Приложение 3.2.2. РоВ 10-11 классы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 3.221
к основной образовательной программе среднего общего образования
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
10-11 классы

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования,
федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей педагога, реализующего программу, является развитие у обучающегося ценностного
отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
−
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
−
формирование интереса к познанию;
−
формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного
отношения к правам и свободам других;
−
выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;
− создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
− развитие у школьников общекультурной компетентности;
− развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
− осознание своего места в обществе;
− познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
− формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую
основу настоящей рабочей программы курса Внеурочной
деятельности «Разговоры о важном»
составляют следующиедокументы.
1.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента
Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации».
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101).
5.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
6.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России17.08.2022 № 69675).
7.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012 г. № 24480)
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022
№ 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»(Зарегистрирован Минюстом России 12.09.2022 № 70034).
9.
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении методических
рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–
1190.
10.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
2

№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
11.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основногообщего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74223).
12.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»
(Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74228).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11классов. В 2023–2024
учебном году запланировано проведение 36 внеурочных занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю
по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения
обучающихся к своей родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре. Внеурочныезанятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на
формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой емудля
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и (или) беседа с
обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать собственную мировозренческую
позицию по обсуждаемым темам.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России:
знанием родной истории и пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и
сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом федеральных образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только
на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
−
в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
−
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания;
−
в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в
совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1)
соответствие датам календаря;
2)
значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в текущем
году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1.
Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа ежегодно
(государственные и профессиональные праздники, даты исторических событий). Например, «День
народного единства», «День защитника Отечества»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя (советники по
воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2.
Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Например, «190летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,
«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225лет со дня рождения
А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не связаны с текущими
датами календаря, но являющиеся важными в воспитании
3

школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы
образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей: становление уобучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого,
в планируемых результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные
ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности характеризуются
следующим образом.
1.
Историческая память
–
историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого гражданина;
–
историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и продолжить
достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
–
историческая память есть культура целого народа, которая складывается из объединения
индивидульных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества: благодарность,
уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном содержании занятия. Например,
тема «День народного единства» рассматривается на известных исторических фактах – единение
людей, когда Родина нуждается в защите в 1612 г.
2.
Преемственность поколений
–
каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает, воссоздаёт, продолжает
его достижения, традиции;
–
семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о предыдущих
поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в гуманном отношении к старшим
поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается проблема: каждое
поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей, средой обитания,
языком общения. Каждый человек должен воспитывать в себе качества, которые были характерны для
наших предков, людейдалёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3.
Патриотизм – любовь к Родине
–
патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
–
любовь к своему Отечеству начинается с малого – с привязанности к родному дому, малой
родине;
–
патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли; чувстве гордости
за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием, раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных сферах человеческой жизни.
4.
Доброта, добрые дела
−
доброта – это способность (желание и умение) быть милосердным, поддержать, помочь без
ожидания благодарности;
−
благотворительность – проявление добрых чувств; благотворительность была
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в прошлые времена и в
настоящее время, тема волонтерства.
5.
Семья и семейные ценности
–
семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством, общими делами,
но и значимыми ценностями – взаимопониманием, взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
–
каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на помощь другому:
взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу;
–
обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать во всех ее делах,
помогать родителям;
–
семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные ценности
4

представлены в традиционных религиях России.
–
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом обсуждения на
занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (Деньматери)», «Новогодние семейные
традиции разных народов России» и др.
6.
Культура России
–
культура общества – это достижения человеческого общества, созданныена протяжении его
истории;
–
российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во всем мире;
–
культура представлена достижениями в материальной сфере (строительство, техника,
предметы быта и др.), в духовной сфере (народное творчество, литература, изобразительное искусство,
музыка, театр и др.), а также вэтике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности, подробно и разносторонне
представлены в «Разговорах о важном». Поэтому многие сценарии построены на чтении поэзии,
обсуждении видеофильмов, произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в
России»,
«Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7.
Наука на службе Родины
–
наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
–
в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие свою деятельность;
–
в России совершено много научных открытий, без которых невозможно представить
современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в процессе обсуждения тем:
«190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на
уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания,
запоминания и четкого воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на
внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их
принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При анализе
содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные,
национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательноучитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить,
скорректировать) и творческие задания, выполнение которых предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных результатов обучающихся педагог
может достичь, увлекая школьников совместной и интересной многообразной деятельностью,
позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным
содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, датьвозможность школьнику
анализировать, сравнивать и выбирать.

