Приложение 2.1.23. РП Сложные вопросы русского языка 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №33
пос. Кытлым
Согласовано
педагогическим советом
МАОУ СОШ № 33
Протокол № 1 от «29» августа 2023 г.

Утверждено
Приказом МАОУ СОШ № 33
от «29» августа 2023 г. № 204-д

Приложение № 2.1.23
к основной образовательной программе основного общего образования
Рабочая программа учебного курса
Сложные вопросы русского языка
9 класс

п. Кытлым
2023 -2024 учебный год

Рабочая программа факультативного курса «Сложные вопросы русского языка» составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и
программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.
1. Планируемые результаты факультативного курса «Сложные вопросы русского
языка».
Содержание курса направленно на повышение орфографической и пунктуационной
грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку, обобщение и систематизацию
орфографических и пунктуационных правил русского языка, совершенствование грамотности
учащихся, формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
Личностные результаты:
•
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
•
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
•
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на
основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
•
владение всеми видами речевой деятельности;
•
применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, совместного выполнения какого-либо задания;
•
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
•
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
•
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
•
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
•
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
•
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
•
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
•
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Воспитательный потенциал факультативного курса «Сложные вопросы русского языка»:
•
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –

инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;
•
применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического
театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога;
групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
•
инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся
возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения;
•
побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
•
применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся
командной работе и взаимодействию с другими обучающимися.
2.
Содержание факультативного курса
Раздел 1. Вводное занятие.
Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление с содержанием и инструкцией
по выполнению ОГЭ в новой форме.
Раздел 2. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного
экзамена в 9 классе.
Раздел 3. Сжатое изложение. Основные приѐмы компрессии текста. Алгоритм написания
изложения. Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.
Составление плана. Выделение микротем. Абзацное членение. Подготовка рабочих материалов к
изложению. Особенности сжатого изложения. Подготовка к написанию сжатого изложения.
Обучение приемам компрессии текста. Отработка приѐмов сжатия текста: исключение, обобщение,
упрощение.
Раздел 4. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания. Структура
сочинения на лингвистическую тему. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и
делать вывод.
Раздел 5. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать и писать вывод рассуждения.
Раздел 6. Сочинение-рассуждение на заданную тему. Умение сформулировать толкование
слова. Учимся находить аргумент по содержанию исходного текста. Как аргументировать, опираясь
на жизненный опыт. Вывод в сочинении.
Раздел 7. Работа с заданиями 2-й части. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы.
Антонимы. Омонимы. Лексический анализ слова. Повторение по теме «Морфология».
Выразительно-изобразительные средства языка. Правописание корней. Правописание приставок.
Правописание суффиксов. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания
в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки
препинания в сложноподчиненном и сложном бессоюзном предложении. Сложные предложения с
различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.
Раздел 8. Итоговое занятие занятие. Рекомендации учителя по проведению ОГЭ.
Практическое занятие.

3. Тематическое планирование.
№
Тема
урока
занятия
1
2
3-8
9-13
14-18
19-23
24-32
33-34

Количество часов
аудиторных

Вводное занятие. Цели и задачи факультатива. Ознакомление 1
с содержанием и инструкцией по выполнению ОГЭ.
Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для 1
проведения письменного экзамена в 9 классе.
Сжатое изложение.
6
Сочинение
на
лингвистическую
тему.
Структура, 5
формулировка тезисов, аргументы и выводы.
Сочинение-рассуждение по тексту. Структура, формулировка 5
тезисов, аргументы и выводы
Сочинение-рассуждение на заданную тему. Структура, 5
формулировка тезисов, аргументы и выводы.
Работа с заданиями 2-й части ОГЭ.
9
Итоговое занятие.
2
Общее количество часов

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».