Приложение 2.1.27 РП_Практическая география_8

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.1.27
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса
Практическая география
8 класс

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

Пояснительная записка
Курс «Практическая география» предназначен для учащихся 8 классов для углубленного изучения
практической части географии, который позволит школьникам получить дополнительную
подготовку к ОГЭ; расширяет и углубляет содержание базового курса географии. Содержание курса
предполагает использование активных форм обучения в ходе работы с картами атласа, планом
местности, анализом диаграмм, схем, картосхем и т.д. Содержание каждой темы данного курса
включает в себя самостоятельную работу учащихся, насыщенно задачами разных типов.
Цель курса: ориентировать учащихся 8 классов на перспективу успешной сдачи выпускных и
вступительных экзаменов по географии; формировать умение мыслить логически, делать
собственные выводы и прогнозы, развивать склонности к научному анализу и творческому
мышлению.
Задачи курса:
1. познакомить учащихся с решением разных типов задач по географии;
2. научить применять знания и навыки в практической деятельности;
3. использовать географическую информацию и давать творческий анализ;
4. развивать логическое мышление;
5. развивать коммуникативные навыки по умению работать в группе.
Воспитательный потенциал реализуется через:
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
• демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроках интерактивных
форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность
приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и
оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в
работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения
со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
• применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего
народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному
многообразие современного мира;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с
учетом познавательных интересов;

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков
самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и
техническими средствами информационных технологий;
• формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
• освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных
инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во
взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в
школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровья людей;
• формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и
России, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты:
• умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и
познавательных задач;
• умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение
осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
• умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно
пользоваться справочной литературой;
• умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения,
моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
• умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе
координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности,
слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать
конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
• формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
• формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
•

формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать
определение понятиям;
• формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение
самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
• формирование
умения
организовывать
свою
жизнь
в
соответствии
с
представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать/понимать:
• основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
• географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в
результате деятельности человека: природные и антропогенные причины возникновения
геоэкологических
проблем
на
локальном,
региональном
и
глобальном
уровнях;
• Решение практических задач в разных темах
Обучающиеся будут уметь:
• выявлять причинно-следственные связи;
• выделять и описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
• решать практические задачи разной степени сложности;
• сравнивать различные явления, территории и делать выводы;
• развивать картографическую грамотность школьников;
• работать с графиками и диаграммами;
• анализировать статистический материал и определять необходимые показатели;
• строить профиль рельефа местности;
• определять по описанию регион России или страну.
•

Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты освоения 1 года реализации программы: приобретение школьниками знаний
о предметах и явлениях разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой, о правилах
конструктивной групповой работы; об организации коллективной творческой деятельности,
формирование ценностных отношений школьника к своей Родине, к культуре, к труду, к знаниям, к
миру, к другим людям, к людям иной культурной принадлежности.
Формы организации текущей, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня усвоения материала,
прочности формируемых предметных знаний, умений, приобретения универсальных учебных
действий, а также носит мотивационный характер. Используется безотметочная система оценивания
курса.
Итоговая аттестация за весь курс обучения проводится в форме диагностики.
Достижения заносятся в электронное портфолио обучающихся.
Содержание курса.
Россия на карте мира
Географическое положение России.
Практическая работа № 1 Географическое положение России
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа № 2 Определение поясного времени по карте часовых поясов
Как формирова¬лась государст¬венная террито¬рия России
Географическое положение и административно-территориальное устройство России
Геологическая ис¬тория и геологи¬ческое строение территории России.
Практическая работа № 3 Определение и объяснение закономерностей размещения магматических и
осадочных полезных ископаемых по тектонической карте
Горы и равнины России
Как и почему из¬меняется рельеф России.

