Приложение 3.3.10. РП_ВД_Финансовая грамотность 4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 3.3.10
к основной образовательной программе начального общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
Финансовая грамотность
(Социальная направленность)
1 – 4 классы

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Финансовая грамотность» относится к социальному направлению
реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, составлена на основе программ:
1. Финансовая грамотность: Учебная программа. 4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова.
—М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному
финансовому поведению»).
2. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:
Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
3. Сборником рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего
общего образования. М.; «Просвещение», 2020.
Изучение курса «Финансовая грамотность» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- развитие экономического образа мышления;
- воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений
в семье;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных
вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
• формирование базовых знаний о личных и семейных доходах и расходах, об общих
принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег, о
сбережениях, об общих принципах кредитования и инвестирования, о
предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав
потребителей;
• формирование у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и
расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
• формирование понимания необходимости долгосрочного финансового планирования,
установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления
сбережениями;
• формирования навыков оценивать свою кредитоспособность, умения долгосрочного
инвестирования;
• формирование навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности
действий в будущем;
• обучение основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек. Основные
содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические
задания, игры, мини – исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются
умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска,
анализа и представления информации и публичных выступлений.
Принципы построения программы.
1. Принцип сотрудничества. Предполагает готовность к сотрудничеству и конструктивному решению
возникающих проблем, способность работать в группах, парах.
2. Принцип индивидуализации. Предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся и в
частности создании ситуации при организации занятии, в которых ученик может выполнять как
индивидуальную творческую работу, так и рабочим и группе.
3. Коммуникативно-деятельностный подход. Предполагает речевую активность учащихся и их
самостоятельность в выборе речевого поведения.
4. Личностно ориентированный подход. Способствует становлению, самоопределению,
самоутверждению ребенка, выявлению и развитию его способностей и возможностей.
Основные содержательные линии курса:

- деньги, их история, виды, функции;
- семейный бюджет.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и
окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными
особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини – исследования и
проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами,
таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Место курса в учебном плане.
На изучение курса «Функциональная грамотность» в 1-4 классах начальной школы отводится 1 час в
неделю. Программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часов (34 учебных недель) во 2-4 классах.
Организация учебных занятий – групповая. Наполняемость группы не менее 15 человек.
Предпочтительная продолжительность занятий 1 раз в неделю по 1 часу.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых иреальных
экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
• понимать цели своих действий;
• составлять простые планы с помощью учителя
• проявлять познавательную и творческую инициативу;
• оценивать правильность выполнения действий;
• адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
• освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
• составлять текст в устной и письменной формах;
• слушать собеседника и вести диалог;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
• понимать и правильно использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

