Приложение 2.1.25. РП_Географическое краеведение 5 кл

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.1.25
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса
«Географическое краеведение»
5 класс

Кытлым
2023-2024

Пояснительная записка
Особенности содержания данной программы факультативного курса заключаются в том, что
пятиклассники получают возможность развития и формирования творческой личности, через
активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную
деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных
объектов, работу с интернет-ресурсами, проектирование путешествий к природным памятникам не
только нашей Родины но и мира, проведение просветительских акций. Реализация программы
внеурочной деятельности «Географическое краеведение» позволяет деятельностно познакомить с
методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует
патриотическому и гражданскому воспитанию школьников.
Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес пятиклассников к изучению
нового учебного предмета, любопытство и познавательная активность к явлениям жизни и
природы, программа
внеурочной
деятельности
«Географическое
краеведение» является
актуальной в системе школьного географического образования.
Участие школьников в
занятиях открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с
картой, книгой и другими источниками информации. Важным моментом этой деятельности является
формирование настоящего коллектива единомышленников. Внеурочные занятия можно проводить в
разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых
занимательных знаний и т. д.
Актуальность: основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по
курсу обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных
(общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые
способствуют овладению школьниками компетентностью «уметь учиться», знакомится с новой
информацией через интерес к предмету. Программа рассчитана на изучение обучающимися 5-х
классов в течение 34 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Целью программы является формирование творчески развитой личности школьника
путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической
культуры.
Основные дидактические цели курса:
- удовлетворение индивидуальных образовательных запросов участников занятий;
- развитие интереса к изучению географии;
- расширение кругозора учащихся в области географии;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности через игру и соревновательность;
- подготовка учащихся к самообразованию в области географии и смежных наук.
Задачи и основные идеи курса:
- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
- развивать умение работать с различными источниками информации;
- развивать умение работать в группе;
- совершенствовать ораторское мастерство.
Задачи программы:
образовательные:
- углубление и расширение имеющихся у школьников географических знаний и знаний о
природе, полученных в начальной школе;
- формирование представлений о методах изучения географии;
- формирование географического взгляда на мир;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете
исторического и культурного развития общества;
воспитательные:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию как своей
местности так и мира как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения использовать источники географической информации, прежде всего
географические карты, в том числе электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень
безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;

- осознание семейных ценностей, связей и традиций в географическом аспекте;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического
сознания учащихся;
развивающие:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие основных психических процессов школьников: воображение, память, мышление, речь
и др.;
- развитие кругозора учащихся;
- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении
местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут
стоять перед нами в будущем.
Результатами реализации разработанной программы являются следующие:
·
наличие устойчивого познавательного интереса учащихся к занятиям кружка;
·
повышение познавательного интереса к изучению географии на уроке;
·
приобретение практических навыков и умений работы с картой, со справочной,
научно - популярной литературой, Интернет- ресурсами, навыков организации работы в
группе.
Режим занятий.
Учебный план предусматривает 1 занятие в неделю с продолжительностью 40
минут каждое. Существует несколько вариантов проведения:
·
Занятия проводятся в классной комнате за партами, где достаточно места для
передвижения во время игр, для рисования и прочей деятельности. Такой вариант более удобен,
т.к. в меньшей степени учащимися нарушаются правила поведения, потому что любое
местонахождение, кроме как за партой, у школьников ассоциируется с отдыхом и переменой.
Занятия тематические. Темы и их последовательность определяются содержанием программного
материала.
Формы деятельности:
•
Индивидуальная (результат работы одного ученика);
•
работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников);
•
коллективная деятельность
Воспитательный потенциал курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение»
реализуется через:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование
ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
•
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
•
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр,
стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в
парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
•
Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила
общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;

•
Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися.
Результаты развития универсальных учебных действий в ходе освоения курса
Познавательные УУД:
1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить
нужную информацию.
2. Находить необходимую информацию в тексте.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема,
экспонат, модель, иллюстрация, и др.
4. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
5. Устанавливать причинно-следственные связи.
6. Ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе
изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по
изучению незнакомого материала.
7. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для
выполнения задания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных
учителем.
8. Представлять информацию в виде моделей, сообщений, таблицы, схемы, в том числе с
помощью ИКТ.
9. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
10. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Регулятивные УУД:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Определять цель внеурочной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
3. Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности, жизненных ситуациях
под руководством учителя.
4. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
5. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
6. Оценка своего задания по следующим параметрам, заранее представленным.
7. Преодоление импульсивности, непроизвольности.
Коммуникативные УУД:
1. Готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию.
2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на
события, поступки.
3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы
(задачи).
4. Учет разных мнений и умение обосновать собственное.
5. Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать.
6. Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в
ситуации конфликта интересов.
7. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,
находить общее решение с членами коллектива.
8. Предвидеть последствия коллективных решений.
9. Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение содержания и условий
осуществляемых действий.
10. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по
деятельности.
11. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
12. Читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.
Личностные УУД:
1.
Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.
2.
Широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и

