Приложение 3.3.6. РП шахматы 1-4 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 3.3.6
к основной образовательной программе начального общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Шахматы»
1-4 классы-

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

Пояснительная записка
Цель курса внеурочной деятельности «Шахматы»:
1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.
2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством
занятий шахматами и физической культурой.
Задачи преподавания шахмат в школе:
Общие:
- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;
- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
- выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся,
проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные
клубы, секции, к участию в соревнованиях;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуальноспортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.
Образовательные:
- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития
шахмат;
- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи
шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования
действий во время партии;
- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;
- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в
частности;
- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств иповышение
функциональных возможностей их организма;
- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально –
спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с
общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениям, играм, и использование их в свободное время;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

и

Общая характеристика курса
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки
песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки для младших школьников и логические
задачи для старших. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они

наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы,
выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических
принципов:
• принцип
психологической комфортности - создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
• принцип минимакса- обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом;
• принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его
взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и
им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного
опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации
развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.
Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами,
появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и
нести ответственность за них.
Настоящая
программа
включает
в
себя
два
основных
раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;
«Практико-соревновательная деятельность».
В
разделе
«Теоретические
основы
и
правила
шахматной
игры»
представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел
«Практико-соревновательная
деятельность»
включает
в
себя
сведения
об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных
праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и
даны
характеристики
видов
деятельности
обучающихся.
Эти
характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.

Описание места курса в учебном плане.
Программа разработана для учащихся 2–10 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 340 часов. В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение
курса «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа.
Воспитательный потенциал предмета «Шахматы» реализуется через:
Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися.

Тематический план
1 -10 класс
№
1
2

Содержание программного материала
Теоретические основы и правила шахматной игры
Практико- соревновательная деятельность
Итого

часы
21ч
13ч
34 ч.

Ценностные ориентиры содержания курса
Содержание курса «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных
граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной
деятельности.
В центре образовательного процесса теперь стоит личность ребёнка, для которой одинаково
важное значение имеют как знания, умения и навыки, полученные в процессе
обучения, так и способность и готовность успешно решать жизненные задачи, плодотворно работать
в группе, быстро реагировать на вызовы экономического прогресса и рынка труда.
В этой связи содержание программы «Шахматы в школе» при её соответствии
целевым установкам системы начального общего образования имеет следующие ценностные
ориентиры:
– воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и сопричастности к её истории;
– формирование способности воспринимать мир как единое целое при всём разнообразии культур,
национальностей, религий;
–
обучение
доброжелательному,
доверительному
и
внимательному
отношению
к
людям;
– развитие готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в
ней нуждается;
– воспитание уважения к окружающим (умение слушать и слышать партнёра,
признание права каждого на собственное мнение и способность принять самостоятельное решение с
учётом
позиции
всех
участников
процесса)
и
их
труду;
– развитие ценностно-смысловой и познавательной сферы личности обучающегося,
самостоятельности, инициативности и любознательности, чувства ответственности, желания и умения
учиться,
стремления
к
самообразованию
и
самовоспитанию;
–
формирование
самоуважения
и
эмоционально-положительного
отношения
к
себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, способности критично относиться к
своим
поступкам
и
умения
адекватно
их
оценивать;
– воспитание целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению
трудностей;
–
информирование
о
необходимости
заботиться
о
собственном
здоровье
и
укреплять его, уметь противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы
ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных
отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения
в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность
знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны,
государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через
содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью
мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество,
толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как
одного из основополагающих элементов культуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,
предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные личностные качества
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
Сформированности универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и
регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать познавательную цель
деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения учебной задачи в зависимости
от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого
или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций,
включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение находить
нестандартные решения.

Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические,
учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и опытобучающихся, которые
приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и
здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя
зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в
соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого
управления поведением.

Содержание учебного предмета
1-2 классы
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их
предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и
правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в
шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры
(ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья,
ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная
партия, запись шахматной партии, основы дебюта.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования,
шахматные праздники.

3класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (21ч)
Сведения из истории шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и
воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы
проведения шахматных соревнований.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их
предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и
правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в
шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры
(ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья,
ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная
партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося
короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа
шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (13ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования,
шахматные праздники.
4 класс
Теоритические основы и правила шахматной игры (23ч)
Сведения из истории шахмат.
История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их
предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и
правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в
шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры
(ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное
положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья,
ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные
тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на
рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и
разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность (11ч)
Конкурсы решения позиций.
Соревнования.
Шахматный праздник.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования,
шахматные праздники.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 1- 4 классов, а
также специфики классного коллектива.
В связи с тем, что результат обучения предмета «Шахматы» невозможно выразить цифровой
оценкой при изучении курса используется зачетная система оценивания.
5 класс

Введение. Немного истории
История шахмат, их эволюция. Многовековойопыт и культурное наследие игры.
Шахматная доска и шахматное войско
Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской.Понятие поля, горизонтали, вертикали,
диагонали.Названия вертикалей и горизонталей, полей. Центршахматной доски, центральные поля.
Края доски.
Начальная расстановка фигур на доске. Знакомство с шахматной армией. Названия шахматных
фигур, начальная расстановка на доске. Типичные ошибки, возникающие при начальной расстановке
фигур.
Ходы фигур и пешек
Ходы и взятия шахматных фигур и пешек.
Король:ходы и взятия королем. Задачи-лабиринты на знанияправил ходов короля. Задачи на взятие
всех фигур соперника своими за минимальное количество ходов.
Ладья: ходы и взятия. Задачи на взятие всех фигурсоперника своей ладьей за минимальное
количествоходов. Задачи-лабиринты с целью добраться ладьейдо определенной клетки с особыми
условиями (например, запрет на ходы на определенные поля).
Слон: ходы и взятия слоном. Задачи на поиск кратчайшего пути при передвижении слона с одного
поляна другое.
Ферзь: ходы и взятия. Задачи на взятия фигур соперника ферзем.
Конь: ходы и взятия. Задачи-лабиринты на поископтимального маршрута при перемещении коня с
одного поля на другое.
Пешка: ход и взятие пешкой. Отличие пешки отостальных фигур.Тематические задачи на
закрепление темы.
Цель шахматной игры
Шах. Понятие шаха. Три способа защиты от шаха.Задачи на поиск эффективного шаха либо способа
защиты от него. Вскрытый шах, его отличие от простого шаха, его опасность для защищающейся
стороны.
Двойной шах как разновидность вскрытого шаха.
Мат: определение, примеры, простейшие конструкции. Отличие шаха от мата. Решение
тематических задач.
Необычные ходы шахматных фигур и пешек
Сложные правила перемещений шахматных фигур и пешек. Превращение пешки в ферзя и
другиефигуры. Рокировка, правило выполнения, случаи,
когда рокировка невозможна. Взятие на проходе.
Ничья
Все варианты, при которых в шахматной партиификсируется ничья. Пат как одна из
разновидностейничьей. Недостаток материала для матования (например, король и конь против одинокого короля противника). Троекратное повторение позиции. Вечный
шахкак частный случай троекратного повторения. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей.
Запись ходов партии и относительная ценностьшахматных фигур
Шахматная нотация, правила записи. Применение шахматной нотации на примере приведенной
шахматной партии. Виды нотации: короткая и длинная. Знаки, используемые для комментирования
шахматной партии и оценки шахматной позиции. Ценность шахматных фигур. Относительная
ценность шахматных фигур, легкие и тяжелые фигуры. Понятие размена.
Элементарные шахматные приемы
Вилка: определение, примеры применения вилки.
Связка: определение, тематические примеры применения связки.
6 класс
Стадии партии
Дебют (начало игры). Определение, виды дебютов,
примеры открытых, полуоткрытых, закрытых дебютов. Основные принципы игры в начале партии,
типичные ошибки начинающих. Значение захвата центра доски в дебюте. Популярные ловушки в
дебюте: «детский» и «дурацкий» маты. Примеры ловушек в открытых дебютах.
Миттельшпиль (середина игры). Определение, отличие от дебюта. План в миттельшпиле, виды