•
•

определять элементарные проблемы в области семейных финансов и путей их решения;
проводить элементарные финансовые расчеты.
Программа рекомендована классным руководителям, учителям начальных классов, педагогам
дополнительного образования, педагогам – организаторам.
Режим организации занятий курса осуществляется в соответствии с утверждённым графиком
внеурочной работы. Временной бюджет: 1 час в неделю (33 часа в год) для обучающихся 1-х классов,
для 2-4 классов – 1 час в неделю (34 часа в год) численность группы – весь класс, состав постоянный.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4 класс
История монет
Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Денарий.Тенге. Гривна. Рубль. Копейка.
Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл».
«Решка».
Универсальные учебные действия:
— объяснять, почему появились монеты, описывать устройство монеты, приводить примеры первых
монет. Описывать старинные российские деньги. Объяснять происхождение названий денег.
— взаимодействовать и договариваться в процессе игры.
Практическая и игровая деятельность:
— Игра «Путешествие на старинную русскую ярмарку».
Бумажные и безналичные деньги
Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Купюры. Банковские билеты. Ассигнации.
Водяные знаки. Фальшивомонетчики.
Универсальные учебные действия:
— объяснять, почему появились бумажные деньги;
— оценивать преимущества и недостатки использования бумажных денег;
—приводить примеры первых бумажных денег;
— описывать первые российские бумажные деньги;
— объяснять, почему изготовление фальшивых денег является преступлением;
— взаимодействовать и договариваться в процессе практической работы.
Практическая и игровая деятельность:
— составление кроссворда в парах (в командах).
Банк
Банк. Сбережения. Кредит. Вклад. Вкладчик. Заёмщик. Меняла. Плательщик. Получатель.
Безналичные денежные расчёты. Банковские карты .Банкоматы. Пин-код. Расчётные (дебетовые)
карты. Кредитные карты.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать виды денег;
— объяснять роль банков;
— объяснять условия вкладов и кредитов;
— рассчитывать проценты на простых примерах;
— объяснять принцип работы пластиковой карты.
Практическая и игровая деятельность:
— составление кроссворда в парах (в командах).
Семейные доходы
Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда
(МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство.
Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес.
Универсальные учебные действия:
—описывать и сравнивать источники доходов семьи;
—объяснять причины различий в заработной плате;
— объяснять, как связаны профессии и образование;
—объяснять, что взять деньги взаймы можно у знакомых и в банке;
—описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Лотерея – повезло?», «Как заработать премию».
Богатство и бедность
Как создаётся богатство. Источники богатства государства: природные ресурсы (земли, полезные
ископаемые, реки, леса). Источники богатства человека: результаты трудовой деятельности, знания,
умения, предприимчивость.

Открытия и изобретения. Создание новых технологий. Важность знаний в создании богатства.
Ценности материальные и нематериальные.
Богатство и культура. Меценаты — люди, помогающие деньгами науке и искусству. Богатство и
милосердие.
Налоги — часть дохода человека или предприятия, которая перечисляется государству или городу. За
счёт налогов строятся и обслуживаются больницы, парки, скверы, библиотеки, школы, интернаты,
детские дома.
Универсальные учебные действия:
— определять источники формирования богатства;
— сравнивать возможные пути распоряжения богатством;
— различать материальные и нематериальные ценности;
— обосновывать важность меценатства и милосердия;
— объяснять, что такое налоги и для чего они нужны.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: «Природные богатства нашей местности», «Подбор пословиц и поговорок о
богатстве и бедности, о важности образования»;
— тема проекта «Как распорядиться богатством»;
— тема доклада «Русские меценаты».
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы.
Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы.
Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы.
Универсальные учебные действия:
— объяснять причины, по которым люди делают покупки.
— описывать направления расходов семьи.
— рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
— сравнивать и оценивать виды рекламы.
— обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— исследования: составление собственного плана расходов.
Планирование бюджета семьи
Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения(накопления). Долг.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
— объяснять последствия образования долгов.
— составлять семейный бюджет на условных примерах.
Труд — основа жизни
Ценность и значимость труда. Труд как потребность человека. Труд как источник материальных благ.
Оценка труда. Почему труд по-разному ценится. Заработная плата. Трудовые награды. Важность
учебного труда школьников. Зависимость успехов в будущей профессии от успехов в учёбе. Причины
различий в оплате труда: уровень образования, опыт работы, мастерство, условия работы. В процессе
труда люди создают, производят различные ценности, предметы, продукты труда. Труд человека
позволяет сохранить и увеличить богатства природы. Трудом создаются и нематериальные ценности
(книги, произведения литературы и искусства, памятники).
Результатом труда людей является продукт труда. Это полезная и нужная вещь, товар или же услуга
(нематериальный продукт труда).
Продукты труда людей заслуживают уважения и бережного отношения.
Универсальные учебные действия:
— обосновывать важность и необходимость труда в жизни людей;
— проявлять бережное отношение к вещам, предметам труда людей;
— осуществлять действия самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в уголке природы.
Практическая и игровая деятельность:
— игра «Служба быта»;
— встреча с человеком интересной профессии;
— экскурсия в школьную столовую;

