Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 3.3.5 к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая информатика» 6-7 классы п. Кытлым 2023 -2024 учебный год Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Практическая информатика» для учащихся 6- 7 класса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Форма организации: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Вид деятельности: викторины, игры, конкурсы, путешествия, праздники, работа в компьютерной адаптированной среде, проектная деятельность, дни свободного творчества, выставки, использование «облачных технологий» для совместной работы над проектами. Воспитательный потенциал курса «Практическая информатика» реализуется через: привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Содержание курса Тема 1. Общение в сети Интернет и сетевой этикет. (6 часов) Основные вопросы: Почему соцсети стали настолько популярными? Механизмы Интернет – общения. Графическая модель типов пользователей социальных сетей Первая и главная причина – популяризация интернета. Именно с появлением подключения к Всемирной паутине в каждом доме соцсети стали одним из главных способов связи. Человечество всегда привлекала возможность коммуникации на расстоянии: телеграфы, телефоны, интернет. Вторая причина – расширенный функционал. Социальные сети обладают не только возможностью переписываться и делиться новостями, но и: общаться по аудио- и видеосвязи; слушать музыку; смотреть фильмы, передачи, видео; делиться фотографиями; объединяться в сообщества по интересам; создавать коммерческие проекты и онлайн-представительства; вести бизнес, продавать товары и услуги; давать рекламу и многое другое. Третья причина – физиология человека. Механизмы Интернет – общения. Анонимность (человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до нецензурных выражений), так как риск разоблачения минимален) Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации (сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка желаемых качеств в партнере) Добровольность и желательность контактов (пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент) Затрудненность эмоционального компонента общения (стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании смайликов для обозначения эмоций) Стремление к ненормативному поведению (пользователи проигрывают нереализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать популяризация интернета. Почему соцсети стали настолько популярными? Механизмы Интернет – общения. Обучающиеся должны уметь различать графическая модель типов пользователей социальных сетей. Обучающиеся должны уметь 2 использовать этические и правовые нормы информационной деятельности человека, информационный этикет и право, информационную безопасность Тематика практических работ: Практическая работа. Составить информационный буклет «Моя безопасная сеть», создать групповую газету «Безопасность в Интернет», «Упражнение Интернет общение глазами ребят». Тема № 2. (5 часов) Риски в сети Интернет. Основные вопросы: риски в сети Интернет. Обучающиеся должны знать: Контентные риски. Различные информационные ресурсы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие противозаконную, неэтичную и вредоносную информацию. Коммуникационные риски связаны с общением и межличностными отношениями Интернет-пользователей. Электронные риски – это вероятность столкнуться с хищением персональной информации или подвергнуться атаке вредоносных программ. Потребительский риск заключается в потере денег без приобретения товара или приобретения товара низкого качества. Психологические риски интернет-зависимости. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны уметь различать риски в сети Интернет. Тематика практических работ: Практическая работа. Групповая работа «Риски в сети Интернет» Создание буклета «Риски в сети Интернет». Тема № 3. (3 часов) Новостная грамотность в киберпространстве Основные вопросы: Новостная грамотность. Новость - не жанр журналистского произведения, а новый фрагмент реальности, меняющий привычный ход вещей и потому требующий в той или иной степени общественного внимания. Виды новостей: «Жесткая» новость, «Мягкая» новость, инфотейнмент, финишинг. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т. д. Как оценить достоверность новостной информации? Как проверять информацию и не оказаться жертвой fake news? Принципы распознавания fake news. Принцип первый: проверьте площадку. Принцип второй: проверьте источники. Принцип третий: пускайте в свою голову только настоящих экспертов. Принцип четвертый: чем больше труда, тем лучше. Принцип пятый: ищите и распространяйте добавленную стоимость. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать новостную грамотность, виды новостей, как оценить достоверность новостной информации? Принципы распознавания fake news. Тематика практических работ: Практическая работа. «Создание мультимедийной презентации «Осторожно фейк!». Тема № 4. (5 часов) Интернет зависимость Основные вопросы: Термин "Интернет-зависимость" Термин "Интернет-зависимость" еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Виды интернет-зависимостей. Киберотношения. Зависимость от дружеских отношений, завязанных в комнатах общения, интерактивных играх и конференциях, которая заменяет реальных друзей и семью. Чрезмерная сетевая вовлеченность. Включает в себя вовлечение в азартные сетевые игры, зависимость от интерактивных аукционов и навязчивое состояние продавать и покупать через сеть. Информационная перегрузка и как ее опознать. Компьютерная зависимость. На сегодняшний день игровая зависимость официально признана врачами всего мира психическим заболеванием и включена в Международную классификацию болезней. Последствия компьютерной зависимости. Физиологические проблемы: Нарушение осанки; Рассеивается внимание; Снижаются умственные способности; Ухудшается память и зрение; Бессонница и потеря аппетита. Требования к знаниям и умениям: 3 Обучающиеся должны знать виды интернет-зависимостей. Киберотношения. Информационная перегрузка и как ее опознать. Компьютерная зависимость и ее последствия. Тематика практических работ: Практическая работа. Создание презентации на тему: «Информационная перегрузка». Эссе «Я и Интернет» Тема № 5. (5 часов) Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления. Основные вопросы: Виды интернет - мошенничества (письма, реклама, охота за личными данными и т.