Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.
Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д
Приложение № 2.1.28
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса
Экология
7-8 классы
п. Кытлым
2023 -2024 учебный год
1. Содержание учебного курса
7 класс
Введение (3/ часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение.
Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы курса. Правила
поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.
Практические работы:
1. Изучение календаря экологических дат
Тема 1. Взаимосвязи в природе (8 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его
значение для растений. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых
организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки
Практические работы:
1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экскурсии:
1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (15 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних
животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений.
Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах.
Растения и животные в городе. Редкие виды растений и животных, их охрана. Почва – главный
ресурс агроэк-мы. История обработки почвы. Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней.
Биологические методы контроля. Зелёные революции.
Практические работы:
1. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
2. Путешествие на родину комнатных растений
3. Составление памяток за растениями в классной комнате
4. Почвы.
5. Насекомые вредители полей и огородов.
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (8 часов). Живые барометры в растительном и
животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений.
Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с
болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями.
Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
1. В гостях у Флоры
2. В гостях у Фауны
8 класс
Тема 4. Экосистемы. Охрана природы (24 часов). Рациональное природопользование.
Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии.
Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация.
Вторичное использование предметов быта. Лесные экосистемы, их разнообразие и значение.
Экосистемы арктических пустынь и тундры. Луговые экосистемы, их разнообразие и
использование. Особенности экосистем пресных водоёмов, их значение и охрана. Моря
Архангельской области. Агроэкосистемы Архангельской области. Общие принципы адаптации
человека к условиям Севера. Образ жизни, традиции и здоровье северян. Городские ландшафты.
Техногенные ландшафты. Особо охраняемые территории. Экологическое образование в
Архангельской области.
Практические работы:
1. Состояние здоровья жителей Севера.
2. Квартира как экосистема
Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды.
Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы
Следим за окружающей средой нашего города.
Практические занятия:
1. Составление экологической тропы нашей школы
2. Экологическая тропа нашей школы
3. Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация.
4. Изучение биоценоза озера
Экскурсии:
1. День здоровья
2.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) гражданского воспитания:
- готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
- отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских
и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
- готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
- понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и
биологии;
4) эстетического воспитания:
- понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
- осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
- соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной
среде;
- сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием;
6) трудового воспитания:
- активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к
практическому изучению профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
- ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
среды;
- осознание экологических проблем и путей их решения;
- готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
- ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических
закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
- развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
- адекватная оценка изменяющихся условий;
- принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
- планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою
позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта
(процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между
собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения
и эксперимента;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической
информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
- оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
- запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения
практических и лабораторных работ;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь
обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и иные);
-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад
каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
- овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об
изучаемом биологическом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
- овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ
- сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы
- сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать
экологические последствия в разных сферах деятельности;
- владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять
экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных
ролей;
- сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной
ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
- сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной
социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем
людей и повышением их экологической культуры.
СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ
Воспитательный потенциал предмета «Экология» реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией
– инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу,
выработки своего к ней отношения;
- демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения,
задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где
полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают
обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы
или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими
обучающимися;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
- Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации
- Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися.
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
1
Введение
2
Взаимосвязи в природе
3
Природа в жизни
человека
4
Уникальный мир
живой природы
5
Охрана природы
6
«Зелёными» тропами
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Тематическое планирование
7- 8 класс
Количество часов
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Всего Контрольные Практические
работы
работы
3
0
0
[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368]]
6
0
2
15
0
7
8
9
2
24
10
68
0
0
0
12
5
38
№
п/
п
Тема урока
1
Что изучает экология? Экологические
организации, их значение. Значение
экологического движения в школе.
2
Правила поведения в природе.
Экологические знаки. Инструктаж по ТБ
во время экскурсий
3
4
Практическая работа 1 : Изучение
календаря экологических дат
Осенние явления в жизни природы.
Листопад, его значение для растений.
Всего
1
Поурочное планирование
7-8 классы
Количество часов
Контрольны Практические
е работы
работы
0
Электронные цифровые образовательные
ресурсы
0
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5941/start/
1
0
0
1
0
1
1
0
0
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6762/conspect/313902/
5
Экскурсия. Золотая волшебница Осень.
Сбор природного материала
1
0
1
6
Народный календарь
1
0
0
7
Народные приметы, связанные с
поведением живых организмов
1
0
0
8
11 ноября – День энергосбережения
1
0
0
9
15 ноября – День вторичной переработки
1
0
0
РЭШ
10
Практическая работа 2: Работа над
выпуском стенгазеты «Бытовым отходам –
вторую жизнь!»