— экскурсия в библиотеку;
— экскурсия в художественный музей;
— темы проектов: «Как создаётся произведение искусства», «Что и как производят на заводе»,
«Трудовые награды в моей семье».
Как товары производят
Чтобы товары появились, нужны материалы, инструменты, а также мастера, которые бы сделали
товар.
Всё, что необходимо для производства товаров, — ресурсы. Природные ресурсы — материалы,
которые даёт природа: земля, вода, растения и животные. Материальные ресурсы — это оборудование,
инструменты и материалы, сделанные руками человека, необходимые для производства товаров.
Трудовые ресурсы — это мастера, люди, которые создают товары. Важность труда людей разных
профессий.
Производители — люди, которые создают (производят) товары. Продукт труда одного производителя
может быть ресурсом для производства другого товара. Фабрика, завод — места, где производят
товары.
Универсальные учебные действия:
— различать виды ресурсов;
— обосновывать важность взаимопомощи и сотрудничества производителей;
— уважать труд людей, обеспечивающих ресурсы для производства необходимых товаров.
Практическая, игровая и исследовательская деятельность:
— прогулка в парк за природным материалом;
— изготовление изделий из природного материала для подарка;
— игры: «Парикмахерская», «Поликлиника», «Супермаркет», «Ярмарка»;
— экскурсия в магазин;
— экскурсия на почту;
— проекты: «Как рубашка в поле выросла», «Как хлеб к нам на стол пришёл», «Родословная
книжечки» и т. д.;
— рисование на темы проектов.
К концу обучения в 4 классе ученик узнает:
— основные виды ресурсов;
— как производят товары;
— какова роль меценатов в развитии культуры и искусства;
— почему налоги важны для существования государства.
К концу обучения в 4 классе ученик сможет научиться:
— определять ресурсы, необходимые для производства товара;

Тематическое планирование
Учебно-тематический план
№
п\п

Название разделов и Содержание
тем

История монет
1
Аверс. Реверс. Гурт.
Гербовая
царская
печать.
Ауреус.
Денарий.Тенге.

2

3

ЭОР

-объяснять,
почему http://ecscho
появились
монеты, ol.hse.ru
описывать устройство
монеты,
приводить
примеры
первых
монет.

Гривна.
Рубль.
http://pro.lent
Копейка.
Полушка.
a.ru/money
Алтын. Деньга. Пятак.
Гривенник.
Двугривенный.
Полтинник. Червонец.
Дукат.
«Орёл».
Описывать старинные
«Решка».
российские
деньги.
Игра «Путешествие на
Объяснять
старинную
русскую
происхождение
ярмарку».
названий денег.

Виды деятельности

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

взаимодействовать и
договариваться
в
процессе игры.
Бумажные и безналичные деньги
4
Бумажные
деньги. Бумажные
деньги. http://ecscho
Наличные
деньги. Наличные
деньги. ol.hse.ru
Безналичные деньги. Безналичные деньги.
Купюры. Банковские Купюры. Банковские
билеты. Ассигнации. билеты. Ассигнации.
Водяные
знаки. Водяные
знаки.
Фальшивомонетчики. Фальшивомонетчики.
5
Составление
кроссворда «Монеты»,
«Наличные
и
безналичные деньги» в
парах (в командах).

Банк
6
Банк.
Сбережения. — сравнивать виды http://ecscho
Кредит.
Вклад. денег;
ol.hse.ru
Вкладчик. Заёмщик. — объяснять роль
банков;

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом

7

Меняла. Плательщик. — объяснять условия
Получатель.
вкладов и кредитов;
—
рассчитывать
проценты на простых http://ecscho
Безналичные
денежные
расчёты. примерах;
ol.hse.ru
Банковские
карты. — объяснять принцип
Банкоматы. Пин-код. работы пластиковой
Расчётные (дебетовые) карты.
карты.
Кредитные
карты.

