Приложение 2.1.26 РП_Путешествие по материкам и океанам_7

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.1.26
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса
Путешествие по материкам и океанам
7 класс

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год
«Путешествие по материкам и океанам» для учащихся 7 класса
Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны,
народы и страны». В содержании курса более полно даются страноведческие знания, что усиливает
его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.

Основная цель курса - создать целостное представление о Земле, как планете людей, раскрыть
разнообразие природы и населения Земли, ознакомить их со странами и народами.
Задачи: создание условий учащимся для овладения ими умением работать с различными типами
географических карт. и другими источниками информации. А также уметь решать географические
задачи. Дать школьникам более полно представление об окружающем мире. Обеспечить
формирование географической культуры учащихся.
Воспитательный потенциал реализуется через:
• привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
• демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроках интерактивных
форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения
конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
• инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
• применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Основное содержание
Учимся понимать карту (7 ч).
Великие открытия (10ч).
«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Эпоха
Великих географических открытий. Открытие Нового Света Поиски пути из Европы в Индию. Поиски
северо-западного и северовосточного проходов и материка у Южного полюса.
Человек в пути (5 ч). Антарктика, её площадь, происхождение названия. Природа Антарктического
побережья. Сахара - величайшая пустыня мира. Животный и растительный мир джунглей.
Восхождение на вершину Гималаев.
Страны и народы (12 ч). Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? Коренное население
Австралии и Океании. Исландия: вулканизм и ледники. Легендарный народ-майя. Откуда появились
индейцы? Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов.
Японские острова: вулканизм, землетрясения, тайфуны. Рыболовство и судоходство. Парижский
бассейн, Средиземноморское побережье. Андорра, Монако. Ватикан. Лихтенштейн.
Требования к уровню подготовки.
I.Оценивать и прогнозировать:
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для
жизни и хозяйственной деятельности людей;
- основные особенности природы в её связи с населением и его
хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.
2. Объяснять
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов
континентов;
- особенности расового и этнического состава населения;

3. Описывать:
основные источники географической информации
объекты
и
территории
по
картам,
картинам
и
другим
источникам
географической информации, создавая их словесный или географический образ;
4. Определять:
- географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру
воздуха и т. д.)
-вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой
информации.
Используемая литература
1. Детская энциклопедия.
2. За страницами учебника географии.
3. Планета загадок. - Москва: Просвещение, 1999
4. Занимательная география - Й-Ола, 2001
5. Томилин люди открывали свою землю - Москва:
Просвещение 1998.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы,
населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к
историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.
Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства
ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и
реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах
межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к
разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,
готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).
Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы
поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.
Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре
своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам
Всемирного культурного наследия человечества.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как
средством познания мира для применения различных источников географической информации при
решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,

наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка
на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в
природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым
ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность
осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и
построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли
как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
•
Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и
явлений;
•
устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и
явлений, основания для их сравнения;
•
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с
учётом предложенной географической задачи;
•
выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
•
выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и
явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов,
процессов и явлений;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных
критериев).
Базовые исследовательские действия
•
Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
•
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

•
проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом
материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;
•
оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
•
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов
и форм представления;
•
находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в
различных источниках географической информации;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
•
оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
•
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
•
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам
различных вопросов в устных и письменных текстах;
•
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
•
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
•
публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Совместная деятельность (сотрудничество)
•
принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
•
планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических
проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать
качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
•
сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и
оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
•
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их
решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
•
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия)
•
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
•
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;

•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других
•
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
•
Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических
объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
•
называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической
оболочки;
•
распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой
отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность;
•
определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и
интерпретации информации об особенностях их природы;
•
различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке;
•
приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека;
•
описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и
органического мира;
•
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с
использованием различных источников географической информации;
•
называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом
характера взаимодействия и типа земной коры;
•
устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных
плит и размещением крупных форм рельефа;
•
классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям;
•
объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров;
•
применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры»,
«климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
•
описывать климат территории по климатограмме;
•
объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории;
•
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в
результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации;
•
различать океанические течения;
•
сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах
с использованием различных источников географической информации;
•
объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового
океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников
географической информации;
•
характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе
анализа различных источников географической информации для решения учебных и практикоориентированных задач;
•
различать и сравнивать численность населения крупных стран мира;
•
сравнивать плотность населения различных территорий;
•
применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
•
различать городские и сельские поселения;
•
приводить примеры крупнейших городов мира;
•
приводить примеры мировых и национальных религий;
•
проводить языковую классификацию народов;
•
различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях;
•
определять страны по их существенным признакам;

•
сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры,
особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран;
•
объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
•
использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и
практико-ориентированных задач;
•
выбирать источники географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения
особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
•
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания)
географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных
задач;
•
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его
хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких
источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
•
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
•
распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая,
энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном
уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению.

Тематическое планирование
Наименование
разделов
Учимся
карту

Общее кол-во часов

понимать 7

Теоретические
занятия

Практические занятия

3

4

Великие открытия

10

6

4

Человек в пути

5

1

4

Страны и народы

12

5

5

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
https://myschool.edu.ru/ - МояШкола
https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/
https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс
лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й
класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа»
http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным
предметам и для разных классов
https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по
русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник»
https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет
«ЯКласс»
«Учи.ру» https://uchi.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».