1
0
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5917/main/
11
Экологическая викторина «Знаешь ли ты
природу?»
1
0
0
1
0
0
1
0
1
12
13
30 ноября – Всемирных день домашних
животных
Практическая работа 3:Оформление
Библиотека ЦОК
https://lesson.edu.ru/lesson/331ddbf3-ebb0-4504-aace934467600c5d?backUrl=%2Fglossary%2F06%2F08%3
Fterm%3D%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B
выставки «Наши маленькие друзья»
14
Цветы в легендах и мифах
Практическая работа 4:Путешествие на
родину комнатных растений
C%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25BD%25D0
%25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25B6%25D0%2
5B8%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2582%25D
0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5
1
0
0
1
0
1
16
Практическая работа 5: Составление
памяток по уходу за растениями в
классной комнате
1
0
1
17
Растения и животные в городе.
1
0
0
18
Редкие виды растений и животных, их
охрана.
1
0
0
19
Виртуальная экскурсия в краеведческий
музей.
1
0
0
20
Почва – главный ресурс агроэкосистемы.
История обработки почвы.
1
0
0
21
Практическая работа 6: «Почвы»
1
0
1
22
Контроль сорняков, насекомых-вредителей
и болезней. Биологические методы
контроля.
1
0
0
23
Практическая работа 7: «Насекомые
вредители полей и огородов»
1
0
1
24
Зеленые революции.
1
0
0
25
Сезонные изменения в природе.
1
0
0
26
Экскурсия. Зимующие птицы.
Акция «Накормим птиц!»
1
0
0
27
Живые барометры в растительном и
животном мире.
1
0
0
28
Растения – хищники, подушки, обереги
1
0
0
15
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368]]
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3606/main/
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5946/start/
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368]]
29
Лекарственные растения, их значение в
жизни человека. Фитотерапия.
1
0
0
30
Ягоды и грибы. Основные правила сбора.
1
0
0
31
Профилактика отравлений грибами и
ягодами.
1
0
0
РЭШ
32
Практическая работа 8. В гостях у Флоры
1
0
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/541/
33
Практическая работа 9. В гостях у Фауны
1
0
1
1
0
0
34
0
10
34
Итоговое тестирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
8 класс
1
Рациональное природопользование.
Природные ресурсы.
1
0
0
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5499/main/295902/
2
Лесные экосистемы, их разнообразие и
значение.
1
0
0
РЭШ
3
Рациональное использование лесных
экосистем.
1
0
0
4
Экосистемы арктических пустынь и
тундры.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5392/main/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/main/158426/
1
0
0
5
Влияние деятельности человека на
экосистемы тундры.
1
0
0
6
Луговые экосистемы, их разнообразие и
использование.
1
0
0
7
Разнообразие болотных экосистем
1
0
0
8
Значение и рациональное использование
болот.
1
0
0
9
Особенности экосистем пресных
водоёмов, их значение и охрана.
1
0
0
10
Моря
1
0
0
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/541/
11
Влияние загрязнений на экологическое
состояние морей.
1
0
0
12
Агроэкосистемы Свердловской области.
1
0
0
13
Общие принципы адаптации человека к
условиям Севера.
1
0
0
14
Особенности организма постоянных
жителей Севера.
1
0
0
РЭШ
1
0
1
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/main/158426/
1
0
0
1
0
0
1
0
1
1
0
0
15
16
17
18
Практическая работа 1:Состояние
здоровья жителей Севера.
Образ жизни, традиции и здоровье
северян.
Экология северного дома.
Практическая работа 2: Квартира как
экосистема.
Экологическая демография.
20
Городские ландшафты.
1
0
0
РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5482/conspect/
РЭШ
21
Техногенные ландшафты.
1
0
0
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7195/conspect/
22
Заповедники и национальные парки.
1
0
0
23
Заказники и памятники природы.
1
0
0
РЭШ
24
Экологическое образование в
Свердловской области.
1
0
0
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1706/main/
25
Экологические экскурсии и их виды.
1
0
0
26
Экологическая тропа и правила её
составления.
1
0
0
27
Практическая работа 3: Оформление
паспорта экологической тропы
1
0
1
28
Практическая работа 4: Составление
экологической тропы нашей школы
1
0
1
29
Следим за окружающей средой нашего
1
0
0
19
[[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368]]
РЭШ
30
31
32
33
города.
Практическая работа 5: Простейший
мониторинг окружающей среды.
Биоиндикация.
Практическая работа 6: «Изучение
биоценоза озера».
Экскурсия. День здоровья.
34 Итоговое тестирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3624/conspect/
1
0
1
2
0
1
1
0
0
1
0
0
34
0
6