Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 пос. Кытлым Согласовано педагогическим советом МАОУ СОШ № 33 протокол № 1 от «29» августа 2023 г. Утверждено Приказом МАОУ СОШ № 33 от «29» августа 2023 г. № 204-д Приложение № 3.3.4 к основной образовательной программе начального общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Старт в науку» 1-4 классы (с использованием средств обучения и воспитания Центра «Точка роста») п. Кытлым 2023 -2024 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; • Системность организации учебно-воспитательного процесса; • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Задачи программы: • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся; • развитие психических процессов; • развитие личности младшего школьника; • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: • Рефлексирование (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); • Целеполагание (ставить и удерживать цели); • Планированть (составлять план своей деятельности); • Моделированть (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте. Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного курса «Старт в науку» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия. Форма организации: Занятия проводятся 2 раза в неделю в учебном кабинете, в Центре «Точка роста». Проектная деятельность с использованием оборудования Центра «Точка роста» включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети. Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс). Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Воспитательный потенциал курса «Старт в науку» реализуется через: • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; • инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; • Побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Содержание программы Как можно изучать окружающий нас мир. Мы – исследователи. Что такое исследование? Наблюдение и наблюдательность Экскурсия на природу Подведение итогов экскурсии Что такое проект? Этапы работы над проектом. Учимся задавать вопросы. Банк идей. Учимся вырабатывать гипотезы Как делать схемы Источники информации. Книги – помощники исследователей. Компьютер – наш помощник. Презентация. Создание презентаций. Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) Что такое эксперимент? Учимся проводить опыты. Самый первый самостоятельный проект. Работа над проектом. Защита проектов Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов. Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов. Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты». Направление будущей проектной работы Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы. Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта. Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала. Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы. Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий. Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки. Планируемые результаты обучения Универсальные учебные действия, формирующиеся в ходе реализации данной программы: Личностные универсальные учебные действия: 1. Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях. 2. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение. 3. Смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. 4. Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные универсальные учебные действия: 1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. 2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. 3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. 4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. 6. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы. 7. Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия - это: 1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. 2. Поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации. 3. Структурирование знаний; 4. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. 5. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 6. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 7. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка СМИ. 8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаковосимволические действия: 1. Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая). 2. Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логические универсальные действия - это: 1. Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). 2. Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов. 3. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. 4.Подведение под понятие, выведение следствий. 5.Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. 6.Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. 7.Доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы - это: 1.Формулирование проблемы. 2.Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 2.Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. 3.Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. 4.Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий. 5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: После изучения курса ученик научится: • видеть проблемы; • ставить вопросы; • выдвигать гипотезы; • давать определение понятиям; • классифицировать; • наблюдать; • готовить тексты собственных докладов; • составлять план действий по своей работе; • объяснять, доказывать и защищать свои идеи; • презентовать свою работу. • получит возможность научиться: • структурировать материал; • под руководством учителя, родителей проводить эксперименты; • проводить самоконтроль; • делать умозаключения и выводы. № п/п 1-2 3-4 4-5 6-7 8-9 10 - 11 13 - 14 15 - 18 19 - 22 23 - 24 25 - 28 29 - 32 33 - 36 37 - 40 41 - 44 45 - 46 47 - 50 51 - 56 57 - 58 59 - 62 63 - 64 65 - 66 67 - 68 Дата Тематическое планирование (34 часа) Тема Как можно изучать окружающий нас мир. Мы – исследователи. Что такое исследование? Наблюдение и наблюдательность Экскурсия на природу Подведение итогов экскурсии Что такое проект? Этапы работы над проектом. Учимся задавать вопросы. Банк идей. Учимся вырабатывать гипотезы Как делать схемы Источники информации. Книги – помощники исследователей. Компьютер – наш помощник. Презентация. Создание презентаций. Пробуем найти ответы (с помощью книг, журналов, Интернета, взрослых) Что такое эксперимент? Учимся проводить опыты. Индивидуальное исследование. Работа в паре. Работа в группе Самый первый самостоятельный проект. Работа над проектом. Индивидуальные консультации. Защита проектов Кол-во часов 2 2 2 2 2 2 2 4 4 2 4 4 4 4 4 2 4 6 2 4 2 2 2 Итого: 68 Материально-техническое обеспечение • Компьютерная техника. • Аудиотехника. • Мультимедийная система. • Интернет-ресурсы. • Энциклопедии. Цифровые и электронные образовательные ресурсы https://myschool.edu.ru/ - МояШкола https://edsoo.ru/metodicheskie_videouroki/ https://resh.edu.ru Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru - Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 11-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа» www.school-collection.edu.ru – это коллекция образовательных ресурсов по разным предметам и для разных классов https://education.yandex.ru/home - Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник» https://www.yaklass.ru – Проверить, как дети усвоили материал, учителям поможет «ЯКласс» «Учи.ру» https://uchi.ru/