Приложение 2.2.19. РП Теория и практика написания сочинений 11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.2.19
к основной образовательной программе среднего общего образования
Рабочая программа учебного курса
Теория и практика написания сочинения 11 класс

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

Факультативный курс «Теория и практика написания сочинения» предназначен для учащихся
11 классов. Рабочая программа факультативного курса по русскому языку составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Место факультативного курса в учебном плане.
Согласно учебному плану МАОУ СОШ № 33 пос. Кытлым на 2023-2024 учебный год на
изучение курса «Теория и практика написания сочинения» в 11 классе отводится 34 часа (из
расчета 1 час в неделю, 34 недели).
Планируемые результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему
здоровью, к познанию себя:
•
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
•
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
•
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению
к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
•
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
•
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
•
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
•
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
•
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к
государственным символам (герб, флаг, гимн);
•
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской
Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
•
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
•
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон
и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
•
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат
каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав
и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
•
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
•
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к

договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
•
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
•
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам,
религиозным убеждениям;
•
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими
людьми:
•
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог
с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
•
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
•
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том
числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
•
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе
усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
•
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру,
живой природе, художественной культуре:
•
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости
науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в
научных знаниях об устройстве мира и общества;
•
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
•
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам
России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
•
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству
собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том
числе подготовка к семейной жизни:
•
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
•
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере
социально-экономических отношений:
•
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

•
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
•
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
•
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
•
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в
жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
•
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
•
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
•
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной цели;
•
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
•
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
•
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
•
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
•
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
•
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
3. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: искать и
находить обобщенные способы решения задач, в том числе осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
•
у обучающихся должны сформироваться навыки творческого письма;
•
навыки конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так
и по заданной теме;
•
- развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и
типа речи;
•
знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения,
уметь применять такие коммуникативные умения: интерпретировать содержание исходного текста
или формулировку темы;
•
уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
•
выражать свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых
норм;
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению;
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их;
•
владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции, необходимой
для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения;
•
у обучающихся будут сформированы навыки творческого письма, навыки
конструирования текста типа рассуждения как на основе исходного текста, так и по заданной теме
ученик научится понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать свое
высказывание, высказывание в соответствии с темой, уметь отслеживать основную мысль,
формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и
типа речи.
•
будет знать теоретические сведения о структуре и компонентах сочинениярассуждения, уметь применять следующие коммуникативные умения: интерпретировать содержание
исходного текста или формулировку темы
•
будет уметь последовательно, логично выражать мысли в письменной и устной форме
•
будет свои мысли грамотно, последовательно, связно, с соблюдением языковых норм
•
уметь создавать свой текст определенной модели, соответствующий требованиям к
сочинению-рассуждению
•
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их
•
научится владеть коммуникативной компетенцией, предполагающей овладение всеми
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, компетенции,
необходимой для использовании языка в жизненно важных сферах, жанрах и ситуациях общения.
Воспитательный потенциал факультативного курса «Теория и практика написания
сочинения»:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
•
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
•
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Содержание курса.
Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе. Понятия
"направление" и "тема сочинения". Многообразие форм сочинений. Подходы к трактовке
художественного текста. Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Алгоритм написания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы. Выбор
темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы. Знание и понимание привлекаемого
литературного материала. Обобщение опыта работы над сочинениями разных жанров. Проблемный
вопрос в темах различной формулировки. Преобразование темы-понятия в вопрос. Работа с
формулировкой темы. Проблемный вопрос в темах различной формулировки, преобразование темыпонятия в вопрос. Ключевые слова темы.
Работа с темой-цитатой, темой-афоризмом. Средства художественной выразительности в
теме-цитате. Анализ проблематики тем-афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Сужение и расширение темы. Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами,
определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание ассоциативных цепочек из
ключевых слов и вопросов к теме.
Синквейн, диамант и штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках
темы.
Лекция с элементами беседы. Структура сочинения-рассуждения. Типы речи: рассуждение,
повествование, описание. Их основные признаки и различия. Структура рассуждения: тезис доказательство - вывод. Вступление - главная часть - заключение. Композиция сочинения.
Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров используемых для аргументации
произведений. Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения.
Примеры сочинений с разной композицией. Написание вступления к сочинению-рассуждению.
Анализ вступлений к школьным сочинениям. Виды вступлений. От вопроса темы к вступлению.
Анализ образцовых вступлений. Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный
конспект к написанию вступления. Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным
сочинениям. Виды заключений. От главного
вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа. Главная
часть сочинения: аргументация. Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и
структура аргументов в сочинении-рассуждении. Способы цитирования
и привлечение
литературного материала. Фактические ошибки. Анализ аргументации в школьном сочинении.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.
Анализ работ. Работа над ошибками. Структура экзамена. Требования к сочинениюрассуждению в формате ЕГЭ. Соразмерность частей сочинения. Работа над композицией
сочинения рассуждения. Соответствие сочинения критериям оценки. Работа над абзацным
членением текста. Формулирование проблемы исходного текста. Комментарий к сформулированной
проблеме. Способы комментирования. Различные виды комментариев. Формулирование позиции
автора исходного текста. Способы выражения позиции автора. Выражение собственного мнения.
Способы выражения. Включение иллюстративного материала из произведений русской и мировой
литературы (плюсы и минусы),
Лекция с элементами беседы. Основы грамотного письма. Виды
грамматических ошибок.
Грамматические ошибки и их виды. Грамматическая норма. Типичные
грамматические ошибки в школьных сочинениях. Орфографические и пунктуационные