Семейные доходы
8
Доход. Зарплата. Клад.
Выигрыш в лотерею.
Премия.
Гонорар.
Минимальный размер
оплаты труда (МРОТ).

9

10

Потребительская
корзина.
Прожиточный
минимум.
Пенсия.
Стипендия.
Наследство.
Собственность.
Ценные
бумаги.
Акции.
Предпринимательская
деятельность. Бизнес.
Исследования:
«Лотерея – повезло?»,
«Что такое премия и
как её заработать».

Богатство и бедность
11
Как
создаётся
богатство. Источники
богатства государства:
природные
ресурсы
(земли,
полезные
ископаемые,
реки,
леса).
Источники
богатства
человека:
результаты трудовой
деятельности, знания,
умения,
предприимчивость.
12
Открытия
и
изобретения. Создание
новых
технологий.

Доход.
Зарплата. http://ecscho
Клад. Выигрыш в ol.hse.ru
лотерею.
Премия.
Гонорар.
Минимальный размер
оплаты труда (МРОТ).
http://pro.lent
a.ru/money

Потребительская
корзина.
Прожиточный
минимум.
Пенсия.
Стипендия.
Наследство.
Собственность.
Ценные
бумаги.
Акции.
Предпринимательская
деятельность. Бизнес.

Как
создаётся http://ecscho
богатство. Источники ol.hse.ru
богатства государства:
природные ресурсы
(земли,
полезные
ископаемые,
реки,
леса).
Источники
богатства
человека:
результаты трудовой
деятельности, знания,
умения,
предприимчивость.
http://pro.lent
a.ru/money

плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
учиться совместно с педагогом
и другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности товарищей.

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

овладевать
навыками
сотрудничества в группе в

13

14

15

16

Важность знаний в
создании
богатства.
Ценности
материальные
и
нематериальные.
Богатство и культура.
Меценаты — люди,
помогающие деньгами
науке и искусству.
Богатство
и
милосердие.
Налоги
—
часть
дохода человека или
предприятия, которая
перечисляется
государству
или
городу.
За
счёт
налогов строятся и
обслуживаются
больницы,
парки,
скверы, библиотеки,
школы,
интернаты,
детские дома.
Исследования
«Природные богатства
нашей
местности»,
«Подбор пословиц и
поговорок о богатстве
и бедности, о важности
образования».
Мини проект «Как
распорядиться
богатством».

Открытия
и
изобретения.
Создание
новых
технологий. Важность
знаний в создании
богатства. Ценности
материальные
и
нематериальные.

совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;

http://ecscho
ol.hse.ru
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

Богатство и культура.
Меценаты — люди,
помогающие деньгами
науке и искусству.
Богатство
и
милосердие.
http://pro.lent
a.ru/money

Налоги
—
часть
дохода человека или
предприятия, которая
перечисляется
государству
или
городу.
За
счёт
налогов строятся и
Мини проект «Русские обслуживаются
больницы,
парки,
меценаты».
скверы, библиотеки,
школы,
интернаты,
детские дома.
—
исследования:
«Природные богатства
нашей
местности»,
«Подбор пословиц и
поговорок о богатстве
и
бедности,
о
важности
образования»;
— тема проекта «Как
распорядиться
богатством»;

учиться совместно с педагогом
и другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности товарищей.

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

—
тема
доклада
«Русские меценаты».
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и
как этого избежать
17
Необходимые
Необходимые
http://ecscho
расходы.
Питание. расходы.
Питание. ol.hse.ru
Одежда.
Жильё. Одежда.
Жильё.
Коммунальные услуги. Коммунальные
услуги. Обязательные
расходы.
18

Обязательные
расходы.
Налоги.
Долги. Штрафы.

