Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 3.3.3. к основной образовательной программе начального общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» 1-4 классы п. Кытлым 2023 -2024 учебный год I. Пояснительная записка Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана на основе программ факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, интегрированного курса «Математика и конструирование» С. И. Волковой, О. Л. Пчелкиной, факультативных курсов «Наглядная геометрия» А. В. Белошистой и «Элементы геометрии в начальных классах» И. В. Шадриной. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. Программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Воспитательный потенциал предмета «……..» реализуется через: • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. 2 Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность. Задачи программы: расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики; развитие краткости речи; умелое использование символики; правильное применение математической терминологии; умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных; умение делать доступные выводы и обобщения; обосновывать свои мысли. Сроки реализации. Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 4 года (1–4 классы). Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут; на 34 часа в год – во 2–4 классах, продолжительность занятия 40 минут. Количество часов Класс Продолжительность занятий в неделю в год 1 класс 1 час 33 35 мин 2 класс 1 час 34 40 мин 3 класс 1 час 34 40 мин 4 класс 1 час 34 40 мин Планируемые результаты Личностные результаты У учащегося будут сформированы: • начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике; • начальные представления о математических способах познания мира; • начальные представления о целостности окружающего мира; • понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося; • проявление любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к занятиям «Занимательная математика»; • освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; • умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога: как поступить; • умение демонстрировать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления; 3 • понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определенных заданий и упражнений); • приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей. Учащийся получит возможность для формирования: • основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к занятиям «Занимательная математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к занятиям; • учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач; • способности к самооценке результатов своей учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД. Учащийся научится: • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; • проговаривать последовательность действий; • высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией на карточке, доске; • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; • работать по предложенному учителем плану; • отличать верно выполненное задание от неверного; • выполнять самооценку своей работы на занятии; • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки; • понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения; • понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; • принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему; • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; • осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию; • осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя. Учащийся получит возможность научиться: • понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий; • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме; • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии. Познавательные УУД. Учащийся научится: 4 • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении), в словаре; • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочники и энциклопедии, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных моделей, рисунков, схематических рисунков, схем); • понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач; • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.); • проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, замечать существенные и несущественные признаки; • определять закономерность следования объектов и использовать ее для выполнения задания; • выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре; • находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.); • выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; • находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме. Учащийся получит возможность научиться: • понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний; • устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), а также на построенных моделях; • применять полученные знания в измененных условиях; • объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях); • выделять из предложенного текста информацию по заданному условию; • систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять ее в предложенной форме. Коммуникативные УУД. Учащийся научится: • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • читать и пересказывать текст математического задания; • включаться в групповую работу; 5 • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения; • использовать критерии для обоснования своего суждения; • участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; • совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятии и следовать им; • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • задавать вопросы и отвечать на вопросы партнера; • воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их; • уважительно вести диалог с товарищами; • принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя; • понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.; • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь. Учащийся получит возможность научиться: • применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий; • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться; • слушать партнера по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник; • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; • аргументировано выражать свое мнение; • совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта; • оказывать помощь товарищу в случаях затруднения; • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие; • употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др. Предметные результаты Учащийся научится: • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; • выделять существенные признаки предметов; • сравнивать между собой предметы, явления; • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; • применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками; • самостоятельно составлять ребусы, кодировать информацию; • анализировать правила математической игры, действовать в соответствии с заданными правилами; • обобщать, делать несложные выводы; • решать нестандартные и логические задачи; • выбирать рациональный способ решения комбинированных задач; • классифицировать явления, предметы; • определять последовательность событий; • судить о противоположных математических явлениях; • давать определения тем или иным математическим понятиям; 6 • • • • • выявлять функциональные отношения между математическими понятиями; сравнивать, анализировать геометрические фигуры, объемные тела; строить геометрические фигуры; читать чертеж; выявлять закономерности и проводить аналогии. Формы и виды контроля. - Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики». - Проектные работы. - Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». - Турнир по геометрии. - Блиц - турнир по решению задач –Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай». -Викторина для знатоков математики». -Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру». -Викторина «Юный профессор математики». СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 ГОД Цели первого года обучения: научить ориентироваться в таких понятиях, как «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по предложенному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры, различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Р а з д е л «Математическое справочное бюро». Как люди научились считать. Р а з д е л «Удивительный мир чисел». Названия и последовательность чисел от 1 до 10. История чисел от 1 до 10. Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. Зрительный образ цифр от 0 до 9. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Удивительные свойства действий. Число 0. Графические диктанты. Тайны и загадки чисел. Р а з д е л «Математические игры». Числовые головоломки. Сложение и вычитание. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Круговые примеры. Магические квадраты. Числовые треугольники. История возникновения ребусов. Р а з д е л «Геометрическая мозаика». Что такое геометрия. История развития геометрии. Взаимное расположение предметов в пространстве. Волшебная линейка. Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые линии. Многоугольник. Треугольник. Четырехугольники. Квадрат. Круг. Овал. Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические лабиринты и закономерности. Симметрия. 7 Симметричные фигуры. Конструирование и трансформация из геометрических фигур и счётных палочек. Р а з д е л «Мир занимательных задач». Задачи на комбинированные действия. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Занимательные задания. Решение логических задач. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Задания на развитие слуховой памяти. Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. К окончанию 1-го года обучения учащиеся научатся: • наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий); • классифицировать предметы по группам; • самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком; • решать простые логические задачи; • отгадывать загадки и ребусы; заполнять числовые треугольники. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № п/п проведения Тема занятия Ко л-во часов н пла фак т Раздел «Математическое справочное бюро» 1 Как люди научились считать . 1 Раздел «Удивительный мир чисел» 2 3 Тайны и загадки числа последовательность чисел от 1 до10. 1.Название и Тайны и загадки числа 2.История чисел от1до10. 