5

СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
День знаний. Знакомство с проектами Российского общества «Знание». Возможности, которые
предоставляют проекты общества «Знание» для обучающихся различных возрастов.
Родина – не только место рождения. Природные и культурные памятники – чем гордимся, о чем
помним, что бережем?
Зоя Космодемьянская – её подвиг бессмертен, её имя стало символом мужества и стойкости, а жизнь
служит примером беззаветной преданности Отечеству, истиной любви к своей Родине.
Право избирать и быть избранным гарантировано Конституцией Российской Федерации каждому
гражданину нашей страны. Жизнь, свобода, права иблагополучие граждан является одной из главных
ценностей, а проявление гражданской позиции, желание участвовать в развитии своего города,
региона, страны – достойно уважения.
Ценность профессии учителя. Советник по воспитанию – проводник в мир возможностей, которые
создало государство для каждого ребенка в стране, наставник и «старший товарищ», помогающий как
объединить школьный коллектив в дружную команду, так и выстроить личную траекторию развития
каждому ребенку.
Честность, открытость, готовность прийти на помощь – основа хороших отношений с окружающими.
Уважение к окружающим – норма жизни в нашем обществе. В условиях информационных перегрузок,
разнообразия быстро решаемых задач, экономической нестабильности, стрессы стали неотъемлемой
составляющей жизни человека. Они приводят к депрессивному состоянию, которое, в свою очередь,
может привести к проблемам физического здоровья, конфликтам с близкими, неуверенности,
озлобленности. Знания о том, как наладить отношения в коллективе, сохранить свое психическое
здоровье, как смотреть на мир позитивно, как не стать жертвой «травли», и самому не опуститьсядо
«травли» других, необходимы всем.
Давние культурные традиции России получают отражение в произведениях кинематографического
искусства, которое имеет свой «золотой фонд», признанный во всем мире. Отечественное кино
передает наши традиционные ценности, великое культурно-историческое наследие, отображает то,
что объединяет нас как нацию. Развитие отечественного кино отражает не только основные вехи
развития страны, но и моделирует образ ее будущего. Кино, нарядус литературой и театром, позволяет
человеку увидеть себя, как в «зеркале», соотнести свои поступки с поступками героев, анализировать
и рефлексировать, приобретать новые знания, знакомиться с миром профессий, с творчеством
талантливых людей, с историей и культурой страны.
Подразделения специального назначения (спецназ) в России имеют особую значимость, они
олицетворяют служение Отечеству, мужество и силу духа, беспримерное самопожертвование,
готовность мгновенно прийти на помощь Родине. Военнослужащие спецназа обладают особыми
профессиональными, физическими и моральным качествами, являются достойным примером
настоящего мужчины.
Единство нации – основа существования российского государства. Единство многонационального
народа, уважение традиций, религий, уклада жизни всех народов является главным в жизни страны.
Пока мы едины – мы непобедимы.
Технологический суверенитет нашей Родины необходимо защищать так же, как границы государства,
это основа и залог существования современной страны. Развитие сферы информационных технологий
сегодня стратегически важно для будущего, профессии в этой сфере очень перспективны и
востребованы. Технологический суверенитет решает задачи обеспечения безопасности, получения
энергии, продовольственной независимости, транспортной связности. Логика развития экономики
предполагает защиту и формирование высокотехнологичных отраслей с высокой долей
интеллектуальных вложений.
Появление новых профессий связано с цифровизацией экономики, движением к технологическому
суверенитету.
Традиционная семья в России – это союз мужчины и женщины, которые создают и поддерживают
отношения уважения, заботы и взаимной поддержки. Основа семьи – это любовь. Важно, чтобы дети
стремились создавать полноценныемногодетные семьи.
Что для каждого человека означает слово «Родина»? Это родители, семья, дом, друзья, родной город,
6

регион, вся наша страна и народ. Чувство любви к своейРодине человек несет в себе всю жизнь, это его
опора и поддержка. Родина – это непросто территория, это, прежде всего то, что мы любим и готовы
защищать.
Волонтерство в России. Особенности волонтерской деятельности. Исторически сложилось, что в
сложные годы нашей страны люди безвозмездно помогали друг другу, оказывали всестороннюю
поддержку. Даша Севастопольская, сёстры милосердия – история и современность.
Россия – страна с героическим прошлым. Современные герои – кто они?
Россия начинается с меня?
Значение Конституции для граждан страны. Знание прав и выполнение обязанностей.
Ответственность – это осознанное поведение.
Новый год – праздник для всех россиян. У каждого народа есть интересные новогодние семейные
традиции. Знакомство с обычаями и культурой новогодних праздников в нашей стране.
Первая печатная книга в России – «Азбука» Ивана Фёдорова. Способы передачи информации до
появления письменности. Разница между азбукой и букварем. «Азбука», напечатанная Иваном
Федоровым: «Ради скорого младенческого научения». Любовь к чтению, бережное отношение к книге
начались 450 лет назад.
Современный человек должен обладать функциональной грамотностью, в том числе налоговой. Для
чего собирают налоги? Что они обеспечивают дляграждан? Выплата налогов – обязанность каждого
гражданина Российской Федерации.
Голод, морозы, бомбардировки – тяготы блокадного Ленинграда. Блокадный паек. О провале планов
немецких войск. 80 лет назад город-герой Ленинград был полностью освобожден от фашистской
блокады.
Кто такой союзник? Какие обязанности он на себя принимает, какими обладает правами? Что дает
заключение союзного договора для государств? Союзники России – государства, которые разделяют
и поддерживают наши общиетрадиционные ценности, уважают культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают их.
Достижения науки в повседневной жизни. Научные и технические достижения в нашей стране. 190летие великого русского учёного-химика, специалиста во многих областях науки и искусства Д.И.
Менделеева.
День первооткрывателя. Россия является не только самой большой страной в мире, которую за ее
продолжительную историю шаг за шагом исследовали, изучали, открывали русские землепроходцы.
Удивительные уголки нашей страны сегодня может открыть для себя любой школьник.
День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280-летие со дня рождения великого русского флотоводца, командующего
Черноморским флотом (1790– 1798); командующего русско-турецкой эскадрой в Средиземном море
(1798– 1800), адмирала (1799) Ф.Ф. Ушакова.
Подлинность намерений – то, что у тебя внутри. Как найти своё место в жизни? Что нужно для того,
чтобы найти друзей и самому быть хорошим другом?Примеры настоящей дружбы. Что нужно для
того, чтобы создать хорошую семью и самому быть хорошим семьянином. Поддержка семьи в России.
Что нужно, чтобы найти свое призвание и стать настоящим профессионалом. Поддержка
профессионального самоопределения школьников в России. Эти вопросы волнуют подростков.
Проблемы, с которыми они сталкиваются, и способы их решения.
Всемирный фестиваль молодежи – 2024. Сириус – федеральная площадка фестиваля. Исторические
факты появления всемирного фестиваля молодежи и студентов. Фестивали, которые проходили в
нашей стране.
Российская авиация. Легендарная история развития российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и летчиков-испытателей первых российских самолетов. Мировые рекорды
российских летчиков. Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Красивейший полуостров с богатой историей. История Крымского полуострова. Значение Крыма.
Достопримечательности Крыма.
Россия – здоровая держава. Это значит, что жители страны должныстремиться поддерживать
здоровый образ жизни. Физическое и психическое здоровье населения играют важную роль в
укреплении экономического потенциала и социальной стабильности страны, повышают качество
жизни каждого человека. Цирк как фантазийное и сказочное искусство. Цирк в России, История цирка,
7

