Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 3.3.9 к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение» 6 класс Кытлым 2023-2024 Пояснительная записка Курс "Географическое краеведение" в 6 классе направлен на изучение своего региона. Программа создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений на местных, хорошо знакомых примерах. В значительной степени реализует принцип наглядности в обучении географии, создает возможность строить преподавание географии- от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Курс рассчитан на 17 часов в первом полугодии, 1 час в неделю. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности «Географическое краеведение» реализуется через: • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; Тематическое планирование №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Раздел Введение Уральский меридиан Уральские кладовые Уральский вклад в Мировой влагооборот Уральская погода Уральские обитатели Урал – наш дом Краеведческие путешествия и туризм Количество часов 2 6 5 4 6 3 2 6 Содержание курса Введение • Краеведение – наука о природе и истории родной земли, ее населении, хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение краеведения для человека и общества; особенности курса. Современные краеведческие исследования: их цели, формы организации и методы. • Практическая работа №1. Организация и обучение методам и приемам учебной деятельности. Поиск и коллекционирование краеведческой информации. • Практическая работа №2. Освоение карты: упражнения вводные, пробные, тренировочные – нахождение своей местности на картах мира, России, Урала, Свердловской области, топографических, туристических картах и космических снимках Земли. Абрисы в быту. • Уральский меридиан. • Практическая работа №3. Освоение карты. Определение на плане местности направлений, расстояний, азимутов, абсолютной и относительной высот точек. Тренировочные упражнения: «Выше – ниже – ровно» по сравнению высот известных точек местности при чтении различных карт. Чтение рельефа с использованием горизонталей. • Практическая работа №4. Освоение карты. Упражнения пробные, тренировочные, контрольные – выбор масштаба для составления плана класса. Выбор условных знаков. • Практическая работа №5. Освоение карты. Упражнения тренировочные – рассматривание глобуса и поиск на нем своей местности по географическим координатам. • Практическая работа №6. Определение по географическим координатам точек и обозначение их на контурной карте Свердловской области. Тренировочное упражнение. Роль цвета на картах и глобусах при изображении неровностей земной поверхности. • Практическая работа №7. Упражнения на местности вводные, пробные: ориентирование на местности, определение направлений, расстояний, азимутов. • Практическая работа №8. Упражнения на местности пробные – освоение глазомерной и других съемок участка местности. • Уральские кладовые. • Условия и краткая история возникновения участка литосферы своей местности. Упражнения вводные, пробные, тренировочные: чтение геологических и тектонических карт своей местности. Практическая работа №9 с коллекцией горных пород и минералов магматического происхождения. • Практическая работа №10 с коллекцией горных пород и минералов осадочного и метаморфического происхождения. История открытия основных месторождений полезных ископаемых, их роль в освоении и заселении данной территории, связь с основными профессиями. • Практическая работа №11. Освоение карты. Описание гор и равнин своей местности по плану, иллюстрациям и картам. Изменение гор и равнин во времени. История движения земной коры в своей местности. Влияние человека на изменение рельефа. • Практическая работа №12, 13. Освоение карты. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин Свердловской области и своей местности. • Уральский вклад в Мировой влагооборот. • Роль природных объектов своей местности в Мировом круговороте. Связь своей территории с Мировым океаном и его частями. Остатки морского прошлого на территории нашей области. • Практическая работа №14. Нанесение на контурную карту области объектов гидросферы, иллюстрирующих связь данной местности с Мировым океаном. • Практическая работа №15.Освоение карты. Выделение истока, устья, водораздела, бассейна реки данной местности. Обозначение на контурной карте рек, озер, болот своей местности. • Практическая работа №16. Освоение карты. Описание по плану реки своей местности. Загрязнение вод своей местности. Обобщение. Связь рельефа и вод своей местности. • Лабораторно-практическая работа №17. • Уральская погода • Атмосфера над Уралом. Ее состав, изменения. Охрана атмосферного воздуха. Высота Солнца над горизонтом и продолжительность дня в марте, июне, сентябре и декабре в связи с суточным и годовым вращением Земли. Погода своей местности. • Практическая работа №18. Атмосферное давление. Виды ветров данной местности. • Практическая работа №19. Роза ветров. Облака. Формирование погоды своей местности в разное время года. • Практическая погода №20. Фенологический календарь. • Практическая работа №21. • Уральские обитатели • Положение нашей области на карте природных зон Российской Федерации. Почвы, растительность и животный мир нашей местности. • Практическая работа №22. Наша природная зона. Экскурсия в краеведческий музей. • Урал - наш дом. • Численность населения области, своего населенного пункта. Знакомство с областным центром, ближайшими городами: их историей, достопримечательностями, знаменитыми земляками. • Практическая работа №23. • Краеведческие путешествия и туризм нашего края. • Свой краеведческий опыт. Туризм в нашей местности. Возможности края для развития туризма. Экологическая тропа. Экскурсия комплексная. Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. Раздел Введение(1час). Уральский меридиан(3 часа) 5. 7. Уральские кладовые(4часа) 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Уральский вклад в Мировой влагооборот(2часа) Уральская погода(3часа) 15. Уральские обитатели(2часа) 16. Урал – наш дом(1час). 17. Краеведение – наука о природе и истории родной земли. Практическая работа №1. Освоение карты. Практическая работа №2. Подготовка к составлению плана класса. Практическая работа №3. Составление плана класса. Практическая работа №4. 4. 6. Тема Развитие туризма (1час). Условия и краткая история возникновения участка местности своего края. Практическая работа №5. Горные породы и минералы своей местности. Практическая работа №6. Горные породы и минералы своей местности № 7. История открытия основных месторождений полезных ископаемых. Роль природных объектов своей местности в Мировом кругообороте. Практическая работа №8. Освоение карты. Практическая работа № 9. Атмосфера на Урале, ее состав, строение, изменение. Погода своей местности. Практическая работа №10. Атмосферное давление. Виды ветров нашей местности.Формирование погоды в соей местности Практическая работа №11. Наше место в биосфере. Область на карте природных зон. Наша природная зона. Практическая работа №12. Экскурсия в краеведческий музей. Численность населения области, ближайшего города и нашего населенного пункта. Другие показатели населения.Описание своего населенного пункта. Практическая работа №13. Свой краеведческий опыт.Развитие туризма в нашей местности. Кол-во часов на изучение темы 1час 1час 1 час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час 1час Требования к освоению курса • Выбирать источники географической информации, адекватные решаемым задачам; • Ориентироваться в источниках географической информации своей местности; • Представлять в различных формах( в виде таблицы, графика, географического описания) географическую информацию. необходимую для решения учебных и практикоориентированных задач; • Проводить с помощью приборов измерения температуры,влажности воздуха, атмосферного давления, силы и напрвления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения реки, используя наблюдения за погодой и данные экскурсий; • Оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в своей местности. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ФГИС «Моя школа», https://yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://myschool.edu.ru/.