Налоги.
Долги.
Штрафы.
Желательные
расходы. Престижные
расходы.
Ежемесячные
расходы. Ежегодные
20
Переменные расходы. расходы. Переменные
расходы.
Сезонные
Сезонные расходы.
расходы.
—
объяснять
21
Практическая работа причины, по которым
люди делают покупки.
«Составление
описывать
собственного
плана —
направления
расходов
расходов».
семьи.
— рассчитывать доли
расходов на разные
товары и услуги.
—
сравнивать
и
оценивать
виды
рекламы.
—
обсуждать
воздействие рекламы
и
промоакций
на
принятие решений о
покупке
Планирование бюджета семьи
22
Семейный бюджет.
— сравнивать доходы
и
расходы
и
принимать решения.
—
объяснять
последствия
образования долгов.
19

Желательные расходы.
Престижные расходы.
Ежемесячные
расходы. Ежегодные
расходы.

http://pro.lent
a.ru/money

http://ecscho
ol.hse.ru

http://pro.lent
a.ru/money

http://ecscho
ol.hse.ru

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
учиться совместно с педагогом
и другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности товарищей.
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

23

Бюджет Российской —
составлять http://pro.lent
Федерации.
семейный бюджет на a.ru/money
Сбережения
условных примерах.
(накопления). Долг.

Труд — основа жизни
24
Ценность
и
значимость
труда.
Труд как потребность
человека. Труд как
источник
материальных
благ.
Оценка труда. Почему
труд
по-разному
ценится. Заработная
плата.
Трудовые
награды.
Причины
различий в оплате
труда:
уровень
образования,
опыт
работы,
мастерство,
условия работы.
25
Важность
учебного
труда
школьников.
Зависимость успехов в
будущей профессии от
успехов в учёбе.

26

27

28

Труд
человека.
Продукт
труда
(нематериальный
продукт труда).
Подготовка проектов:
«Как
создаётся
произведение
искусства», «Что и как
производят на заводе»,
«Трудовые награды в
моей семье».
Игра «Служба быта».
Экскурсия
в
школьную столовую;

Встреча с человеком
интересной
профессии; экскурсия
в библиотеку.

Ценность
и http://ecscho
значимость
труда. ol.hse.ru
Труд как потребность
человека. Труд как
источник
материальных
благ.
Оценка труда. Почему
труд
по-разному
ценится. Заработная
плата.
Трудовые
награды.

Важность
учебного
труда
школьников.
Зависимость успехов в http://ecscho
будущей профессии от ol.hse.ru
успехов
в
учёбе.
Причины различий в
оплате труда: уровень
образования,
опыт
работы, мастерство,
условия работы. В
процессе труда люди
создают, производят
различные ценности,
предметы, продукты
труда. Труд человека
позволяет сохранить и
увеличить богатства
природы.
Трудом
создаются
и
нематериальные
ценности
(книги,
произведения
литературы
и
искусства,
памятники).
Результатом
труда
людей
является
продукт труда. Это
полезная и нужная
вещь, товар или же
услуга

овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;
овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;

учиться выражать свои мысли;
учиться
объяснять
свое
несогласие
и
пытаться
договориться;
учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;
овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом

29

30

Подготовка проектов:
«Как
создаётся
произведение
искусства», «Что и как
производят на заводе»,
«Трудовые награды в
моей семье».
Экскурсия
в
краеведческий музей.
Подготовка проектов:
«Как
создаётся
произведение
искусства», «Что и как
производят на заводе»,
«Трудовые награды в
моей семье».
Защита проектов: «Как
создаётся
произведение
искусства», «Что и как
производят на заводе»,
«Трудовые награды в
моей семье».

Как товары производят
31
Всё, что необходимо
для
производства
товаров, — ресурсы.
Природные ресурсы,
материальные
ресурсы,
трудовые
ресурсы. Прогулка в
парк за природным
материалом;
изготовление изделий
из
природного
материала
для
подарка.
32
Важность труда людей
разных
профессий.