цирковые
династии
России. Знаменитые
на весь мир российские
силачи,
дрессировщики, акробаты, клоуны, фокусники. Цирковые профессии.
Главные события в истории покорения космоса. Отечественные космонавты-рекордсмены. Подготовка
к полету – многолетний процесс.
Николай Гоголь – признанный классик русской
литературы, автор знаменитых «Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ Диканьки».Сюжеты, герои, ситуации из произведений Николая
Гоголя актуальны по сей день. Экологичное потребление – способ позаботиться о сохранности
планеты.
Экологические проблемы как следствия безответственного поведения человека.Соблюдать экоправила – не так сложно.
История Праздника труда. Труд – это право или обязанность человека?
Работа мечты. Жизненно важные навыки.
История появления праздника День Победы. Поисковое движение России.
Могила Неизвестного Солдата. Семейные традиции празднования Дня Победы.
19 мая 1922 года – день рождения пионерской организации. Цель ее создания и деятельность.
Причины, по которым дети объединяются.
Неизвестный Пушкин. Творчество Пушкина объединяет поколения. Вклад А. С. Пушкина в
формирование современного литературного русского языка.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения школьниками следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностные результаты должны отражать:
•
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
•
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
•
готовность к служению Отечеству, его защите;
•
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать
для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
•
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, напротяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
•
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
•
приятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью,
8

неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
•
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
•
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализациисобственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных,общенациональных проблем;
•
сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды;приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательнойпрограммы должны отражать:
•
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленныхцелей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
•
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
•
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской ипроектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовностьк самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
•
готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов,
умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию,получаемую из различных источников;
•
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических
норм, норм информационной безопасности;
•
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
•
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения программы среднего общего образования представлены с учетом
специфики содержания предметных областей,затрагиваемых в ходе участия в программе «Разговоры
о важном»:
Русский язык и литература: сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике; владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в
нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; владение умением представлятьтексты
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственноценностного влияния на формирование национальной и мировой; сформированность представлений
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; сформированность умений
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе
анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы,
темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях.
9

Иностранные языки: владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого
языка и умение; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран
изучаемого языка; сформированность умения использовать иностранный язык как средство для
получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях.
История: сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике,
методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в
глобальном мире; владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом,
представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе; сформированность
умений применять исторические знания в профессиональной и общественной
деятельности, поликультурном общении; сформированность умений вести диалог,обосновывать свою
точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
Обществознание: сформированность знаний об обществе как целостнойразвивающейся системе в
единстве и взаимодействии его основных сфер иинститутов;
владение
умениями выявлять
причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и
процессов;сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах
развития мирового сообщества в глобальном мире; сформированность представлений о методах
познания социальных явлений и процессов; владение умениями применять полученные знания в
повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность
навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации висточниках различного
типа для реконструкции недостающих звеньев с цельюобъяснения и оценки разнообразных явлений
и процессов общественного развития. География: владение представлениями о современной
географической науке,
ее участии в решении важнейших проблем человечества; владение географическим мышлением для
определения географических аспектов природных, социально- экономических и экологических
процессов и проблем; сформированность системы комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами
и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; владение
умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций,
получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических
процессах и явлениях; владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации; владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и
общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Экономика: сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества как
пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в
экономической деятельности отдельных людей и общества; сформированность уважительного
отношения к чужой собственности; владение навыками поиска актуальной экономической
информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные суждения; анализировать,преобразовывать и использовать экономическую информацию
для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни; понимание места и роли
России в современной мировой экономике; умение ориентироваться в текущих экономических
событиях в России и в мире.
Право: сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе
государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с
точки зрения их соответствия законодательствуРоссийской Федерации; сформированность навыков
самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных
10

жизненныхситуациях.
Информатика: сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
понимания основправовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Биология: владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее
уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и
символикой; владение основными методами научного познания; сформированность собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к
глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Естествознание: сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной
картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества;
о пространственно- временных масштабах Вселенной; владение знаниями о наиболее важных
открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о
природе, на развитие техники и технологий; сформированность умения применять
естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения
безопасности
жизнедеятельности,
бережного
отношения
к
природе,
рационального
природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя; сформированность
представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и
микромира; сформированность умений понимать значимость естественнонаучногознания для каждого
человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь скритериями оценок и связь критериев с определенной системой
ценностей.
Астрономия: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; сформированность представлений о
значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом
развитии; осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развитии международного сотрудничества в этой области.
Экология: сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения
устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об экологических связях в системе
"человек - общество - природа"; сформированность экологического мышления и способности
учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; владение умениями
применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных
социальных ролей; владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей
в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и
безопасности жизни; сформированность личностного отношения к экологическим ценностям,
моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной
деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и
повышением их экологической культуры.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность представлений о культуре
безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуреэкологической безопасности как о жизненно
важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем
защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая
отрицательное влияние человеческого фактора; знание основ государственной системы, российского
законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других
действий противоправного характера, а также асоциального поведения; сформированность
представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и
социального благополучия личности; знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера.

