приложение 2.2.18. РП_Глобальная география 10 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.2.18
к основной образовательной программе среднего общего образования
Рабочая программа учебного курса
«Глобальная география»
10 класс

Кытлым
2023-2024

Пояснительная записка
Предлагаемый курс направлен на изучение проблем человечества, которые носят глобальный
характер. Географический подход позволяет увидеть взаимосвязь и взаимозависимость тенденций
развития регионов мира и отдельных стран.
Курс актуален в наше время, т.к. истекший и наступивший 1 века называют справедливо
«веками антропогенного переворота» в жизни человечества. За это время население Земли выросло
втрое, а объем хозяйственной деятельности почти в 20 раз. « Нагрузка» на природу возросла, что
привело к опаснейшему нарушению естественного круговорота веществ и энергетических потоков в
биосфере, повредив ее регенерационные ( самовосстанавливающие) механизмы Человечество
фактически поставлено на грань выживания.
Цель курса
Овладеть системой знаний о глобальных проблемах современности для целостного
осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.
Воспитательный потенциал внеурочной деятельности «Глобальная география» реализуется
через:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
Планируемые результаты освоения курса
1.Сфрмировать глобальное мышление
2. Понять, что представляет собой географический взгляд на глобальные проблемы
современности.
3. Самостоятельно находить информацию географического характера.
4. Понять роль и место России в мире, специфику проявления глобальных проблем как в
нашей стране, так и в других регионах и странах.
5. Находить и предлагать во время учебного процесса меры для снижения « нагрузки» на
природу.
Воспитательный потенциал учебного курса «Глобальная география» реализуется через:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
•
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;

•
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Содержание курса
Введение. Что изучает глобальная география (1час).
Современный лик Земли. Почему меняется наша планета. География человечества.
Политическая анатомия мира. Экономическая дифференциация мира ( 4 часа).
Глобальные проблемы человечества. Понятие и классификация. Демографическая проблема.
Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Энергетическая и сырьевая проблемы. Решение
энергетической и сырьевой проблем. Проблема Мирового океана. Глобальный этнический кризис.
Региональные конфликты. Проблема прес- тупности. Проблема урбанизации. Проблема стихийных
бедствий. Антропогенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Кризис духовных ценностей.
Проблема исследования Космоса ( 19 часов).
Геоэкология-фокус глобальных проблем. Биосфера - как планетарная организация жизни.
Техногенез - понятие и проявление. Геоэкология атмосферы, гидросферы, почв. Глобальный климат
и Киотское соглашение. Социальная экология ( 8 часов).
Обобщение ( 2 часа).
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Раздел
курса/ Тема урока
Форма
урока. Формы контроля
количество
Педагогические
часов
технологии
1
Введение
1.Что
изучает Изучение
нового Беседа по вопросам
(1час).
глобальная география
материала. Лекция.
Плана.
2
Современный
2. Почему меняется Комбинированный
Дискуссия
по
лик
Земли наша планета
урок
вопросам
(4часа).
К теме.
3
3.
География Групповая работа.
Устный
опрос:
человечества
вопросответ.
4
4.Политическая
Урок - соревнование
Фронтальный.
анатомия мира
5
5.
Экономическая Урок - семинар
Индивидуальный.
дифференциация мира
6
Глобальные
6.
Понятие
и Изучение
нового Индивидуальный тест.
проблемы
классификация
материала
человечества
7
7.
Демографическая Практикум №1.
Индивидуальный.
(19 часов).
проблема.
Выделение проблем в
населении мира.
Предложения для их
решения.
8
8.
Проблема Комбинированный.
Отчет по к.к.
отсталости.
9
9. Продовольственная Изучение
нового Фронтальный
проблема.
материала.
10
10.
Энергетическая Дискуссия.
Индивидуальный.
проблема.
11
11. Сырьевая проблема. Комбинированный.
Фронтальный.
12
12.
Дискуссия
на Обобщающий.
Индивидуальный.
тему:<<
Решение
энергетической
и
сырьевой проблем в 21
веке>>
13
13. Проблема Мирового Изучение
нового Презентации.

океана.
материала.
14.
Глобальный Комбинированный.
этнический кризис.
15.
Региональные Комбинированный.
конфликты.

14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24

25

26
27
28
29
30

Геоэкология
фокус
глобальных
проблем
( 8 часов).

31
32
33

34

Обобщение
(2часа).

16.
Проблема
преступности.
17.
Проблема
урбанизации.
18.
Проблема
стихийных бедствий.
19. Антропогенные
катастрофы.
20. Проблема здоровья
человека.
21. Проблема здоровья
человека.
22. Кризис духовных
ценностей.
23.Проблема
исследования Космоса.
24. Итоговый урок по
теме
<<Глобальные
проблемы
человечества>>.
25. Биосфера – как
планетарная
организация жизни.
26.
Техногенез
–
понятие и проявление.
27.
Глобальная
экология.
– 28.
Геоэкология
атмосферы.
29. Глобальный климат
и Киотское соглашение.
30.
Геоэкология
гидросферы.
31. Геоэкология почв.
32.
Социальная
экология.
33.
Итоговое
повторение за курс 10
класса.
34. Коррекция знаний
за курс 10 класса.

Индивидуальный.

Индивидуальный
отчет,
Используя карту.
нового Эвристическая беседа.

Изучение
материала.
Комбинированный.

Фронтальный.

Индивидуальный.
Семинар.
Изучение
нового Презентации.
материала.
Комбинированный.
Беседа.
Комбинированный.

Индивидуальный
отчет.
нового Эвристическая беседа.

Изучение
материала.
Комбинированный.

Индивидуальный.

Обобщающий.

Презентации.

Изучение
материала.

нового Фронтальный.

Комбинированный.

Ответы на вопросы.
Индивидуальный.
нового Индивидуальный.

Изучение
материала.
Комбинированный.

Фронтальный.

Комбинированный.

Индивидуальный.

Беседа.

Фронтальный.

Комбинированный.
Обобщающий.
Обобщение
систематизация
знаний.
Коррекция знаний.

Презентации.
Индивидуальный
отчет.
и Ответы на опорные
вопросы.
Тестирование.
Работа над вопросами.

Литература
•
•
•

Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Учебное пособие. Глобальная география. 10 - -11 классы.
Е.Н. Перцик. Среда человека: предвидимое будущее. – Москва. 2000 год.
К.М. Петров. Общая экология. – Санкт – Петербург. 2010 год.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
•
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
•
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
•
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го
по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная
школа»
•
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го
по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная
школа»
•
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по
разным предметам и для разных классов
•
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить
занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
•
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям
поможет «ЯКласс»
•
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».