических объектов.
Сканирование графических изображений.
Модуль «Обработка числовой информации»
1. Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
2. Типы данных: числа, формулы, текст.
3

3. Абсолютные и относительные ссылки.
4. Встроенные функции.
Практические работы:
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
Создание и обработка таблиц.
Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в
электронных таблицах.
Построение диаграмм и графиков.
Модуль «Электронные презентации»
Мультимедиа-презентация – это способ ярко, эффективно и понятно рассказать о сложных процессах
и продуктах, привлечь внимание и произвести нужное впечатление.Главная задача мультимедиапрезентации – удивить слушателя, заинтересовать его, вызвать нужную эмоцию и донести главные
мысли до слушателя.
1. Назначение и структура электронной презентации.
2. Приёмы создания слайда. Размещение объектов. Выбор фона.
3. Настройка анимации презентации
4. Способы отображения содержимого презентации. Показ слайдов.
5. Последовательность слайдов. Переходы между слайдами.
Практические работы:
Создание презентации линейной структуры «Визитная карточка»
Создание презентации «Мой любимый предмет» с использованием эффектов оформления слайдов
Создание мультфильма
Создание анимированного кроссворда
Создание теста с использованием гиперссылок.
Творческий проект с использованием электронной презентации
Модуль «Коммуникационные технологии»
1. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и
декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
2. Локальные и глобальные компьютерные сети.
3. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые
архивы, интерактивное общение.
4. Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
5. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
6. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
7. Архивирование и разархивирование.
Практические работы:
Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
Путешествие по Всемирной паутине.
Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
Загрузка файла из файлового архива.
Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных
компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические
объекты с использованием шаблонов.
Модуль «Азы программирования»
1. Рекурсивные приемы программирования и подводные камни рекурсии.
2. Построение и анализ рекурсивных определений.
3. Лексический анализ выражений. Построение диаграмм переходов.
4. Программирование простых трансляторов.
5. Понятие оптимального программирования.
4

6. Однопроходные и многопроходные алгоритмы.
7. Вычисление показателя оптимальности.
8. Построение оптимальных программ.
9. Основы правильного стиля записи программ.
10. Важность программных комментариев.
11. Практическое тестирование и отладка программ.
Практические работы:
Решение ряда задач на программирование, включающие все алгоритмические структуры в средах
«Кукарача» и «Корректор»
Планируемые предметные результаты
5 класс
Учащиеся должны знать/понимать:
• правила техники безопасности при работе на компьютерах, средства и методы защиты глаз от
излучения;
• названия, назначение и наиболее важные характеристики основных устройств компьютеров;
• последовательность решения задач с помощью компьютеров;
• область применимости различных информационных технологий;
• один из современных профессиональных языков программирования.
Учащиеся должны уметь:
• использовать все доступные источники (интерактивные компьютерные справочные системы,
книги, справочники, технические описания) для самостоятельного решения задач с помощью
компьютеров;
• составлять алгоритмы в словесной форме для решения разнообразных задач;
• применять метод пошаговой детализации при составлении алгоритмов
• грамотно выбирать язык программирования и переводить алгоритмы на этот язык;
• составлять алгоритмы и программы для новых методов решения задач;
• работать с различными структурами данных (массив, структура, очередь, стек, список, дерево,
объект);
• работать с редакторами текстовой и графической информации;
• использовать электронные таблицы, базы данных, прикладное программное обеспечение;
• работать с операционными системами современных персональных компьютеров.
6 класс
Учащиеся должны знать/понимать
•
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
•
единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного
(цифрового) представления информации;
•
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление,
цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
•
программный принцип работы компьютера;
•
назначение и функции, используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
•
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками,
деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
•
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать,
именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться
меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
•
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти,
необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
•
создавать информационные объекты, в том числе:
•
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить
проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
5

•

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики,
диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических
задачах), переходить от одного представления данных к другому;
•
создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в
процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов,
учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку
цифровых изображений;
•
создавать презентации на основе шаблонов;
•
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных,
компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях,
каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным
дисциплинам;
•
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером,
сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при
работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
•
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей,
динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
•
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и
процессов;
•
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
•
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций
информационных объектов;
•
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке,
использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих
правовых и этических норм.
Данная программа направлена на формирование у школьника среднего звена основных
представлений и навыков:
- информационного мировоззрения;
- алгоритмического мышления;
- работы в среде ОС.
В результате освоения Разделов «Компьютер» и «Информационные технологии» учащиеся
познакомятся:
- с современными информационными технологиями обработки текстов, графики, вычислений на ПК,
создания электронных презентаций;
- с ресурсами и возможностями сетей Интернет;
- с информационной стороной жизни общества.
№
1

2
3

4

Тематическое планирование 1 год обучения (5 класс)
Раздел программы
Наименование темы
Модуль «Компьютер как
универсальное устройство
обработки информации»

Компьютер в жизни человека. Информационная
культура. Техника безопасности в компьютерном
классе
Информационные процессы в природе, обществе,
технике.
Персональный компьютер – средство обработки
информации. Основные устройства компьютера и их
функции.
Операционная система. Понятие файла, папки,
программы.