11

Тематическое планирование
10–11 классы (1 час в неделю)

Темы
День знаний

Основное содержание
Знакомство
с
проектами
Российского общества «Знание».
Возможности,
которые
предоставляют
проекты общества
«Знание»
для
обучающихся
различных возрастов.

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе. Просмотр ролика о необходимости
знаний для жизненного успеха.
Участие в мотивационной беседе о чертах характера, которыеприсущи
людям с активной жизненной позицией, о мечтах и о том, как можно их
достигнуть.

Там, где Россия

Родина – не только место рождения.
Участие во вступительной беседе о России. Просмотр ролика оРоссии.
История, культура,научные достижения: Интерактивная викторина.
чем мы можем гордиться?
Чем полезны фенологические наблюдения. Их роль в жизничеловека.

Зоя.
К 100-летию со дня
рождения Зои
Космодемьянской

Зоя Космодемьянская – её подвиг
бессмертен, её имя стало символом
мужества и стойкости, а жизнь служит
примером беззаветнойпреданности
Отечеству, истиной любви к своей
Родине.

Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика о жизнии подвиге
Зои.
Участие в беседе о том, как воспитываются черты личности героя.
Подвиг Зои был подвигом ради жизни будущих поколений. В защиту всего,
что любила эта молодая девушка. Просмотр интерактивной карты, беседа о
сохранении памятников героям.

119

Темы
Избирательнаясистема
России(30 лет ЦИК)

Основное содержание
Право избирать и быть избранным
гарантировано
Конституцией
Российской Федерации каждому
гражданину нашей страны.
Жизнь, свобода, права и благополучие
граждан является одной из главных
ценностей, а проявление гражданской
позиции, желание участвовать в развитии
своего города, региона, страны –
достойно уважения.

День учителя(советники Ценность профессии учителя. Советник
повоспитанию)
по воспитанию – проводник в мир
возможностей, которые создало
государство для каждого ребенка в
стране, наставник и «старший товарищ»,
помогающий как объединить школьный
коллективв дружную команду, так и
выстроитьличную траекторию развития
каждому ребенку.

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе. Просмотр видеоролика обистории
Центральной избирательной комиссии.
Обсуждение ситуаций, возникающих в связи с голосованием ивыборами.
Выполнение интерактивного задания «Избирательная система вРоссии».

Просмотр видеоролика.
Участие в командной работе: каким должен быть современный Учитель?
(создание кластера).
Участие в дискуссии на одну из предложенных тем: «Если бы я был
учителем, какими качествами обладал…, как относился бы к ученикам…,
как готовился к занятиям…, какие вспомогательныесредства использовал
для проведения уроков?»; «Чем может помочь советник по воспитанию?»

120

Темы
О взаимоотношенияхв
коллективе (Всемирный
день психического
здоровья, профилактика
буллинга)

Основное содержание
Деятельность школьников
В условиях информационныхперегрузок, Мотивационная беседа о взаимосвязи физического и психическогоздоровья.
разнообразия быстро решаемых задач,
Игра «Верю - не верю» о стереотипах в отношении здоровья и здорового
экономическойнестабильности, стрессы образа жизни.
стали неотъемлемой составляющей жизни Просмотр отрывков из мультфильмов и фильмов, обсуждение их.Беседа о
человека. Они приводят к депрессивному буллинге, его причинах и вреде, который он причиняет человеку.
состоянию, которое, всвою очередь,
Мастер-класс «Магия игры», в ходе которого школьники участвуют в
может привести кпроблемам физического игровых упражнениях, помогающих снять стресс и психологическое
здоровья, конфликтам с
напряжение, выплеснуть негативные эмоции.
близкими,
Мозговой штурм «Мои правила благополучия», в ходе которого школьники
неуверенности,
озлобленности. составляют список лайфхаков класса о том, как подросткусправляться со
Знания о том, как наладить отношения в стрессами, излишним давлением взрослых.
коллективе, сохранить свое психическое Итоговая рефлексивная беседа, в ходе которой школьники обсуждают
здоровье, как смотреть на мир позитивно, характеристики идеального коллектива, в котором имбыло бы комфортно
как нестать жертвой «травли», и самому находиться. .
неопуститься до «травли» других,
необходимы всем.

По ту сторону экрана.115 Развитие отечественного кино отражает Мотивационная беседа о любимых мультфильмах и кинофильмах,жанрах
лет кино в России
не только основные вехи развития страны, кино.
но и моделирует образ ее будущего. Кино, Просмотр видеоролика об истории российского игрового кино.
наряду слитературой и театром, позволяет Обсуждение ролика.
человеку увидеть себя, как в
Беседа о будущем кинематографа в цифровую эпоху.
«зеркале», соотнести свои поступки с
Интерактивная
игра, в ходе которой школьники называют
поступками героев, анализировать и
мультфильм или фильм по его отрывку.
рефлексировать, приобретать новые
Игра «Ты - актер», где дети пробуют себя в роли актеров немогокино.
знания, знакомиться с миром профессий, Итоговая беседа о возможности создания собственного фильма оклассе,
с
творчеством сделанного руками школьников.
талантливых людей, с историей и
культурой страны.