п.). Фишинг (фарминг). Мошеннические действия в сети. Предложения о разблокировании программ (блокировщики windows). Ложные антивирусы. Сбор «пожертвований» на благотворительность. «Легкий заработок» в Интернете. Пирамиды. Мошенничество при распространении «бесплатного» ПО. Продажа «обучающих курсов» для бизнеса. Опасности мобильной связи. Предложения по установке вредоносных приложений. Мошеннические СМС. Прослушивание разговоров. Определение местоположения телефона. Азартные игры. Онлайн казино. Букмекерские конторы. Предложения для «инвестирования» денег. Выигрыш в лотерею. Технологии манипулирования в Интернете. Техника безопасности при интернет-общении. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать: виды интернет-мошенничества, опасности мобильной сети, технику безопасности при регистрации на веб-сайтах, сайтах знакомств, понятия компьютерное пиратство, плагиат, кибернаемники и кибердетективы. Обучающиеся должны уметь обезопасить себя при интернет-общении. Тематика практических работ: Практическая работа. Круглый стол «Как не стать жертвой сетевых шуток и розыгрышей». Тема № 6. (3 часа) Агрессия в сети и ее виды Основные вопросы: Термины «Агрессия и агрессивность» Если вы стали жертвой компьютерной агрессии: службы помощи личное общение и общение в группе – чем они отличаются (чаты, форумы, службы мгновенных сообщений). Киберагрессия (оскорбление, унижение, манипуляция, буллинг в интернет-среде) — ситуация, в которую, по статистике, в России регулярно вовлекается каждый пятый подросток. С размытием границ реального и виртуального киберагрессия оказывает не менее пагубное влияние на эмоциональное и психологическое здоровье детей, чем реальная травля в школе (и одно нередко перетекает в другое). Кибербуллинг. Признаки кибербуллинга – осознанное и длительное причинение человеку вреда в сети. При этом агрессоров может быть несколько, они выступают как от своего лица, так и анонимно. Требования к знаниям и умениям: Обучающиеся должны знать термины «Агрессия и агрессивность». Кибербуллинг. Признаки кибербуллинга. Обучающиеся должны уметь использовать этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Тематика практических работ: Практическая работа. Рисунок «Моя киберагрессия» Тема №7. (3 часов) Троллинг в киберпространстве Основные вопросы: Тро́ллинг — форма социальной провокации или издевательства в сетевом общении, использующаяся как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, так и анонимными пользователями. Виды троллинга: обычная провокация; преднамеренная провокация; целенаправленная провокация; троллинг по заказу. Типы троллей: эмоциональный тролль; тролль-оффтопикт; тролль-борец за справедливость; тролль — любитель спойлеров; тролли-всезнайки; «Бессмысленные» тролли.; «Актуальные» тролли; жестокие тролли. . Требования к знаниям и умениям: 4 Обучающиеся должны знать термит «Троллинг», его виды и типы. Обучающиеся должны уметь распознать троллинг и его виды в сети Интернет. Тематика практических работ: Практическая работа Буклет «Не кормите Провокатора. Тролли в Интернете» Тема №8. (3 часов) Хейтинг: способы нейтрализации Основные вопросы: Хейтинг — это такой вид социальной активности. Хейтерами обычно называют людей, которые по злому насмехаются или поливают грязью в интернете. Злые комменты, едкие выражения в адрес кого-либо. На этом многие даже себе сделали имя. Некоторые хейтеры причисляют себя к критикам, но критика по крайней мере имеет какой-то конструктив. Виды хейтеров: «Правдоруб»; «Белое пальто»; «Тролль обыкновенный»; «Эффект Шарикова». Если вы понимаете мотивы поведения хейтера, то вы можете защищаться и атаковать его. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Предметные: Сформированы знания о безопасном поведении при работе с компьютерными программами, информацией в сети интернет; Сформированы умения соблюдать нормы информационной этики; Сформированы умения безопасно работать с информацией, анализировать и обобщать полученную информацию. Метапредметные: Развиваются компьютерная грамотность и информационная культура личности в использовании информационных и коммуникационных технологий; Развиваются умения анализировать и систематизировать имеющуюся информацию; Развиваются познавательная и творческая активность в безопасном использовании информационных и коммуникационных технологий. Личностные: Вырабатывается сознательное и бережное отношение к вопросам собственной информационной безопасности; Формируются и развиваются нравственные, этические, патриотические качества личности; Стимулируется поведение и деятельность, направленные на соблюдение информационной безопасности. Тематическое планирование № Наименование раздела, тем п/п 1 Общение в сети Интернет и сетевой этикет 2 Риски в сети Интернет 3 Новостная грамотность в киберпространстве. 4 Интернет – зависимость 5 Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления 6 Агрессия в сети и ее виды 7. Троллинг в киберпространстве 8. Хейтинг: способы нейтрализации 9. Итоговое занятие. Итого: Количество часов 6 теория 3 практика 3 5 3 2 2 3 1 5 5 3 4 2 1 3 3 2 2 1 1 3 2 1 1 34 1 21 13 5 Из них ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://myschool.edu.ru/ - МояШкола https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/ https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным предметам и для разных классов https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник» https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет «ЯКласс» «Учи.ру» https://uchi.ru/ http://www.physics.ru/ -"Открытая физика"; http://www.fizika.ru/ - сайт для учащихся и преподавателей физики; http://www.fipi.ru/ - сайт ФИПИ; http://ege.edu.ru/ - портал информационной поддержки ЕГЭ Лабораторное оборудование Центра «Точка роста» 6