(нематериальный
продукт труда).
Продукты
труда
людей заслуживают
уважения и бережного
отношения.
—
обосновывать
важность
и
необходимость труда
в жизни людей;
—
проявлять
бережное отношение к
вещам,
предметам
труда людей;
—
осуществлять
действия
самообслуживания,
хозяйственнобытового труда, труда
в уголке природы.
игра «Служба быта»;
—
встреча
с
человеком интересной
профессии;
—
экскурсия
в
школьную столовую;
—
экскурсия
в
библиотеку;
—
экскурсия
в
художественный
музей;
— темы проектов:
«Как
создаётся
произведение
искусства», «Что и как
производят на заводе»,
«Трудовые награды в
моей семье».

Чтобы
товары
появились,
нужны
материалы,
инструменты, а также
мастера, которые бы
сделали товар.
Всё, что необходимо
для
производства
товаров, — ресурсы.
Природные ресурсы
—
материалы,
которые даёт природа:
земля, вода, растения
и
животные.
Материальные

плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

учиться совместно с педагогом
и другими учениками давать
эмоциональную
оценку
деятельности товарищей.

учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

http://ecscho
ol.hse.ru
учиться высказывать свое
предположение;
учиться
работать
по
предложенному
педагогом
плану; учиться отличать верно
выполненное
задание
от
неверного;

http://pro.lent
a.ru/money

овладевать
навыками
сотрудничества в группе в

Производители.
Продукт труда одного
производителя может
быть ресурсом для
производства другого
товара.
33

Фабрика, завод —
места, где производят
товары.

34

Защита проектов «Как
рубашка
в
поле
выросла», «Как хлеб к
нам на стол пришёл»,
«Родословная
книжечки» и т. д.

ресурсы
—
это
оборудование,
инструменты
и
материалы, сделанные
руками
человека,
необходимые
для
производства товаров.
Трудовые ресурсы — http://pro.lent
это мастера, люди, a.ru/money
которые
создают
товары.
Важность
труда людей разных
профессий.
Производители
—
люди,
которые
создают (производят)
товары. Продукт труда
одного производителя
может быть ресурсом
для
производства
другого товара.
Фабрика, завод —
места, где производят
товары.

ВСЕГО

совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;
овладевать
навыками
сотрудничества в группе в
совместном решении учебной
задачи.
определять и формулировать
цель деятельности с помощью
педагога;
проговаривать
последовательность действий;

учиться выражать свои мысли;
учиться
объяснять
свое
несогласие
и
пытаться
договориться;
учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика);

34 ч

Воспитательный потенциал курса реализуется через:
− приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском
обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
− историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности обучающихся
− развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
− формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и
старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
− усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний);
− формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
− приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта
поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных
знаний;
− достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии
с ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной

социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического,
антропологического,
культурно-исторического,
системно-деятельностного,
личностноориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности
воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру,
безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным
направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся
руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том
числе в части:
1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России
как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской
государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой
и политической культуры.
2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование
российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов
России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских
семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости,
дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства.
5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение
профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в
российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной
деятельности.
7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских
традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы,
окружающей среды.
8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом
личностных интересов и общественных потребностей.
Воспитательный потенциал предмета может быть реализован через участие обучающихся в
мероприятиях, предусмотренных Федеральным календарным планом воспитательной работы:
Сентябрь:
− 1 сентября: День знаний;
− 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
− 8 сентября: Международный день распространения грамотности.
Октябрь:
− 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
− 4 октября: День защиты животных;
− 5 октября: День учителя;
− 25 октября: Международный день школьных библиотек;
− Третье воскресенье октября: День отца.