Всего
час
1

1
1

1
6

5
6

Модуль «Обработка
текстовой информации»

7
8
9
1011
12
13
14

Модуль «Обработка
числовой информации»

15
1617
18
1920
21

Модуль «Обработка
графической информации»

2223
24
25
26

Модуль «Электронные
презентации»

27
28
2930
31
32

33
34

Модуль
«Коммуникационные
технологии»

Обобщающий урок по теме «Компьютер как
универсальное устройство обработки информации»
Понятие о представлении информации.
Представление информации с помощью текстов и
рисунков.
Работа с компьютерными тренажёрами.
Набор и редактирование текстовой информации
Параметры шрифта. Параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц,
диаграмм, формул, графических объектов
Обобщающий урок по теме «Обработка текстовой
информации»
Представление информации с помощью таблиц
Электронные таблицы. Интерфейс и элементы
управления
Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных
Создание и обработка таблиц

1

Обобщающий урок по теме «Обработка числовой
информации»
Создание изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора.
Использование примитивов и шаблонов.
Геометрические преобразования.
Создание изображения с помощью инструментов
векторного графического редактора.
Конструирование графических объектов: выделение,
объединение.
Обобщающий урок по теме «Обработка графической
информации»
Назначение Электронных презентаций. Структура.
Приёмы работы
Способы отражения содержимого презентации. Показ
слайдов. Презентация в режиме сортировщика
Знакомство с готовой презентацией
Работа над познавательной презентацией по любому
школьному предмету
Обобщающий урок по теме «Электронные
презентации»
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных
сетей: Всемирная паутина, файловые архивы,
интерактивное общение
Путешествие по Всемирной паутине. Путешествие по
виртуальным музеям
Обобщающий урок по теме «Коммуникационные
технологии»
Итого

1

1

1
1
1
2
1
1
1
1
2

2
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1

1
1
34

7

№
1

2
3-4

5

6

7
8

9

10

11
12
13

14
15
16
17

18
1920
21
22
23-

Тематическое планирование 2 год обучения (6 класс)
Раздел программы
Наименование темы
Модуль «Компьютер как
Программный принцип работы компьютера.
универсальное устройство Программное обеспечение, его структура. Техника
обработки информации»
безопасности в компьютерном классе
Командное взаимодействие пользователя с
компьютером.
Соединение блоков и устройств компьютера,
подключение внешних устройств. Сигналы о
готовности и неполадке, получение информации о
характеристиках компьютера.
Обобщающий урок по теме «Компьютер как
универсальное устройство обработки
информации»
Модуль «Обработка
Включение в текстовый документ списков,
текстовой информации»
таблиц, диаграмм, формул и графических
объектов.
Разработка и использование стиля: абзацы,
заголовки.
Гипертекст. Создание закладок и ссылок.
Создание гипертекстового документа.
Запись и выделение изменений.
Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода
текстов. Перевод текста с использованием
системы машинного перевода.
Сканирование и распознавание «бумажного»
текстового документа. Сохранение документа в
различных текстовых форматах. Печать
документа, текстов и рисунков.
Обобщающий урок по теме «Обработка текстовой
информации»
Модуль «Обработка
Создание и обработка таблиц. Ввод
числовой информации»
математических формул и вычисление по ним.
Создание таблиц значений функций в
электронных таблицах.
Построение диаграмм и графиков
Обобщающий урок по теме «Обработка числовой
информации»
Модуль «Обработка
Создание изображения с помощью инструментов
графической информации» растрового графического редактора.
Создание изображения с помощью инструментов
векторного графического редактора.
Сканирование графических изображений.Ввод
изображений с помощью сканера, использование
готовых графических объектов.
Обобщающий урок по теме «Обработка
графической информации»
Модуль «Электронные
Создание мультфильма
презентации»
Создание анимированного кроссворда
Создание теста с использованием гиперссылок.
Творческий проект с использованием электронной

Всего час
1

1
2

1

1

1
1

1

1

1
1
1

1
1
1
1

1
2
1
1
2
8

24
25
26

2728

29
30
31
3233
34

Модуль
«Коммуникационные
технологии»

презентации
Обобщающий урок по теме «Электронные
презентации»
Поиск документа с использованием системы
каталогов и путем ввода ключевых слов.
Сохранение для индивидуального использования
информационных объектов из глобальных
компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
Создание комплексного информационного
объекта в виде веб-странички, включающей
графические объекты с
использованием шаблонов
Регистрация почтового ящика электронной почты,
создание и отправка сообщения.
Участие в коллективном взаимодействии: форум,
телеконференция, чат.
Обобщающий урок по теме «Коммуникационные
технологии»
Работа над творческим проектом с
использованием ИКТ
Итоговое занятие с представлением творческих
работ
Итого

1
1

2

1
1
1
2
1
34

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/
http://metodist.lbz.ru/

https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным
предметам и для разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по
русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет
«ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/
http://www.physics.ru/ -"Открытая физика";
http://www.fizika.ru/ - сайт для учащихся и преподавателей физики;
http://www.fipi.ru/ - сайт ФИПИ;
http://ege.edu.ru/ - портал информационной поддержки ЕГЭ
Оборудование Центра «Точка роста»

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».