121

Темы
День спецназа

Основное содержание
Подразделения специальногоназначения
(спецназ) в России имеютособую
значимость,
они
олицетворяют служение Отечеству,
мужество и силу духа, беспримерное
самопожертвование, готовность
мгновенно прийти на помощь Родине.
Военнослужащие спецназа обладают
особыми
профессиональными, физическими и
моральным качествами, являются
достойным примером настоящего
мужчины.

День народногоединства Смутное время в истории нашей страны.
Самозванцы – одна из причин
продолжавшейся Смуты. Ополчение во
главе с князем Дмитрием Пожарским и
земским старостой Кузьмой Мининым.
Примеры единения народа не только в
войне

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе, просмотр видеоролика о видах
подразделений специального назначения в России.
Участие в обсуждении: «Качества личности бойца спецназа».
Выполнение
интерактивного
задания
«Что
важнее
спецназовца – ум или сила?»

для

Участие во вступительной беседе о появлении праздника Деньнародного
единства.
Знакомство с исторической справкой о событиях Смутноговремени.
Работа в группах: если бы вы жили в Смутное время, в чем вы быувидели
причины появления народных ополчений? Обмен мнениями.Дискуссия о
том, что 4 ноября 1612 года воины народногоополчения
продемонстрировали образец героизма и сплоченностивсего народа вне
зависимости от происхождения, вероисповедания иположения в обществе.
Дискуссия о том, когда еще люди чувствуют,
что им надо объединяться?

122

Темы
Россия: взгляд вбудущее.
Технологический
суверенитет / цифровая
экономика / новые
профессии

Основное содержание
Деятельность школьников
Технологический суверенитетрешает
Беседа о сущности понятий «суверенитет», «технологический суверенитет»,
задачи обеспечения безопасности,
«цифровая экономика».
получения энергии, продовольственной Просмотр видеоролика о цифровых технологиях, вошедших в современную
независимости,транспортной связности. жизнь многих россиян, в экономику, образование и культуру страны.
Логикаразвития экономики предполагает Дискуссия, в ходе которой школьники высказывают свои мнения о
защиту
и
формирование возможностях и рисках, которые появляются в связи спроникновением
высокотехнологичных отраслей свысокой искусственного интеллекта во многие сферы не только экономики, но и
долей интеллектуальныхвложений.
культуры, образования, спорта.
Развитие цифровойэкономики
Игра-викторина «Язык не для всех», в ходе которой школьники знакомятся
предполагает
с новыми понятиями в области цифровых технологий и спрофессиями
выстраивание
системы будущего.
экономических, социальных икультурных Интерактивное путешествие по городу профессий будущего, входе которого
отношений, основанных на
школьники знакомятся с двенадцатью направлениями профессиональной
использовании цифровых
деятельности, которые охватывают 50перспективных профессий.
информационно-коммуникационных
Рефлексивная беседа, в ходе которой педагог просит школьников завершить
технологий. Появление новыхпрофессий некоторые из предложений, например: «Самое большое открытие, которое я
связано с цифровизацией экономики,
сделал на этом занятии – это …»; «Все говорят, что без цифры сегодняшняя
движением
к
жизнь просто невозможна, я с этимутверждением …»; «Если у меня спросят,
технологическому суверенитету.
готов ли я учится всю свою
жизнь, то я отвечу …»

О взаимоотношенияхв
семье
(День матери)

Мама – важный человек в жизни каждого. Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый
Материнская любовь – простая и
школьник продолжает предложение «Первое, что приходит вголову, когда я
безоговорочная.
слышу слово «мама» …»
Легко ли быть мамой?
Участие в групповом обсуждении случаев недопонимания мам и детей.
Поиск причин этого в процессе групповой работы.
Участие в беседе о том, что делает наших мам счастливыми

123

Темы
Что такое Родина?
(региональный и
местный компонент)

Основное содержание
Что для каждого человека означает слово
«Родина»? Этородители, семья, дом,
друзья, роднойгород, регион, вся наша
страна и народ. Чувство любви к своей
Родинечеловек несет в себе всю жизнь,
это его опора и поддержка. Родина – это
не просто территория, это, прежде
всего то, что мы любим и готовы
защищать.

Деятельность школьников
Участие в беседе о том, когда каждый из нас чувствовал гордость при виде
государственных символов нашей страны. Какова региональная символика?
Что означают элементы герба, флага?
Знакомство с традициями народов, живущих на территории России.
Участие в дискуссии о том, что объединяет людей разных национальностей
в одной стране, что им в этом помогает?

Мы вместе

История создания Красного Креста.
Знакомство школьников с информацией о создании в Международного
Особенности волонтерской деятельности. Комитета Красного Креста.
Волонтёрство в России
Участие в обсуждении вопроса: действительно ли создание именно этой
организации можно считать началом волонтерского движения?
Работа в группах по составлению списка особенностей волонтерской
деятельности.
Обмен историями из жизни о волонтёрской деятельности

Главный законстраны

Значение Конституции дляграждан
страны. Знание прав и выполнение
обязанностей.
Ответственность – это осознанное
поведение

Участие во вступительной беседе о значении слова «конституция»и о жизни
без конституции.
Участие в обсуждении ситуаций, в которых было нарушение правили
невыполнение обязанностей.
Участие в игре «Незаконченное предложение», во время которой каждый
школьник продолжает предложение «Нужно знать Конституцию, потому
что…»
Участие в дискуссии об осознанном поведении и личной ответственности

124

Темы
Герои нашеговремени

Основное содержание
Россия – страна с героическимпрошлым.
Современные герои – ктоони? Россия
начинается с меня?

