Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 3.2.5 к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волейбол» Спортивно-оздоровительная направленность 10-11 классы п. Кытлым 2023 -2024 учебный год СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ» В основу отбора и систематизации материала содержания программы положены принципы комплексности, преемственности и вариативности. Принцип комплексности программы выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон учебно-тренировочного процесса: теоретической, практической, физической и психологической подготовки, педагогического и медицинского контроля. Принцип преемственности прослеживается в последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями возрастающего мастерства спортсменов, постепенном, от этапа к этапу усложнений содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, единстве задач, средств и методов подготовки. Принцип вариативности дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для подготовки спортсменов. Исходя из конкретных обстоятельств, при решении той или иной педагогической задачи учитель может вносить свои коррективы в построении учебно-тренировочных занятий, не нарушая общих подходов. Учебный материал усложняется в зависимости от года обучения. Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры. В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований. В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ» В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования: • личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; • метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные); • предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» является формирование следующих умений: • Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивнооздоровительному направлению «Волейбол» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно. • Проговаривать последовательность действий. • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность. • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. • Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии. • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). • 2. Познавательные УУД: • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды. • Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания. 3. Коммуникативные УУД: • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах. Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности: • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ВОЛЕЙБОЛ» Однонаправленные занятия: посвящены только одному из компонентов подготовки волейболиста: техникой, тактикой или физической. Комбинированные занятия: включают два-три компонента в различных сочетаниях: техническая и физическая подготовка; техническая и тактическая подготовка; техническая, физическая и тактическая подготовка. Игровые занятия: игровая деятельность. С использованием ИКТ: просмотр презентаций и видеороликов. Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «волейбол» реализуется через применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ» Тематическое планирование 10 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Верхняя передача двумя руками в прыжке Прямой нападающий удар Верхняя, нижняя передача двумя руками назад Совершенствовать приема мяча с подачи и в защите Двусторонняя учебная игра Одиночное блокирование и страховка Командные тактические действия в нападении и защите Общая физическая подготовка в процессе занятия. Теоретические знания в процессе занятия Итого 68 часов Кол-во часов 8 7 9 5 11 23 5 Тематическое планирование 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кол-во часов 8 7 9 5 11 23 5 Тема Верхняя передача двумя руками в прыжке Прямой нападающий удар Верхняя, нижняя передача двумя руками назад Совершенствовать приема мяча с подачи и в защите Двусторонняя учебная игра Одиночное блокирование и страховка Командные тактические действия в нападении и защите Общая физическая подготовка в процессе занятия. Теоретические знания в процессе занятия Итого 68 часов ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ» № Контрольные нормативы 1,2 год 3 год 4,5 год 6,7 год 1 Правила соревнований + + + + 2 Передачи в парах через сетку 2-я сверху, без потерь 10 13 15 20 3 Передача от стены 2-я сверху, с расстояния 2-3 м., без потерь 10 12 15 16 4 Передача от стены 2-я снизу, с расстояния 2-3 м., без потерь 10 12 15 16 15 20 25 25 4 5 - - - - 7 8 5 6 Передачи над собой в круге, без потерь Подача (любая): из 6 попыток из 10 попыток 7 8 9 Подачи по зонам (1, 6, 5) на точность, по 2 в каждую Передачи на точность через сетку, из № 4 в № 6, после паса преподавателя. Из 6 попыток Нападающий удар из зоны №4, после паса преподавателя, из 6 попыток - 3 4 5 3 4 5 5 3 3 4 4 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛЕЙБОЛ» Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения: Д – демонстрационный экземпляр; К – полный комплект (на каждого обучающегося); Г – комплект (для работы в группах). Наименование объектов и средств материально-технического кол№ п/п обеспечения во 1. Дидактические материалы по основным разделам Г Научно-популярная и художественная литература по физической Д 2. культуре, спорту, олимпийскому движению 3. Методические издания по физической культуре для учителей Д 4. Мультимедийный проектор + компьютер Д 5. Стенка гимнастическая Г 6. Скамейка гимнастическая жёсткая Г 7. Мячи: теннисные, малые мячи (мягкие), набивное Г 8. Палка гимнастическая К 9. Мячи: волейбольные К 10. Скакалка детская К 11. Табло перекидное Д 12. Стойки волейбольные универсальные Д 13. Обруч детский Г 14. Жилетки игровые Г 15. Сетка волейбольная Д 16. Аптечка Д 17. Конус сигнальный Г 18. Насос ручной Д 19. Секундомер Д 20. Площадка игровая волейбольная Д 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. ЭЛЕКТРОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Методика преподавания по игровым видам спорта (волейбол) http://www.o-volley.ru Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/rabochie-programmy Сайт Министерства образования и науки РФ http://www.mon.gov.ru Сайт Рособразования http://www.ed.gov.ru Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://www.ndce.edu.ru