Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 2.1.26 к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа учебного курса Путешествие по материкам и океанам 7 класс п. Кытлым 2023 -2024 учебный год «Путешествие по материкам и океанам» для учащихся 7 класса Факультатив предназначен для более углубленного изучения курса географии «Материки, океаны, народы и страны». В содержании курса более полно даются страноведческие знания, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. Основная цель курса - создать целостное представление о Земле, как планете людей, раскрыть разнообразие природы и населения Земли, ознакомить их со странами и народами. Задачи: создание условий учащимся для овладения ими умением работать с различными типами географических карт. и другими источниками информации. А также уметь решать географические задачи. Дать школьникам более полно представление об окружающем мире. Обеспечить формирование географической культуры учащихся. Воспитательный потенциал реализуется через: • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Основное содержание Учимся понимать карту (7 ч). Великие открытия (10ч). «Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, её природе и населении. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового Света Поиски пути из Европы в Индию. Поиски северо-западного и северовосточного проходов и материка у Южного полюса. Человек в пути (5 ч). Антарктика, её площадь, происхождение названия. Природа Антарктического побережья. Сахара - величайшая пустыня мира. Животный и растительный мир джунглей. Восхождение на вершину Гималаев. Страны и народы (12 ч). Дикие племена на берегах Амазонки. Как их спасти? Коренное население Австралии и Океании. Исландия: вулканизм и ледники. Легендарный народ-майя. Откуда появились индейцы? Зависимость размещения населения Африки от исторических и природных факторов. Японские острова: вулканизм, землетрясения, тайфуны. Рыболовство и судоходство. Парижский бассейн, Средиземноморское побережье. Андорра, Монако. Ватикан. Лихтенштейн. Требования к уровню подготовки. I.Оценивать и прогнозировать: - оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей; - основные особенности природы в её связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран. 2. Объяснять - особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов; - особенности расового и этнического состава населения; 3. Описывать: основные источники географической информации объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или географический образ; 4. Определять: - географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха и т. д.) -вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации. Используемая литература 1. Детская энциклопедия. 2. За страницами учебника географии. 3. Планета загадок. - Москва: Просвещение, 1999 4. Занимательная география - Й-Ола, 2001 5. Томилин люди открывали свою землю - Москва: Просвещение 1998. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинноследственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; • оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; • систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) • владеть способами самоконтроля и рефлексии; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; • оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; • признавать своё право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ • Описывать по географическим картам и глобусу местоположение изученных географических объектов для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; • называть: строение и свойства (целостность, зональность, ритмичность) географической оболочки; • распознавать проявления изученных географических явлений, представляющие собой отражение таких свойств географической оболочки, как зональность, ритмичность и целостность; • определять природные зоны по их существенным признакам на основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы; • различать изученные процессы и явления, происходящие в географической оболочке; • приводить примеры изменений в геосферах в результате деятельности человека; • описывать закономерности изменения в пространстве рельефа, климата, внутренних вод и органического мира; • выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах отдельных территорий с использованием различных источников географической информации; • называть особенности географических процессов на границах литосферных плит с учётом характера взаимодействия и типа земной коры; • устанавливать (используя географические карты) взаимосвязи между движением литосферных плит и размещением крупных форм рельефа; • классифицировать воздушные массы Земли, типы климата по заданным показателям; • объяснять образование тропических муссонов, пассатов тропических широт, западных ветров; • применять понятия «воздушные массы», «муссоны», «пассаты», «западные ветры», «климатообразующий фактор» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; • описывать климат территории по климатограмме; • объяснять влияние климатообразующих факторов на климатические особенности территории; • формулировать оценочные суждения о последствиях изменений компонентов природы в результате деятельности человека с использованием разных источников географической информации; • различать океанические течения; • сравнивать температуру и солёность поверхностных вод Мирового океана на разных широтах с использованием различных источников географической информации; • объяснять закономерности изменения температуры, солёности и органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной на основе анализа различных источников географической информации; • характеризовать этапы освоения и заселения отдельных территорий Земли человеком на основе анализа различных источников географической информации для решения учебных и практикоориентированных задач; • различать и сравнивать численность населения крупных стран мира; • сравнивать плотность населения различных территорий; • применять понятие «плотность населения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; • различать городские и сельские поселения; • приводить примеры крупнейших городов мира; • приводить примеры мировых и национальных религий; • проводить языковую классификацию народов; • различать основные виды хозяйственной деятельности людей на различных территориях; • определять страны по их существенным признакам; • сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным условиям регионов и отдельных стран; • объяснять особенности природы, населения и хозяйства отдельных территорий; • использовать знания о населении материков и стран для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; • выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей природы, населения и хозяйства отдельных территорий; • представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач; • интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для решения различных учебных и практико-ориентированных задач; • приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий; • распознавать проявления глобальных проблем человечества (экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная) на локальном и региональном уровнях и приводить примеры международного сотрудничества по их преодолению. Тематическое планирование Наименование разделов Учимся карту Общее кол-во часов понимать 7 Теоретические занятия Практические занятия 3 4 Великие открытия 10 6 4 Человек в пути 5 1 4 Страны и народы 12 5 5 Цифровые и электронные образовательные ресурсы https://myschool.edu.ru/ - МояШкола https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/ https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» http://school-collection.edu.ru/ – это коллекция образовательных ресурсов по разным предметам и для разных классов https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник» https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет «ЯКласс» «Учи.ру» https://uchi.ru/