Деятельность школьников
Участие во вступительной беседе о непростой судьбе нашей страны, о
войнах, которые выпали на долю народа и о героизме тех, кто вставал на ее
защиту.
Участие в дискуссии о том, есть ли место героизму сегодня?
Обсуждение мнений школьников.
Участие в игре «Качества современного героя»

Новогодние семейные
традиции разных
народов России

Новый год – праздник всей семьи.
Новогодние семейныетрадиции.
Новогодние приметы.
Различные традиции встречи Нового года
у разных народовРоссии.

Игра «Вопрос из шляпы» (Все ли вы знаете о Новом годе?)
Участие в дискуссии «Поделись новогодней традицией, которая объединяет
народы нашей страны».
Участие в беседе о том, что чаще всего мы мечтаем о материальных
подарках, но есть ли что-то, что мы хотели бы изменить в себе в Новом
году?
Участие в разговоре о новогодних приметах, подарках.

От А до Я.
450 лет "Азбуке"Ивана
Фёдорова

Способы передачи информации до
появления письменности. Разница между
азбукой и букварем. «Азбука»,
напечатанная Иваном Федоровым:
«Ради скорого младенческого научения».

Беседа о разных способах передачи информации.Блиц-опрос «Интересные
факты об Азбуке».
Эвристическая
беседа «Первая печатная «Азбука»: в чем
особенности».
Интерактивные задания, связанные с содержанием «Азбуки».

Налоговая грамотность Современный человек должен обладать Беседа о том, что такое налоговая система.
функциональной Блиц-опрос «Для чего государству необходим бюджет?».Беседа «Права и
грамотностью, в том численалоговой. Для обязанности налогоплательщика».
чего собираютналоги? Что они
Интерактивное задание «Создай и распредели бюджет».
обеспечивают дляграждан? Выплата
налогов –
обязанность каждого гражданина
Российской Федерации.

125

Темы
Непокоренные.
80 лет со дня полного
освобождения
Ленинграда от
фашистской блокады

Основное содержание
Голод, морозы, бомбардировки – тяготы
блокадного Ленинграда. Блокадный
паек.
Способы
выживания ленинградцев.
О провале планов немецких войск.О
героизме советских воинов,
освободивших город на Неве.

Деятельность школьников
Участие в блиц-опросе «Что вы знаете о блокаде Ленинграда; каким образом
город попал в кольцо; зачем Гитлер хотел захватить город; почему
Ладожское озеро называют дорогой жизни; чем стало полное освобождение
Ленинграда от фашистской блокады для всей страны, для хода Великой
Отечественной войны?»
Беседа о том, что помогало людям выстоять в осажденном городе.
Работа в парах с дальнейшим обобщением: почему планам Гитлера не суждено
было сбыться?

Союзники России

Кто такой союзник? Какие обязанности он Беседа о государствах-союзниках Российской Федерации.
на себя принимает,какими обладает
Блиц-опрос:
«Какие
традиционные
ценности
разделяют
правами? Что дает заключение союзного союзники?».
договора длягосударств? Союзники
Дискуссия: права и обязанности союзных государств.
России –государства, которые разделяют В чем заключается союзническая поддержка? Что Россия делаетдля
и поддерживают наши общие
союзников?
традиционные ценности, уважают
культуру, стремятся к укреплению
союзных государств и поддерживают
их.

190 лет со днярождения
Д. Менделеева. День
российскойнауки

Цивилизация
без
научных
достижений. Научные и технические
достижения в нашей стране. Вклад
российских ученых в мировую науку.
Д.И. Менделеев и роль его достижений
для науки.
Достижения науки в повседневнойжизни.
Плюсы и минусы научно- технического
прогресса

Участие во вступительной беседе о том, какой была бы жизньчеловека
без научных достижений.
Участие
в беседе об основных научных и технических
достижениях в нашей стране.
Участие в интерактивном задании «Д.И. Менделеев: не толькохимия».
Участие в блиц – опросе «Примеры использования достиженийнауки в
повседневной жизни».
Работа в группах с дальнейшим обобщением: «Плюсы и минусынаучнотехнического прогресса»

126

Темы
Основное содержание
Деятельность школьников
День первооткрывателя Россия является не только самой большой Мотивационная беседа о первооткрывателях, открытиях и удивительных
страной в мире, которую за ее
местах России. Мозговой штурм, в ходе которого школьники за 1 минуту
продолжительную историю шаг зашагом должны назвать 15 российских городов; за вторую минуту - 15 российских
исследовали, изучали,открывали русские рек; за третью – 15 названий деревьев,кустарников и цветов, которые растут
землепроходцы. Удивительные уголки
в их регионе.
нашей страны сегодня может открыть для Просмотр и обсуждение видеоролика Русского географического общества о
себя любой школьник.
русских землепроходцах.
Игра «Своя игра», в которой разыгрываются вопросы об уникальных местах
России и их первооткрывателях.
Рефлексивная беседа со школьниками, в процессе которой они продолжают
предложения, начало которых произносит педагог: «Я никогда не знал, что
…»; «Если бы я делал пост в социальных сетях по итогам нашего
сегодняшнего разговора, то я назвал бы его …»;
«Каждый может стать первооткрывателем, потому что …».
День защитника
Отечества.
280 лет со днярождения
Федора Ушакова

День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня.
Смекалка в военном деле. 280- летие со
дня рождения великого русского
флотоводца, командующего
Черноморским флотом (1790—1798);
командующего русско-турецкойэскадрой
в Средиземном море(1798—1800),
адмирала (1799) Ф.Ф.
Ушакова.