планов. Разбор возможных планов на примерах тематических партий.
Эндшпиль (окончание игры). Определение, виды эндшпилей.
Мат одинокому королю и разнообразие матовых конструкций
Базовые приемы и алгоритмы матования одинокого короля. Типовые матовые конструкции.
Линейный мат: определение и теоретический разбор.
Мат ферзем: определение и теоретический разбор.
Мат ладьей: определение и теоретический разбор.
Мат двумя слонами: определение и теоретический разбор.
Разнообразие матовых конструкций. Различные виды матовых финалов. Шаблоны матовых финалов
и открытие новых шаблонов.
Игра в турнирах
Шахматный этикет. Правила и нормы поведения за шахматной доской. Шахматные часы.
Разновидности шахматных игр. Шахматные турниры. Шахматные звания и рейтинги.
Время для проведения турниров
7 класс
Введение в тактическую игру
Угроза: определение, разновидности угроз. Отличия угроз друг от друга. Способы защиты от
различных угроз.
Темп. Определение темпа как скорости игры. Определение темпа как потери или выигрыша времени
в развитии фигур и пешек. Значение темпа в различных стадиях игры. Особое значение темпа в
дебюте. Примеры потери темпа в дебюте. Использование потери нескольких темпов соперником в
начале партии. Ситуации, при которых необходимо отдавать темп сопернику. Примеры передачи
темпа на основе простейших окончаний.
Промежуточный ход. Определение промежуточного хода. Назначение промежуточного хода.
Пересечение промежуточного хода с тактическими приемами (например, вилкой или связкой).
Примеры промежуточного хода в дебюте партии.
Форсированная игра. Варианты форсированной игры. Как считать форсированные варианты игры,
длина расчета, тематические примеры. Условно форсированная игра (случай, когда у соперника есть
несколько вариантов, но один из них явно более сильный, поэтому практический смысл в расчете
остальных вариантов отсутствует).
Дебютные катастрофы. Тематические разборы учебных партий.
Тактические приемы
Вилка: определение, примеры.
Связка: определение, тематические примеры.
Отвлечение: определение, тематические примеры.
Связь отвлечения с другими тактическими приемами (вилкой, связкой).
Время для проведения турниров
8 класс
Тактические приемы
Мат в один ход. Мат и его разновидности. Приметы матирования.
Открытое нападение: определение, тематические примеры. Открытый шах как частный случай
открытого нападения. Случаи, в которых открытое нападение применяется в качестве защиты от атак
соперника.
Рентген: определение, типовые примеры. Атака посредством рентгена. Защита собственных фигур
через рентген.
Завлечение: определение, тематические примеры. Связь завлечения с тактическим приемом
«промежуточный ход». Форсированная игра при использовании завлечения.
Перекрытие: определение, учебные примеры. Перекрытие в миттельшпиле и эндшпиле как способ
проведения пешки в ферзи.
Блокировка: определение, назначение. «Вредный шах», выпускающий короля соперника из матовой
сети, как частая ошибка начинающих шахматистов.
Применение блокировки в конструкциях типа спертого мата. Пересечение блокировки с другими
тактическими приемами.

Мат в два хода.Поиск мата в два хода (развитие комбинационного зрения).
Завоевание поля: определение, тематические примеры. Шах при матировании. Определение
правильной последовательности действий фигур. Завоевание поля при соотношении атаки/защиты
поля: 2 атаки против 1 защиты, 3 против 2 или 4 против 3.
Время для проведения турниров
9 -10 класс
Тактические приемы
Уничтожение защиты: определение, решение типовых примеров. Случаи, в которых возможно
уничтожение защиты, ключевые и наиболее частые случаи и позиции, типовые удары.
Освобождение линии действия: определение, примеры. Примеры матования, проведения пешки в
ферзи, получения лучшей позиции.
Мат в три хода.Поиск мата в три хода (развитие комбинационного зрения). Ограничение
подвижности фигуры. Теория и разбор учебных партий.
Пат (ничья): теоретическая часть, разбор типовых задач.
Вечный шах (ничья): определение, разбор типовых примеров.
Основы эндшпиля: определение, основные понятия и постулаты эндшпиля.
Типовые шахматные окончания. Правило квадрата пешки. Эндшпиль с королем и пешкой против
короля: понятие оппозиции, основные постулаты таких окончаний.
Сочетание тактических ударов. Примеры с применением нескольких видов тактики.
Время для проведения турниров

Планируемые результаты
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный
этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными)
качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей
России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
• уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать
свои угрозы;
• защищать свои фигуры от нападения и угроз;
• решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях:
двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый
и двойной шахи;
• ставить мат одинокому королю ладьей и королем;
• разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры
в дебюте;
• реализовать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:
• владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение
защиты», «спёртый мат»;
• понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
• знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
• уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
• принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:
• владеть основными шахматными позициями,
• владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в
практической игре,
• находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода,
• знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их
теоретические варианты,
• уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,
• разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции,
• уметь реализовывать материальное преимущество,
• принимать участие в шахматных соревнованиях.
Учащиеся 5- 11 классов должны:
создавать и парировать многочисленные угрозы
(например, вилки, связки или открытое нападение);
использованию понятий темпа и промежуточногохода;
различным дебютным ловушкам;
сложным тактическим приемам: отвлечению, завлечению, блокировке и др.;

использованию форсированной игры, умению рассчитывать на 2—3, а в некоторых позициях
набольшее количество ходов вперед;
основам эндшпиля на примере простых окончаний, таких как король с пешкой против короля;
простейшим стратегическим идеям в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
решению сложных творческих задач по тактике,соединяющих в себе несколько приемов (например,
отвлечение, блокировку и вилку).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый)
год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017
2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый)
год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017
3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый)
год обучения»: методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2017
4. Трофимова А. Секреты мастерства для юных шахматистов.
5. Ботвинник М. К достижению цели
Цифровые и электронные образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших
учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших
учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
www.school-collection.edu.ru – это коллекция образовательных ресурсов по разным предметам и для
разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку
и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет «ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».