ошибки. Редакторская работа с текстом.
Речевые ошибки в сочинении.
Речевые ошибки и их виды. Типичные речевые ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Этические и фактические ошибки.
Определение этической и фактической ошибки. Их виды и способы предупреждения.
Редакторская работа с текстом.
Логические ошибки в сочинении.
Логические ошибки и их виды. Типичные логические ошибки в школьных сочинениях.
Редакторская работа с текстом.
Занятие 23. Лекция с элементами беседы. Изобразительно-выразительные средства языка и
речи. Тропы и синтаксические фигуры.
Определение различных изобразительно-выразительных средств языка и речи.
Функции тропов и синтаксических фигур в речи, их основные признаки. Творческая
работа.
Изобразительные возможности лексики. Основные термины лексикологии. Практическая
работа с антонимами,
синонимами, омонимами, фразеологизмами.
Выбор стиля. Оригинальность.
Редакторская правка текста. Анализ стилистических недостатков. Творческая работа по
выработке индивидуального стиля.
Что же значит «раскрыть тему» и как ее «закрыть»? . Что значит «соответствие теме»?
Советы пишущему сочинение.
Разработка подробного алгоритма написания сочинения. Привлечение опыта учащихся и
аналитического материала по курсу.

Тематическое планирование
№

Тема

1
2
3
4
5

Введение в элективный курс. Требования к итоговому сочинению по литературе
Понятия "направление" и "тема сочинения".
Подходы к трактовке художественного текста.
Требования к написанию сочинения. Критерии оценивания сочинения.
Логический анализ и осмысление формулировки темы. Анализ формулировки темы.
Выбор темы и логический анализ ее формулировки. Понимание темы.
Знание и понимание привлекаемого литературного материала. Обобщение опыта
работы над сочинениями разных жанров
Проблемный вопрос в темах различной формулировки.
Преобразование темы- понятия в вопрос.
Тема-афоризм, тема-цитата (урок-практикум). Работа с темой-цитатой, темойафоризмом.

6
7
8
9

10
11
12
13

14
15

16
17

18
19
20
21
22
23
24
25
26

27

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Средства художественной выразительности в теме- цитате. Анализ проблематики
тем- афоризмов. Толкование темы-афоризма.
Урок-практикум.
Широкое и узкое понимание темы. Работа с текстами, определение темы текста.
Ассоциативные цепочки и ключевые слова к теме. Выстраивание
ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме. Синквейн, диамант и
штрих к ключевым словам темы. Тонкие и толстые вопросы в рамках темы.
Выстраивание ассоциативных цепочек из ключевых слов и вопросов к теме.
Структура сочинения- рассуждения. Структура рассуждения: тезис - доказательство
– вывод.

1

Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Их основные признаки и
различия.
Композиция сочинения. Композиция сочинения с учетом различия родов и жанров
используемых для аргументации произведений. Композиция образов в произведении.
Композиция отдельных частей произведения.
Композиция образов в произведении. Композиция отдельных частей произведения.
Примеры сочинений с разной композицией.
Вступление к сочинению. Написание вступления к сочинению-рассуждению. Анализ
вступлений к школьным сочинениям.
Виды вступления к сочинению. От вопроса темы к вступлению. Анализ образцовых
вступлений.
Творческая работа. Синквейн, диамант и штрихи как опорный конспект к написанию
вступления.
Главные части сочинения: тема и аргументация.
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура
аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.
Работа с вопросами темы. Формулировка аргументов. Виды и структура
аргументов в сочинении-рассуждении. Анализ аргументации в школьном сочинении.
Способы цитирования и привлечение литературного материала. Фактические
ошибки.
Заключения к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного вопроса темы к заключению. Анализ образцовых
заключений
Заключение к сочинению. Анализ заключений к школьным сочинениям. Виды
заключений. От главного

1

1
1
1

1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1

2829
30
31
32
33
34

вопроса темы к заключению. Анализ образцовых заключений. Творческая работа
Промежуточная аттестация. Сочинение.
Пробное сочинение в формате допуска к ЕГЭ по темам этого учебного года.

1

Анализ работ. Работа над ошибками.
Анализ направлений , предложенных для подготовки к сочинениям в учебном году.
Критерии оценивания сочинения.
Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».
Урок-практикум «Оцени сочинение по критериям».
Общее количество часов

1
1
1
1
1
34

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным
предметам и для разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по
русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет
«ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».