Ноябрь:
− 4 ноября: День народного единства;
− 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников
органов внутренних дел России;
− Последнее воскресенье ноября: День Матери;
− 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
− 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
− 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
− 9 декабря: День Героев Отечества;
− 12 декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь:
− 25 января: День российского студенчества;
− 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День
освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима)
– День памяти жертв Холокоста.
Февраль:
− 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской
битве;
− 8 февраля: День российской науки;
− 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества;
− 21 февраля: Международный день родного языка;
− 23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
− 8 марта: Международный женский день;
− 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией
− 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
− 12 апреля: День космонавтики;
− 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы
Великой Отечественной войны
Май:
− 1 мая: Праздник Весны и Труда;
− 9 мая: День Победы;
− 19 мая: День детских общественных организаций России;
− 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
− 1 июня: День защиты детей;
− 6 июня: День русского языка;
− 12 июня: День России;
− 22 июня: День памяти и скорби;
− 27 июня: День молодежи.
Июль:
− 8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
− Вторая суббота августа: День физкультурника;
− 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
− 27 августа: День российского кино.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя дидактические
принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения
итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного
процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как
психофизическое развитие учащихся 7–10 лет, на который рассчитана данная программа,
характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, обучающиеся способны
полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением
предметной (образцы денег, монет, пластиковых карт, практические упражнения, экскурсии),
изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. При
строгом соблюдении логики обучающиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками.
Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу
активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- индивидуально-групповая;
- групповая (или в парах);
- фронтальная;
- экскурсия;
- конкурс;
- игра, квест;
- выставка;
- ролевые игры;
- диспуты;
- поисковые мини-исследования;
- решение проблемных ситуаций;
- создание проектов;
- создание презентаций.
Структура теоретического занятия:
1. Организационная часть: мотивация, актуализация знаний. Фронтально.
2. Изложение нового материала: лекция учителя или сообщения учеников.
3. Закрепление материала: беседа по вопросам.
4. Усвоение материала: работа в группах и индивидуально.
5. Подведение итогов. Рефлексия.
Структура практического занятия:
1. Организационная часть: подготовка рабочих мест и оборудования.
2. Мотивационный этап: сообщение темы и цели, вводный инструктаж, указания и
рекомендации по осуществлению самоконтроля.
3. Самостоятельная практическая работа учащихся.Наставничество.
4.Итоговая часть: подведение итогов практической работы, анализ ошибок, рекомендации,
уборка рабочих мест.
Методы, применяемые при подготовке к занятиям в ходе реализации программы,
подразделяются на:
• словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);
• наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные
наблюдения учащихся, экскурсии);
• практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков,
управление технологическими процессами).
• объяснительно-иллюстративные;
• репродуктивные;
• проблемные;
• частично поисковые или эвристические;
• исследовательские.
Педагогические приемы:

- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);
- стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);
- сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном
процессе образования;
- свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление
специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.
Способы отслеживания и фиксации результатов. Отслеживание результата сопоставление полученного результата с предполагаемым или заданным, качественный анализ
деятельности относительно целей. Первичный контроль проводится на первых занятиях с целью
выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он может быть в
форме собеседования или тестирования. В качестве промежуточного контроля используются
викторины, мультимедиа игры в рамках итоговых занятий.
Формы и средства безотметочного контроля:
• наблюдение;
• защита творческих работ в различных формах.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция.
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 1-Москва
ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы. В 2 ч. Ч. 2-Москва
ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации для учителя.- Москва
ВИТА, 2015
Технические средства обучения
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Книга для чтения Т.В. Смирновой «Дом в Обычном переулке» – Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2004.
2. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика для младших школьников»
(1 год обучения) Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина– Самара: Издательство
«Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2009.
3. Методические материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся 2 - 4
классов https://fmc.hse.ru/2-4forms
4. Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.:
Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1
5. Финансовая грамотность: Методические материалы. 2–4 классы обще- образоват. орг. / Ю. Н.
Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному
финансовому
поведению»).
—
ISBN
0000000https://fmc.hse.ru/data/2016/05/24/1131587464/5.%20Для%20родителей%2024%20кл..pdf

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс
лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс
лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным
предметам и для разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по
русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет
«ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».