1 1 4 Тайны и загадки числа 3.Использование цифр в литературе и крылатых выражениях. 1 5 Тайны и загадки числа 4.Решение и составление ребусов, содержащих числа. 1 6 Тайны и загадки числа 5.Удивительные свойства действий. 1 7 Тайны и загадки числа 6.Графический диктант. 1 8 Тайны и загадки числа 7.Графический диктант. 1 9 Тайны и загадки числа 8. 1 10 Тайны и загадки числа 9. 1 11 Тайны и загадки числа 0.Зрительный образ цифр от 0до9. 1 12 Тайны и загадки числа 10.Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы 1 8 Дата № проведения Тема занятия п/п Ко л-во часов н пла фак т Математики». Раздел «Геометрическая мозаика» в 1 Точка. Линии. Отрезок. Замкнутые и незамкнутые 1 15 Геометрические фигуры. Многоугольник. 1 16 Треугольник. 1 17 Четырехугольники. Квадрат 1 18 Круг. Овал. Занимательные геометрическими фигурами. с 1 19 Геометрические лабиринты и закономерности. Что такое геометрия. История развития геометрии. 1 20 Классификация геометрических фигур. Взаимное расположение геометрических фигур. 1 13 Взаимное расположение пространстве. Волшебная линейка. 14 предметов линии. задания 21 Классификация фигур по размеру и форме 1 22 Симметрия. Симметричные фигуры 1 23 Конструирование из геометрических фигур 1 24 Задания на конструирование и трансформацию фигур из счетных палочек 1 Раздел «Мир занимательных задач» 25 Логические задачи. Задачи в стихах, задачи-шутки. Задания на развитие слуховой памяти, внимания. 2 27 Задачи на сравнение. Задачи на комбинированные действия. 2 29 Нестандартные задачи. Лабиринты, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. загадки, 1 30 Сложение и вычитание. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки». 1 31 Магические квадраты. История их возникновения. 1 –26 –28 Раздел «Математические игры» 9 Дата № п/п Числовые головоломки, задуманных чисел. 32 33 проведения Тема занятия Ко л-во часов н кроссворды. пла фак т Отгадывание История возникновения ребусов. примеры. Числовые треугольники. Круговые 1 Викторина для знатоков математики. 1 Итого 33 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 ГОД Цели второго года обучения: формировать интерес к изучению математики, находить рациональные способы решения задач, выполнять задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, решать логические задачи, сравнивать числа и числовые выражения, преобразовывать и сравнивать величины, играть в математические игры, различать геометрические фигуры, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач. Р а з д е л «Математическое справочное бюро». Что такое число? Интересные приемы устного счета. Цифры древних цивилизаций. Цифры в Древнем Египте. Цифры племени майя. Цифры у разных народов. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 20. История возникновения арабских цифр. Ребус. Правила разгадывание ребусов. Решение математических ребусов. Задачи в стихах. Р а з д е л «В мире логики». Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игра «Танграм». Изготовление игры «Танграм». Решение логических задач. Решение задач, требующих рассуждения. Выполнение заданий на развитие памяти, внимания. Логически-поисковые задания. Задания на развитие слуховой памяти. Магические квадраты. Р а з д е л «Мир величин». Измерение массы. История создания весов. Задачи на взвешивание. Определение массы с помощью чашечных весов. Монеты. Размен монет. Задачи на взвешивание фальшивых монет. Р а з д е л «Мир занимательных задач». Задачи на комбинированные действия. Выбор наиболее эффективных способов решения. Нестандартные задачи. Логические задачи. Решение задач с помощью чертежа. Комбинаторные задачи и на смекалку. Геометрические задачи. Задачи на определение возраста.Задачи с неполными и лишними данными. Р а з д е л «Геометрическая мозаика». Взаимное расположение предметов в пространстве. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Углы. Прямоугольник. Квадрат. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Р а з д е л «Математические игры». Кодирование информации. Ключворды. Словесные головоломки и анаграммы. Заполнение числовых кроссвордов. К окончанию 2-го года обучения учащиеся научатся: • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание); 10 • решать словесные и картинные ребусы; • заполнять магические квадраты размером 3 3; • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству; • проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот; • объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением; • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; • объяснять, как получен результат заданного математического фокуса КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № п/п Коли Тема занятия чество часов фак план т Раздел «Математическое справочное бюро» 1 Что такое число? Интересные приёмы устного счёта .Цифры разных народов. Задачи в стихах. 1 2 Цифры древних цивилизаций. Цифры в Древнем Египте. Цифры племени майя.Проект. 1 3 Римские цифры в головоломках. Римские цифры от 1 до 20. 1 4 История возникновения арабских цифр. Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов. 1 Раздел «Мир величин» 5 История создания весов. взвешивание. Измерение массы. Задачи на 1 6 Монеты. Размен монет. взвешивание фальшивых монет. Задачи на 1 7–8 Задачи на взвешивание. Определение массы с помощью чашечных весов. 