Приложение 2.1.31. РП_чтение_без_границ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.1.31
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса
Чтение без границ
7 класс

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

1. Планируемые результаты факультативного курса "Чтение без границ".
Содержание курса направленно на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладением самостоятельной читательской деятельностью. Учащиеся включаются в процесс общения с книгой, где развивают память, внимание и воображение, умение полно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- формировать целостное мировоззрение, которое соответствует современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира;
- стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
- оценивать поступки;
- прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей;
- учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями;
- объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия, работать по плану, корректировать свою деятельность;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно – популярного текста,
понимать его смысл (при чтении в слух и про себя, при прослушивании):определять главную мысль
и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- сопоставлять позицию автора с собственной точкой зрения;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, стихотворений.
Коммуникативные УУД: Обучающийся научится:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- читать выразительно прозаические и стихотворные произведения;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, выборочное; выбирать нужный вид
в соответствии с целью чтения;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, высказывать и обосновывать свою точку
зрения;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию произведения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему
смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;
- составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие
между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение рисунка, пояснять схемы, таблицы, диаграммы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробе-гать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой
позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
- структурировать текст, используя списки, оглавление, разные виды планов;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: диаграммы,
таблицы, схемы, переходить от одного представления данных к другому;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
- выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры
текста).
Связь с рабочей программой воспитания школы
Воспитательный потенциал предмета «Чтение без границ» реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач
для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации

- Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися.
2. Содержание курса
1. Вводное занятие. (1 час). Знакомство. Программа кружка «Чтение без границ». Игры на согласованность. Подготовка постоянно действующих выставок: "Я с книгой открываю мир природы"
и «Томск - мой любимый город».
2. Летнее чтение. (1 час). Учимся составлять дневник читателя. Подготовка постоянно действующей выставки. "Баба - яга, Кикимора, Леший и другие" (по страницам сказок).
3. Фонд библиотеки. (1 час). Что мы имеем в нашей библиотеке. Учимся находить нужную
книгу. Беседа о значении книг в жизни человека. Подготовка выставки «Словари – наши помощники
и друзья» для наглядной помощи учащимся начальной школы, которые участвуют в проекте «Чтение
с увлечением».
4. «Как мы читаем». (1 час). Кругозор читателя. Тестирование по выявлению читательского
кругозора. Рисуем любимую книгу.
5. В стране сказочных героев. (1 час). Сравнение русских народных и литературных сказок.
Просмотр фильма. Подготовка книжной выставки "Мир природы в мире слов". Представлены книги,
где чарующий мир природы стал источником вдохновения для писателей (Поэзия Тютчева, Фета,
романы и повести Тургенева, Толстого и др.).
6. «Чудеса чудес». Книги русских писателей – сказочников. (1 час). Сказка, как особый жанр
творчества. Составление кроссворда. Творчество П.П. Ершова, В. Одоевского, П.П. Бажова.
7. Книги о Родине и родной природе (1 час). Творчество Ф.Тютчева, А.Блока, И.Бунина,
С.Есенина. Выразительное чтение стихов.
8. Писатели детям. (1 час). Детские писатели, их произведения, портреты. Творчество С.Я.
Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова. Разговор о их биографиях и произведениях.
9. По страницам книг В.Сутеева. (1 час). Сутеев – автор и оформитель книг для детей. Литературная игра по страницам сказок Сутеева.
10.Сказки народов мира. (1 час). Арабская сказка «Синдбад – мореход». Особенности арабских сказок. Просмотр фильма. Подготовка книжной выставки «Пушкин – наше все». Произведения
Пушкина в стихах и прозе, публицистика, стихи, сказки.
11.Что читали в детстве наши родители, бабушки и дедушки. (1 час). Создаем раздел «Старинные книги». Подготовка к литературному вечеру, посвященному 125- летию со дня рождения
М.И. Цветаевой. «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…». Подготовка книжной выставки «Произведения Марины Цветаевой».
12.Литературные сказки. (1 час). Подготовка к литературному квесту по сказкам А.С. Пушкина в рамках проекта информационно – библиотечного центра. Подготовка к конкурсу рисунков по
произведениям Пушкина. Подготовка к мероприятию, посвященному Дню матери. Чтение стихов.
13. Книги – сборники стихотворений для детей. (1 час). Находим сборники в библиотеке.
14. Сборники сказочных историй А.Н. Толстого «Приключение Буратино». (1 час).
15. Рассказы современных писателей о детях (В.Драгунский). (1 час). Подготовка книжной
выставки "Вместе с книгой Новый год". Выставка книг, которые помогут окунуться в зимнюю атмосферу и настроиться на праздничный лад.
16. Рассказы о природе, животных, временах года (1 час). Творчество М. Пришвина, Н.Д. Мамина – Сибиряка, Л.Н. Толстого. Подготовка к выставке по произведениям М. Пришвина.
17. Сказки Г.Х. Андерсена. (1 час). Чтение. Слушание. Просмотр мультфильма.
18. Волшебный мир сказок Бажова. (1 час). Просмотр фильма. Подготовка к выставке - рекомендации "Сегодня советуют прочитать". Размещены книги, которые были отобранные по результатам опроса подростков, читающих в нашей библиотеке. Среди полюбившихся книг: энциклопедии,
детективные истории, приключения и др.
19. Книги о дружбе и взаимопомощи. (1 час). Подготовка к вечеру памяти, посвященному 80летию поэта, барда В.С.Высоцкого.
20. Произведения Крылова. (1 час). Подготовка к игре «Кто хочет стать миллионером?» по
теме «Басни И.А. Крылова».
21. Веселые истории М. Зощенко. (1 час). Особенности произведений юмористического жанра.