Участие в интеллектуальной разминке «Что вы знаете о Днезащитника
Отечества».
Участие в дискуссии о причинах выбора профессии военного.
Участие в работе в парах: знакомство с примерами военныхдействий, в
которых выручала смекалка.
История и современность: уроки адмирала Ушакова.
Участие в беседе о том, как жители России выражают своюблагодарность
защитникам Отечества

127

Темы
Как найти свое местов
обществе

Основное содержание
Деятельность школьников
Что нужно для того, чтобы найти друзей и Проблематизирующая беседа о трех слагаемых успешной самореализации
самому быть хорошим другом? Примеры человека в обществе: дружбе, семье и профессии.
настоящей дружбы. Что нужно для того, Выступление федерального спикера (о примерах и способах
чтобы создать хорошую семью и самому самореализации человека в различных сферах общественной жизни).
быть хорошим семьянином.Поддержка
Рефлексивная беседа «Мое будущее», в ходе которой школьники
семьи в России. Что нужно, чтобы найти обсуждают вопросы о том, как найти хороших друзей, как найти
свое призвание истать настоящим
спутника/спутницу
жизни, чем руководствоваться
в выборе
профессионалом.Поддержка
профессии.
профессионального Групповая работа «Что я возьму с собой во взрослую жизнь?», в ходе
самоопределения школьников в России. которой школьники в каждой группе из набора карточек выбирают 5 и
аргументируют всему классу свой выбор. В набор могут входить, например,
карточки «умение готовить», «умение дружить»,
«умение учиться», «знать языки», «умение шутить» и т.д.

Всемирныйфестиваль
молодежи

Всемирный фестиваль молодежи –2024.
Сириус – федеральная площадка
фестиваля. Исторические факты
появления всемирного фестиваля
молодежи и студентов.
Фестивали, которые проходили в нашей
стране.

Групповая работа по созданию кластера «Всемирный фестиваль
молодежи».
Историческая справка об истории возникновения Всемирногофестиваля
молодежи.
Беседа «Эмблемы и символы фестивалей».
Дискуссия
«Всемирный
фестиваль
молодежи
– 2024 в
подробностях».

128

Темы
«Первым делом
самолеты».
О гражданскойавиации

Основное содержание
Деятельность школьников
Легендарная история развитияроссийской Проблематизирующая беседа «Почему человек всегда хотелподняться в
гражданской авиации. Героизм
небо?», в ходе которой обсуждаются события, связанныес первыми
конструкторов, инженеров илетчиковпопытками человека «обрести крылья».
испытателей
первых Видеоролик об истории российской авиации, от первого полета в 1913 году
российских самолетов. Мировые рекорды на первом в мире четырехмоторном самолете «Русский витязь» до
российских летчиков.
современных авиалайнеров "Суперджет", МС-21, Ил-114-300, Ту-214, ИлСовременное
авиастроение. 96, "Байкал".
Профессии, связанные с авиацией.
Интерактивная игра «33 ступеньки в небо», в ходе которой школьники
знакомятся с легендарными российскими пилотами, испытателями,
конструкторами.
Мастер-класс «Тренажер летчика», в ходе которого школьники выполняют
некоторые упражнения и задания (например, «Компас»,
«Часы» и др.) которые предлагают современным пилотам при профотборе.
Рефлексивная беседа «Я могу стать кем захочу, или уже нет?», в ходе
которой подростки рассуждают об ограничениях, которые накладывает
профессия пилота, о том, как может реализоваться мечта
о небе, даже если нельзя стать летчиком.

Крым. Путь домой

Красивейший полуостров сбогатой
историей. История Крымского
полуострова. ЗначениеКрыма.
ДостопримечательностиКрыма

Россия - здороваядержава Здоровый образ жизни – приоритетное
направление в большинстве государств
мира. Основные составляющие здоровья.
Современные проекты, связанные со
здоровьем.

Участие в беседе о географическом положении Крыма с использованием
карты.
Самостоятельная работа по изучению информации по историиКрыма.
Работа в группах с обобщением: что с древних времен привлекало разные
народы в Крымском полуострове?
Обмен мнениями: что бы вы рекомендовали посетить в Крыму
Дискуссия «Основные правила здорового образа жизни».Групповая работа:
составление памятки о ЗОЖ.
Дискуссия «Следуешь моде
– вредишь здоровью» (о тату,
пирсинге, энергетиках и т.д.).

129

Темы
Цирк! Цирк! Цирк! (К
Международномудню
цирка)

Основное содержание
Деятельность школьников
Цирк как фантазийное и сказочное
Просмотр видеоролика об истории цирка в России, начиная спервого
искусство. Цирк в России, История цирка, стационарного цирка, построенного в Петербурге в 1877году.
цирковые династии России. Знаменитые Беседа о современном цирке, причинах его популярности у детей и
на весь мир российские силачи,
взрослых, о видах циркового искусства (клоунаде, акробатике,
дрессировщики, акробаты,клоуны,
эквилибристике, гимнастике, жонглировании, эксцентрике, иллюзионизме,
фокусники. Цирковые профессии.
пантомиме, дрессировке животных).
Мастер-класс «Фокус здесь и сейчас», в ходе которого школьники
разучивают несколько простых фокусов.
Видео-викторина «Клоун», в ходе которой школьники знакомятсявеликими
российскими клоунами (Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачев,
Вячеслав Полунин).
Рефлексивная беседа о том, как важно уметь поддерживать оптимизм в себе
и в окружающих.