Практическая работа № 4 Сопоставление тектонической и физической карт и установление
зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение
выявленных закономерностей
Вулканизм и землетрясения
Обвалы, сели, оползни
Антропогенное влияние на литосферу
Рельеф Свердловской области
Факторы, опреде¬ляющие климат России.
Практическая работа № 5 Определение по картам закономерностей распределения суммарной и
поглощенной солнечной радиации и их объяснение
Факторы, опреде¬ляющие климат республики
Закономерности распределения тепла и влаги на территории Рос¬сии.
Практическая работа № 6 Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов
Типы климатов России
Комфортность (дискомфортность) климатических условий
Климат и климатические ресурсы
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Практическая работа № 7 Определение особенностей питания, режима, годового стока, уклона и
падения рек, возможностей их хозяйственного использования
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Много¬летняя мерзлота
Водные ресурсы и человек.
Практическая работа № 8 Обозначение на контурной карте морей и внутренних вод России
Образование почв и их разнообразие
Почвенные ресур¬сы России.
Практическая работа № 9 Определение по картам условий почвообразования для основных
зональных типов почв
Растительный и животный мир России
Разнообразие природных комп¬лексов.
Практическая работа № 10 Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной
из природных зон
Высотная поясность в горах Урала
Особо охраняе¬мые природные территории
Численность населения
Народы, языки и религии.
Практическая работа № 11 Определение по картам и статистическим материалам крупнейших
народов и особенностей их размещения
Городское и сель¬ское население.
Практическая работа №12 Определение учащимися по статистическим источникам плотности
населения и доли городского и сельского населения в своей местности. Сопоставление со средними
показателями по стране
Миграции населе¬ния в России.
Практическая работа №13 Обозначение на контурной карте основных миграционных потоков России
Что такое хозяй¬ство страны?
Природно-ресурс¬ный капитал России

Формы и методы организации деятельности.
Содержание курса по Формы
Виды деятельности
годам обучения
организации
Место России на карте Беседы,
Практическая работа, работа с топографической
мира
групповая
картой, построение графиков и диаграмм, работа с
работа, диспут, климатограммами, работа с синоптической картой,
дискуссия
решение задач по определению времени,
работа
с
тематическими
картами,
Физическая
география Групповая
статистическими
материалами,
России
работа, диспут
анализ графических изображений
Социальная
география Беседы,
России
групповая работа
Экономическая
география России

Беседы,
групповая
работа, диспут,
дискуссия,
индивидуальная
работа

1. Тематическое планирование по курсу обучения
№
п/п
1
2
3

4
5
6

7
8

9
10
11
12
13

14
15

Тема
Россия на карте мира
Географическое положение России.
Практическая работа № 1 Географическое положение России
Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа № 2 Определение поясного времени по карте часовых
поясов
Как формировалась государственная территория России
Географическое положение и административно-территориальное устройство
России
Геологическая история и геологическое строение территории России.
Практическая работа № 3 Определение и объяснение закономерностей
размещения магматических и осадочных полезных ископаемых по тектонической
карте
Горы и равнины России
Как и почему изменяется рельеф России.
Практическая работа № 4 Сопоставление тектонической и физической карт и
установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере
отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей
Вулканизм и землетрясения
Обвалы, сели, оползни
Антропогенное влияние на литосферу
Рельеф Свердловской области
Факторы, определяющие климат России.
Практическая работа № 5 Определение по картам закономерностей
распределения суммарной и поглощенной солнечной радиации и их объяснение
Факторы, определяющие климат республики
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Практическая работа № 6 Определение коэффициента увлажнения для
различных пунктов

Количество
часов
1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1

16
17
18
19

20
21

22
23

24
25

26
27
28
29

30

31

32
33
34

Типы климатов России
Комфортность (дискомфортность) климатических условий
Климат и климатические ресурсы
Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Практическая работа № 7 Определение особенностей питания, режима,
годового стока, уклона и падения рек, возможностей их хозяйственного
использования
Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
Водные ресурсы и человек.
Практическая работа № 8 Обозначение на контурной карте морей и внутренних
вод России
Образование почв и их разнообразие
Почвенные ресурсы России.
Практическая работа № 9 Определение по картам условий почвообразования
для основных зональных типов почв

1
1
1
1

Растительный и животный мир России

1

Разнообразие природных комплексов.
Практическая работа № 10 Выявление зависимости между компонентами
природы на примере одной из природных зон
Высотная поясность в горах Урала
Особо охраняемые природные территории
Численность населения
Народы, языки и религии.
Практическая работа № 11 Определение по картам и статистическим
материалам крупнейших народов и особенностей их размещения
Городское и сельское население.
Практическая работа №12 Определение учащимися по статистическим
источникам плотности населения и доли городского и сельского населения в
своей местности. Сопоставление со средними показателями по стране
Миграции населения в России.
Практическая работа №13 Обозначение на контурной карте основных
миграционных потоков России
Что такое хозяйство страны?
Природно-ресурсный капитал России
Диагностика

1

1
1

1
1

1
1
1
1

1

1

1
1
34

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным
предметам и для разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия
по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет
«ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».