22. Книги о войне. (1 час). Подготовка к вечеру «Годы, опаленные войной».
23. Книги о ребятах и их делах. (1 час). А. Гайдар «Тимур и его команда». Подготовка к книжной выставке «О подвигах, о доблести, о славе», посвященная Дню защитника Отечества.
24. Детские энциклопедии. (1 час). Особенности энциклопедических публикаций. Ищем информацию по заданной теме.
25. «С моей книжной полки». (1 час). В. Гауф «Карлик нос». Просмотр фильма.
26. Где? Что? Как? И почему? Книги – справочники. (1 час). Расширение сведений о пособиях.
Изготовление книжки – самоделки. Подготовка к выставке по произведениям Д.Н. Мамина – Сибиряка.
27. Тест «По страницам любимых книг». (1 час). Подготовка к мероприятию. Литературная
гостиная «Моя любимая книга».
28. «Путешествие в библиотеку». (1 час). В рамках «Книжной недели» посещение библиотеки
«Кольцевая».
29. Проба пера. (1 час). Творческая работа учащихся по стихосложению.
30. «Книги зарубежных писателей». (1 час). М. Твен «Приключения Тома Сойера». Просмотр
отрывка из фильма.
31. Юмористические произведения для детей. (1 час). В. Драгунский «Тайное становится явным».
32. Православные книги. Подготовка к книжной выставке «Книги веры и света». Итоговое мероприятие посвященное Пасхе «Вот и Пасха, запах воска, запах теплых куличей!».
33. Проба пера. (1 час). Составление рассказа по сюжетным картинкам. Подготовка к вечеру
«Вот и Пасха, запах воска, запах теплых куличей!».
34. Итоговое занятие. (1 час). Составление списка для летнего чтения. Подготовка к книжной
выставке "В книжной памяти мгновение войны". Участие в Акции «Читаем книги о войне».
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

17

3. Тематическое планирование.
Количество часов Электронные (образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
1
Вводное занятие. Знакомство. Программа
https://m.edsoo.ru/7f41727e
кружка «Чтение без границ».
РЭШ
Летнее чтение. Учимся составлять дневник
1
https://resh.edu.ru/subject/14/7/
читателя.
Фонд. Что мы имеем в нашей библиотеке.
1
«Как мы читаем».
1
В стране сказочных героев.
1
Книги русских писателей – сказочников.
1
Книги о Родине и родной природе.
1
Библиотека ЦОК
Писатели детям.
2
https://m.edsoo.ru/7f41727e
РЭШ
По страницам книг В.Сутеева.
1
https://resh.edu.ru/subject/14/7/
Сказки народов мира.
1
Что читали в детстве наши родители, ба1
бушки и дедушки.
Литературные сказки.
2
Книги – сборники стихотворений для детей.
2
Сборники сказочных историй А.Н. Толстого
2
«Приключение
Буратино».
Библиотека ЦОК
Рассказы современных писателей о детях
2
https://m.edsoo.ru/7f41727e
(В.Драгунский).
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/14/7/
Рассказы о природе, животных, временах
2
года (М. Пришвин,
Н.Д. Мамин – Сибиряк, Л.Н. Толстой).
Сказки Г.Х. Андерсена.
1
Тема урока

18
19
20
21
22
23

24

25
26

27
28

29
30

Волшебный мир сказок Бажова.
Книги о дружбе и взаимопомощи.
Произведения Крылова.
Веселые истории М. Зощенко.
Книги о войне.
Книги о ребятах и их делах. А. Гайдар «Тимур и его
команда».
Детские энциклопедии. Особенности энциклопедических
публикаций.
«С моей книжной полки». В. Гауф «Карлик
нос».
Где? Что? Как? И почему? Книги –
справочники.

1
2
2
2
1
1

Тест «По страницам любимых книг».
В рамках «Книжной недели» посещение
библиотеки
«Кольцевая».
Проба пера.
Работа с книгами зарубежных писателей. М.
Твен
«Приключения Тома Сойера».

1

Юмористические произведения для детей.
В. Драгунский
«Тайное становится явным».
32
Православные книги. Мероприятие посвященное Пасхе.
33
Проба пера. Составление рассказа по сюжетным картинкам.
34
Итоговое занятие. Составление списка для
летнего чтения.
Общее количество часов
31

1

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/14/7/

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/14/7/

2

1
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41727e
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/14/7/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».