2 Раздел «Геометрическая мозаика» 9 Геометрические фигуры. Взаимное расположение предметов в пространстве. 1 10 Решение задач на формирование геометрической наблюдательности. 1 11 Углы. « Математика в углу». 1 12 Прямоугольник. Квадрат. 1 13 Упражнения и головоломки со спичками 1 11 Дата № п/п Коли Тема занятия чество часов фак план 14 Занимательные задания с геометрическими фигурами. Геометрические фигуры не отрывая руки. 1 15 Занимательные задания с геометрическими фигурами. Задачи на разрезание. 1 т Раздел «В мире логики» 16– 18 Занимательные задания с геометрическими фигурами. Магические квадраты. Логически-поисковые задания. Задания на развитие внимания, мышления, памяти. Турнир по геометрии. 3 19 История танграма. 1 20 Танграм своими руками. 1 Раздел «Мир занимательных задач» 21 Нестандартные задачи. 1 22 Логические задачи. 1 23 Решение задач с помощью чертежа. 1 24– Задачи на определение возраста. 2 26– Задачи с неполными и лишними данными. 2 25 27 28 29 30– 31 Задачи с и на смекалку. элементами комбинаторики Комбинаторные задачи. Геометрические задачи. комбинированные действия. 1 1 Задачи на 2 Раздел «Математические игры» 32 Кодирование информации. 1 33 Ключворды. Числовые кроссворды. 1 34 Словесные головоломки и анаграммы. Математическая эстафета «Смекай, считай, отгадывай» 1 Итого 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 ГОД 12 Цели третьего года обучения: развивать устойчивый интерес учащихся к математике, углублять и расширять знания учащихся, развивать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой, воспитывать у учащихся чувство коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной. Р а з д е л «Математическое справочное бюро». Как считали в Древней Руси. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. Для чего изучают математику. Арабские цифры. Мы живем в мире больших чисел. Числавеликаны. Числовые ребусы. Р а з д е л «В мире логики». Лабиринты, загадки, ребусы. Задачи на поиск закономерностей. Числовые головоломки. История первых головоломок. Числовые ребусы. Числовые последовательности. Секреты умножения. Р а з д е л «Мир величин». Работа с часами , с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). История создания циферблата. Задачи с циферблатом. История создания часов. Задачи с часами. Задачи про песочные часы. История создания календаря. Виды календарей. Задачи про календарь. Задачи на определение возраста. Р а з д е л «Мир занимательных задач» Нестандартные задачи. Задачи на части. Задачи на определение количества разломов. Задачи про стоимость. Задачи про расстановку стульев. Комбинаторные задачи. Задачи на вероятность. Р а з д е л «Геометрическая мозаика». Плоские и объемные фигуры. Объемные фигуры. Куб. Занимательные задания с геометрическими фигурами. Игры с кубиками. Развертка куба. Задачи с развертками. Изготовление модели куба с осью вращения. Р а з д е л «Мир величин». Старинные меры длины. Игры на развитие глазомера. Как измеряли массу на Руси, история единиц массы. Как появились весы. единицы массы. Старинные меры площади. Старинные меры объема. Старинные Р а з д е л «Математические игры». Интересные приемы устного счета. Математические фокусы. Числовые головоломки, отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов. Математическое путешествие «По сказкам А. С. Пушкина». К окончанию 3-го года обучения учащиеся научатся: • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов; • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования; • решать удобным для себя способом (в том числе и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3–5 элементов; • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов; • правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»; • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур; • объяснять, как получен результат заданного математического фокуса; • объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и решением. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 13 № п/п Дата Тема занятия Колич ество часов план ф ак т Раздел «Математическое справочное бюро» 1 Для чего изучают считали в Древней Руси. математику. Как 1 2 Арабские цифры. Числовые ребусы. 1 3 Мы живем в мире больших чисел. Сведения из истории математики: возникновение линейки. 1 4 Числа-великаны. 1 Раздел «В мире логики» 5 Секреты умножения .Задачи на поиск закономерностей. 1 6 Числовые головоломки. Лабиринты. 1 7 Числовые головоломки. История первых головоломок. 1 8 Числовые ребусы. Загадки. 1 9 Числовые последовательности. 1 Раздел «Мир величин» 10 История создания часов. Задачи с часами. Работа с часами. 1 11 История создания циферблата. Задачи с циферблатом. 1 12 Задачи про песочные часы. 13 История создания календаря. календарей. Задачи про календарь. 14–15 1 Виды Задачи на определение возраста. 1 2 Раздел «Мир занимательных задач» 16 Нестандартные задачи. 1 17 Задачи на части. 1 18 Задачи разломов. на определение количества 1 19–20 Задачи про стоимость. 2 21 Задачи про расстановку стульев. 1 22–23 Комбинаторные задачи. 2 14 № п/п 24 Дата Тема занятия Колич ество часов план Задачи на вероятность. Блиц - турнир по решению задач. ф ак т 1 Раздел «Геометрическая мозаика» 25 Плоские и объемные фигуры. 