Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 Протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 2.1.28 к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа учебного курса Экология 7-8 классы п. Кытлым 2023 -2024 учебный год 1. Содержание учебного курса 7 класс Введение (3/ часа). Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы курса. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат. Практические работы: 1. Изучение календаря экологических дат Тема 1. Взаимосвязи в природе (8 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов. 11 ноября – День энергосбережения. 15 ноября – День вторичной переработки Практические работы: 1. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» 2. Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» Экскурсии: 1. «Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала Тема 2. Природа в жизни человека (15 часов). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах. Растения и животные в городе. Редкие виды растений и животных, их охрана. Почва – главный ресурс агроэк-мы. История обработки почвы. Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней. Биологические методы контроля. Зелёные революции. Практические работы: 1. Оформление выставки «Наши маленькие друзья» 2. Путешествие на родину комнатных растений 3. Составление памяток за растениями в классной комнате 4. Почвы. 5. Насекомые вредители полей и огородов. Экскурсии: 1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» Тема 3. Уникальный мир живой природы (8 часов). Живые барометры в растительном и животном мире мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов. Практические занятия: 1. В гостях у Флоры 2. В гостях у Фауны 8 класс Тема 4. Экосистемы. Охрана природы (24 часов). Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта. Лесные экосистемы, их разнообразие и значение. Экосистемы арктических пустынь и тундры. Луговые экосистемы, их разнообразие и использование. Особенности экосистем пресных водоёмов, их значение и охрана. Моря Архангельской области. Агроэкосистемы Архангельской области. Общие принципы адаптации человека к условиям Севера. Образ жизни, традиции и здоровье северян. Городские ландшафты. Техногенные ландшафты. Особо охраняемые территории. Экологическое образование в Архангельской области. Практические работы: 1. Состояние здоровья жителей Севера. 2. Квартира как экосистема Тема 6. «Зелёными» тропами (10 часов). Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы Следим за окружающей средой нашего города. Практические занятия: 1. Составление экологической тропы нашей школы 2. Экологическая тропа нашей школы 3. Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация. 4. Изучение биоценоза озера Экскурсии: 1. День здоровья 2. Планируемые результаты освоения учебного курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1) гражданского воспитания: - готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; 2) патриотического воспитания: - отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки; 3) духовно-нравственного воспитания: - готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры; - понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии; 4) эстетического воспитания: - понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности; 5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: - ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); - осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; - соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде; - сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием; 6) трудового воспитания: - активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией; 7) экологического воспитания: - ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды; - осознание экологических проблем и путей их решения; - готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; 8) ценности научного познания: - ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; - понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения; - развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности; 9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: - адекватная оценка изменяющихся условий; - принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации; - планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия 1) базовые логические действия: - выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); - устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; - с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; - выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). 2) базовые исследовательские действия: - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; - формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; - формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение; - проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой; - оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента; - самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 3) работа с информацией: - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; - выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; - оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; - запоминать и систематизировать биологическую информацию. Коммуникативные универсальные учебные действия 1) общение: - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ; - выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта); - самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. 2) совместная деятельность: - понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); -выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой; - овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: - выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания; - ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте; - делать выбор и брать ответственность за решение. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: - владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; - давать оценку ситуации и предлагать план её изменения; - учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; - вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; - оценивать соответствие результата цели и условиям; - различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; - выявлять и анализировать причины эмоций; - ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; - регулировать способ выражения эмоций. Принятие себя и других - осознанно относиться к другому человеку, его мнению; - признавать своё право на ошибку и такое же право другого; - открытость себе и другим; - осознавать невозможность контролировать всё вокруг; - овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬАТЫ - сформированность представлений об экологической культуре как одном из условий достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы - сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности; - владение базовыми экологическими понятиями, владение способностями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей; - сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; - сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры. СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ Воспитательный потенциал предмета «Экология» реализуется через: - привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; - демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; - применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; - инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; - Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации - Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. № п/п Наименование разделов и тем программы 1 Введение 2 Взаимосвязи в природе 3 Природа в жизни человека 4 Уникальный мир живой природы 5 Охрана природы 6 «Зелёными» тропами ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Тематическое планирование 7- 8 класс Количество часов Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Всего Контрольные Практические работы работы 3 0 0 [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368]] 6 0 2 15 0 7 8 9 2 24 10 68 0 0 0 12 5 38 № п/ п Тема урока 1 Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. 2 Правила поведения в природе. Экологические знаки. Инструктаж по ТБ во время экскурсий 3 4 Практическая работа 1 : Изучение календаря экологических дат Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Всего 1 Поурочное планирование 7-8 классы Количество часов Контрольны Практические е работы работы 0 Электронные цифровые образовательные ресурсы 0 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5941/start/ 1 0 0 1 0 1 1 0 0 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6762/conspect/313902/ 5 Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала 1 0 1 6 Народный календарь 1 0 0 7 Народные приметы, связанные с поведением живых организмов 1 0 0 8 11 ноября – День энергосбережения 1 0 0 9 15 ноября – День вторичной переработки 1 0 0 РЭШ 10 Практическая работа 2: Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» 1 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5917/main/ 11 Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» 1 0 0 1 0 0 1 0 1 12 13 30 ноября – Всемирных день домашних животных Практическая работа 3:Оформление Библиотека ЦОК https://lesson.edu.ru/lesson/331ddbf3-ebb0-4504-aace934467600c5d?backUrl=%2Fglossary%2F06%2F08%3 Fterm%3D%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25B выставки «Наши маленькие друзья» 14 Цветы в легендах и мифах Практическая работа 4:Путешествие на родину комнатных растений C%25D0%25B0%25D1%2588%25D0%25BD%25D0 %25B8%25D0%25B5%2520%25D0%25B6%25D0%2 5B8%25D0%25B2%25D0%25BE%25D1%2582%25D 0%25BD%25D1%258B%25D0%25B5 1 0 0 1 0 1 16 Практическая работа 5: Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате 1 0 1 17 Растения и животные в городе. 1 0 0 18 Редкие виды растений и животных, их охрана. 1 0 0 19 Виртуальная экскурсия в краеведческий музей. 1 0 0 20 Почва – главный ресурс агроэкосистемы. История обработки почвы. 1 0 0 21 Практическая работа 6: «Почвы» 1 0 1 22 Контроль сорняков, насекомых-вредителей и болезней. Биологические методы контроля. 1 0 0 23 Практическая работа 7: «Насекомые вредители полей и огородов» 1 0 1 24 Зеленые революции. 1 0 0 25 Сезонные изменения в природе. 1 0 0 26 Экскурсия. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» 1 0 0 27 Живые барометры в растительном и животном мире. 1 0 0 28 Растения – хищники, подушки, обереги 1 0 0 15 [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368]] РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3606/main/ РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5946/start/ [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368]] 29 Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия. 1 0 0 30 Ягоды и грибы. Основные правила сбора. 1 0 0 31 Профилактика отравлений грибами и ягодами. 1 0 0 РЭШ 32 Практическая работа 8. В гостях у Флоры 1 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/541/ 33 Практическая работа 9. В гостях у Фауны 1 0 1 1 0 0 34 0 10 34 Итоговое тестирование ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 класс 1 Рациональное природопользование. Природные ресурсы. 1 0 0 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5499/main/295902/ 2 Лесные экосистемы, их разнообразие и значение. 1 0 0 РЭШ 3 Рациональное использование лесных экосистем. 1 0 0 4 Экосистемы арктических пустынь и тундры. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5392/main/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/main/158426/ 1 0 0 5 Влияние деятельности человека на экосистемы тундры. 1 0 0 6 Луговые экосистемы, их разнообразие и использование. 1 0 0 7 Разнообразие болотных экосистем 1 0 0 8 Значение и рациональное использование болот. 1 0 0 9 Особенности экосистем пресных водоёмов, их значение и охрана. 1 0 0 10 Моря 1 0 0 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/541/ 11 Влияние загрязнений на экологическое состояние морей. 1 0 0 12 Агроэкосистемы Свердловской области. 1 0 0 13 Общие принципы адаптации человека к условиям Севера. 1 0 0 14 Особенности организма постоянных жителей Севера. 1 0 0 РЭШ 1 0 1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/4592/main/158426/ 1 0 0 1 0 0 1 0 1 1 0 0 15 16 17 18 Практическая работа 1:Состояние здоровья жителей Севера. Образ жизни, традиции и здоровье северян. Экология северного дома. Практическая работа 2: Квартира как экосистема. Экологическая демография. 20 Городские ландшафты. 1 0 0 РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5482/conspect/ РЭШ 21 Техногенные ландшафты. 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/7195/conspect/ 22 Заповедники и национальные парки. 1 0 0 23 Заказники и памятники природы. 1 0 0 РЭШ 24 Экологическое образование в Свердловской области. 1 0 0 https://resh.edu.ru/subject/lesson/1706/main/ 25 Экологические экскурсии и их виды. 1 0 0 26 Экологическая тропа и правила её составления. 1 0 0 27 Практическая работа 3: Оформление паспорта экологической тропы 1 0 1 28 Практическая работа 4: Составление экологической тропы нашей школы 1 0 1 29 Следим за окружающей средой нашего 1 0 0 19 [[Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413368]] РЭШ 30 31 32 33 города. Практическая работа 5: Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация. Практическая работа 6: «Изучение биоценоза озера». Экскурсия. День здоровья. 34 Итоговое тестирование ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3624/conspect/ 1 0 1 2 0 1 1 0 0 1 0 0 34 0 6