гордости
за
свою
Родину;
осознание
ответственности
человека
за
общее
благополучие. Рефлексивность, как адекватное осознанное представление о качествах хорошего
ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»;
способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с
усилиями, трудолюбием, старанием.
3. Сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу
решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов. Стремление
выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным
обществу. Сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению
новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной
деятельностью; установка на здоровый образ жизни.
Содержание курса
•
Роль географии в жизни человека. От "окружающего мира" к географии. География вокруг
нас. Как человек накапливал знания о Земле. География в древнее время. География в Средние века.
География в наши дни. Земля - уникальная планета. Вселенная. Галактики. Солнечная система.
Планеты. Земля, ее отличия от других планет. Влияние космоса на нашу планету. Уникальные
уголки Земли.
•
Источники географической информации. План местности, его особенности. Условные знаки.
Масштаб. Его виды. Ориентирование. Компас. Ориентирование по местным предметам. Карты, их
разнообразие. Топографическая карта, ее главные черты. Мелкомасштабные карты. Их
положительные и отрицательные черты. Градусная сетка: параллели и меридианы. Географические
координаты: географическая широта и географическая долгота. Поиск объектов по координатам на
карте полушарий. Определение координат по данным объектам на карте России.
Что у
•
Земли внутри. Внутреннее строение Земли. Земная кора -результат взаимодействия внешних и
внутренних сил. Горные породы, их классификация. Минералы, их практическое использование.
Полезные ископаемые. Движения земной коры. Разнообразие рельефа Земли.
•
Литосфера. Влияние человека на рельеф земной поверхности. Творческие задания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Раздел

1.

Роль географии в жизни
человека (2часа)

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.

Как человек накапливал
знания о Земле(3часа)
Земля – уникальная
планета(4часа)

Источники
географической
информации(15часов)

Тема

1.От «окружающего мира» к географии.

Кол-во
часов на
изучение
темы
1час

2.География вокруг нас
1.География в древнее время

1час
1час

2.География в Средние века.
3. География в наши дни.
1.Вселенная. Галактики. Солнечная система.

1час
1час
1час

2.Планеты. Земля, ее отличие от других планет.
3.Влияние космоса на нашу планету.
4.Уникальные природные уголки Земли.
1.Источники географической информации. План
местности, его особенности.

1час
1час
1час
1час

2.Условные знаки плана местности.
3.Масштаб. Его виды.

1час
1час

13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

4.Ориентирование. Компас.
5. Ориентирование по местным признакам.
6. Карты. Их разнообразие.
7.Топографическая карта. Ее главные черты.
8.Мелкомасштабные карты. Их положительные и
отрицательные черты.
9.Градусная сетка. Параллели. Экватор.
10.Меридианы. Нулевой и 180 меридианы.
11.Географические координаты. Географическая
широта.
12.Географическая долгота. Поиск объектов по
координатам на карте полушарий.
13.Практическая работа. Определение координат.
14.Практическая работа. Определение координат
по данным объектам на карте России.
Составляем кроссворд по теме:»Источники
географической информации».
Что у Земли внутри. Какая 1.Внутреннее строение Земли.
она наружная оболочка
планеты(8часов)
2.Земная кора – результат взаимодействия
внешних и внутренних сил.
3.Горные породы. Их классификация.
4.Минералы. Практическое использование
минералов.
5. Полезные ископаемые.
6.Движения земной коры.
7.Разнообразиерельефа Земли.
8.Литосфера. Влияние человека на рельеф
земной поверхности.
Творческое занятие
1.Изготовление пособий для уроков географии.
Творческое занятие
2. Изготовление пособий для уроков географии.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
ФГИС «Моя школа», https://yaklass.ru/, https://uchi.ru/, https://ege.sdamgia.ru/
https://myschool.edu.ru/

1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час
1час


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».