1 26 Объемные фигуры. Куб. Развёртка куба. Задания с развёрткой куба. 1 27 Игры с кубиками. Изготовление модели куба с осью вращения. 1 Раздел «Мир величин» 28 Старинные единицы длины. Игры на развитие глазомера. 1 29 Старинные единицы массы. Как измеряли массу на Руси. 1 30 Старинные меры площади. 1 31 Старинные меры объема. 1 Раздел «Математические игры» 32–33 Математические фокусы. Интересные приёмы устного счёта. Числовые головоломки, кроссворды, отгадывание задуманных чисел. 2 34 Математическое сказкам А. С. Пушкина». 1 путешествие Итого «По 34 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 ГОД Цели четвертого года обучения: развивать устойчивый интерес учащихся к математике, совершенствовать навыки решения нестандартных задач, способствовать развитию умения самостоятельно находить необходимую информацию, научить различать плоские и объемные геометрические фигуры, научить определять площади различных геометрических фигур, совершенствовать умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой. Р а з д е л «Математические игры». О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Числовые головоломки. 15 Волшебные превращения цифр. Римская нумерация. Ребус. Числовые ребусы. Шифровки и кодирование текста. Задачи со спичками. Р а з д е л «Геометрическая мозаика». Игра «Оцени величины предметов на глаз». Латинский алфавит. Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Изготовление моделей куба, пирамиды. Объемные геометрические тела. Развертка куба, пирамиды. Разрезание и развертки. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Р а з д е л «Мир занимательных задач». Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия, нереальными данными. Составление аналогичных задач и заданий. Задачи на установление сходства и соответствия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи на пропорции. Задачи на количество голов и хвостов. Задачи, которые решаются с конца. Задачи про колесо и шестеренки. Разъезды и переправы. Задачи на движение. Решение логических задач. Задачи про этажи. Задачи про масштаб. Задачи на переливание. Задачи про площадь. Комбинаторные задачи. Задачи про хоровод. Задачи, которые решаются с помощью чертежа. Истинностные задачи. Р а з д е л «В мире логики. Задачи на равновесие, логические задачи («кто есть кто?»), на перебор вариантов с помощью рассуждений над выделенной гипотезой. Старинные задачи «Как определить значение выражения, не выполняя вычислений». Ищем пропущенное число. Зависимость компонентов сложения, вычитания, умножения, деления. Цифры «счастливого» билета. Викторина «Юный профессор математики». К окончанию 4-го года обучения учащиеся научатся: • выполнять прикидку результатов арифметических действий; • понимать и объяснять решение нестандартных задач; • читать и строить вспомогательные модели к задачам; • распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости; • распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве; • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов; • находить вероятности простейших случайных событий; • осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера). КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Дата Тема занятия Колич ество часов план факт Раздел «Математические игры» 1 О математике с улыбкой. Высказывания великих людей о математике. Числовые головоломки. 1 16 № п/п 2–3 Дата Тема занятия Колич ество часов план Числовые ребусы. Волшебные превращения цифр. Римская нумерация. факт 2 4 Шифровки и кодирование текста 1 5 Задачи со спичками 1 Раздел «Геометрическая мозаика» 6 Объемные геометрические Определение величины предмета на глаз. 7 Развертка куба, пирамиды. развертки. 1 1 8 Разрезание алфавит. Латинский 1 9– Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Составление картинки с заданным разбиением на части, с частичным разбиением, без разбиения на части. 2 10 и тела. Раздел «Мир занимательных задач» 11 Задачи на пропорции. Выбор наиболее эффективных способов решения. 1 12 Задачи на количество голов и хвостов. Задачи на активный перебор вариантов. 1 13 Задачи, которые решаются с конца. 1 14 Задачи про колесо и шестеренки. 1 15 Разъезды и переправы. 1 16– Задачи на движение. аналогичных задач и заданий. Составление 2 18 Решение логических задач. Задачи с некорректными данными. 1 17 19 Задачи про этажи. 1 20 Задачи про масштаб. 1 21 Задачи на переливание. 1 22 Задачи про площадь. Задачи избыточными и нереальными данными. с 1 23– Комбинаторные задачи. 3 26 Задачи про хоровод. 1 27 Геометрические задачи. 1 25 28 Задачи, которые решаются с помощью чертежа. Использование знаково- символических 1 17 № п/п Дата Тема занятия Колич ество часов план факт средств для моделирования ситуаций. 29– Истинностные задачи. 2 30 Раздел «В мире логики» 31 32 Как определить значение выражения, не выполняя вычислений. Задачи на равновесие, на перебор вариантов. Ищем пропущенное число. 1 1 33 Зависимость компонентов вычитания, умножения, деления. сложения, 1 34 Цифры «счастливого» билета. Викторина «Юный профессор математики» 1 Итого 34 Интернет-ресурсы 1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 18