«Я вижу Землю! Это так Главные события в истории покорения
красиво».
космоса. Отечественные космонавтырекордсмены.
Подготовка к полёту – многолетний
процесс.
Художественный фильм «Вызов»
- героизм персонажей и реальных людей.

Участие во вступительной беседе об основных исторических событиях в
космонавтике. Самостоятельная работа в группах: найти в интернете
информацию о космонавте и сделать сообщение дляодноклассников
(Герман Титов, Валентина Терешкова, Алексей Леонов, Светлана Савицкая,
Валерий Поляков, Елена Кондакова,Сергей Крикалев, Геннадий Падалка,
Анатолий Соловьев).
Участие в беседе о трудном процессе подготовки к полёту. Обсуждение
фильма «Вызов» - в чем заключался героизм главных
действующих лиц и актрисы и режиссера фильма.

130

Темы
215-летие со дня
рождения Н. В. Гоголя

Основное содержание
Николай Гоголь – признанныйклассик
русской литературы, автор знаменитых
«Мертвых душ»,
«Ревизора», «Вечеров на хуторе близ
Диканьки». Сюжеты, герои, ситуациииз
произведений Николая Гоголя актуальны
по сей день.

Деятельность школьников
Проблематизирующая беседа «Классик есть классик», в ходе которой
школьники обсуждают, какие сюжеты, герои, ситуации из произведений
Гоголя можно было назвать современными.
Игра «Закончи фразу, ставшую крылатой», в ходе которой школьники
продолжают знаменитые фразы из произведений Н. Гоголя.
Интерактивная игра, в ходе которой школьники по отрывкам из
телеспектаклей, кинофильмов, иллюстраций, созданных по произведениям
Николая Гоголя, называют произведение и его главных героев.
Дискуссия, в ходе которой школьники обсуждают фразу И.А.Гончарова
«Он, смеша и смеясь, невидимо плакал…».

Экологичноепотребление Экологичное потребление – способ
позаботиться о сохранностипланеты.
Экологические проблемы как следствия
безответственногоповедения человека.
Соблюдать эко-правила – не так сложно

Участие во вступительной беседе об экологическом потреблении.
Обсуждение экологических проблем, существующих в России, и роли людей в
их появлении, поиски решений.
Работа в группах по составлению общего списка эко-правил, которые легко
может соблюдать каждый

Труд крут!

История Праздника труда.
Труд – это право или обязанность
человека?
Работа мечты. Жизненно важныенавыки

Вступительная беседа об истории Праздника труда.
Участие в дискуссии: «Труд – это право или обязанностьчеловека?»
Мозговой штурм – обсуждение критериев работы мечты.
Блиц-опрос
«Владеете
ли вы элементарными
трудовыми
навыками?»

Урок памяти

История появления праздника День
Победы. Поисковое движениеРоссии.
Могила НеизвестногоСолдата. Семейные
традиции празднования Дня Победы.
Бессмертный полк

Участие во вступительной беседе об истории появления праздникаДень
Победы. Участие в беседе о том, что заставляет тысячи человекзаниматься
поиском и захоронением останков погибших защитниковОтечества?
Обмен мнениями: есть ли в вашей семье традиция отмечать День Победы?
Участвует ли семья в шествиях Бессмертного полка?

131

Темы
Будь готов!
Ко дню детских
общественных
организаций

Основное содержание
Деятельность школьников
19 мая 1922 года – день рождения
Участие во вступительной беседе о пионерской организации.
пионерской организации. Цель еёсоздания Участие
в дискуссии о том, какое должно быть детское
и деятельность. Распад пионерской
общественное объединение, чтобы вам захотелось в него вступить.
организации. Причины,по которым дети Участие в мозговом штурме по выдвижению причин, по которымдети
объединяются
объединяются.
Участие в беседе о том, какие бывают детские общественныеобъединения

Русский язык.
Великий и могучий.225
со дня рожденияА. С.
Пушкина

Неизвестный Пушкин.
Творчество Пушкина объединяет
поколения. Вклад А. С. Пушкина в
формирование
современного
литературного русского языка.

Брейн- ринг «Узнай произведение по иллюстрации».
Историческая справка «Малоизвестные факты из жизни А. С.Пушкина».
Эвристическая беседа «Мы говорим на языке Пушкина».Интерактивные
задания на знание русского языка.

132

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного
флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской
Федерации. Затем участники расходятся по своим классам, где проходит тематическая часть занятия.
Сценарий внеурочного занятия рассчитан на 30 минут общения учителяс обучающимися. К каждому
занятию разработаны методические материалы для учителя.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и понять логику
содержания занятия. Сценарий состоит из трехструктурных частей: 1 часть – мотивационная, 2 часть
– основная, 3 часть
– заключительная. На каждую часть дано рекомендуемое время проведения. Цель мотивационной
части занятия (3-5 минут) – предъявление обучающимся темы занятия, выдвижение мотива его
проведения. Эта часть обычно начинается с рассматривания видеоматериала, обсуждение которого
является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть (до 20 минут) строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение
видеоролика, создание описаний, рассуждений), практической (решение конкретных практических
задач), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественная деятельность).
В заключительной части подводятся итоги занятия и рассматривается творческое задание.
Учитель должен ознакомиться с методическими рекомендациями,которые даются в каждом сценарии,
что поможет ему осознанно принять цельзанятия, его содержание и структуру.
Цифровые и электронные ресурсы
https://razgovor.edsoo.ru/

133


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».