Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 33 пос. Кытлым СОГЛАСОВАНО педагогическим советом № 1 от 29.08.2023 УТВЕРЖДАЮ директор МАОУ СОШ № 33 __________ Л.Б. Панина Приказ № 204-д-д от 29.08.2023г. ПОЛОЖЕНИЕ об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Далее – Положение) устанавливает правила реализации в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 33 пос. Кытлым (далее Школа) общеобразовательных программ с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с: Законом РФ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ст.16); Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (в ред. от 02.07.2021); Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 (в ред. от 03.08.2023 г.); Санитарными Правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 128; Уставом и локальными нормативными актами Школы 1.3. Электронное обучение (далее ЭО) – организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Дистанционные образовательные технологии (далее ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 1.4. Школа вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Образовательные программы могут реализовываться в смешанном (комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется Школой в соответствии с образовательными программами с учетом потребностей обучающегося и условий осуществления образовательной деятельности. ЭО и ДОТ могут использоваться при непосредственном взаимодействии педагогического работника с обучающимися для решения задач персонализации образовательного процесса. 1.5. Школа доводит до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО и ДОТ, обеспечивающую возможность их правильного выбора. 1.6. ЭО и ДОТ обеспечиваются применением совокупности образовательных технологий, при которых частично опосредованное или полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных технологий обучения. 1.7. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: Электронный журнал «Сетевой город. Образование»; образовательные онлайн-платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений к учебникам; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности. 1.8. Формы ЭО и ДОТ, используемые в образовательном процессе, находят отражение в рабочих программах по соответствующим учебным дисциплинам. В обучении с применением ЭО и ДОТ используются следующие организационные формы учебной деятельности: Лекция; Консультация; Семинар; Практическое занятие; Лабораторная работа; Контрольная работа; Самостоятельная внеаудиторная работа; 1.9. Сопровождение предметных дистанционных курсов может осуществляться в следующих режимах: Тестирование on-line; Консультации on-line; Предоставление методических материалов; Сопровождение off-line (проверка тестов, контрольных работ, различные виды текущего контроля и промежуточной аттестации); 1.10. Местом осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением ЭО и ДОТ является место нахождения Школы независимо от места нахождения обучающихся. 2. Цели и задачи 2.1. Основной целью использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является предоставление обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или его временного пребывания (нахождения), а также предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся, обучение по индивидуальному учебному плану при закреплении материала, освоении новых тем по предметам и выполнении внеаудиторной самостоятельной работы. 2.2. Использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения способствует решению следующих задач: Созданию условий для реализации индивидуальной образовательной траектории и персонализации обучения; Повышению качества обучения за счет применения средств современных информационных и коммуникационных технологий; Открытый доступ к различным информационным ресурсам для образовательного процесса в любое удобное для обучающегося время; Созданию единой образовательной среды Школы; Повышению эффективности учебной деятельности, интенсификации самостоятельной работы обучающихся; Повышению эффективности организации учебного процесса. 2.3. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются: Принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем обучающимся возможности освоения программ общего образования непосредственно по месту жительства или временного пребывания; Принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических, организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; Принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной среды; Принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения; Принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время; Принцип модульности, позволяющий использовать обучающимся и педагогическим работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории обучающегося; Принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений обучающихся. 2.4. Основными направлениями деятельности являются: Обеспечение возможности применения в учебной деятельности ЭО и ДОТ; Обеспечение возможности эффективной подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации по ряду учебных дисциплин; Обеспечение исследовательской и проектной деятельности обучающихся; Обеспечение подготовки и участия в дистанционных конференциях, олимпиадах, конкурсах. 3. Участники образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ 3.1. Участниками образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ являются: обучающиеся, педагогические, административные и учебно-вспомогательные работники Школы, родители (законные представители) обучающихся. 3.2. Права и обязанности обучающихся, осваивающие общеобразовательные программы с использованием ЭО и ДОТ, определяются законодательством Российской Федерации. 3.3. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ организуется для обучающихся по основным направлениям учебной деятельности. 3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ осуществляют педагогические работники, прошедшие соответствующую подготовку. 3.5. Педагогическим работникам, обучающимся, осуществляющим обучение с использованием ЭО и ДОТ, предоставляется авторизованный доступ к специализированным образовательным ресурсам. 3.6. Педагогические работники, осуществляющие обучение с использованием ЭО и ДОТ, вправе применять имеющиеся электронные средства обучения или создавать собственные. Разработанные курсы должны соответствовать содержанию ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФКГОС. 3.7. Обучающийся должен владеть базовыми навыками работы с компьютерной техникой и программным обеспечением, базовыми навыками работы со средствами телекоммуникаций (системами навигации в сети Интернет, навыками поиска информации в сети Интернет, электронной почтой и т.п.). 3.8. Обучающийся должен иметь навыки и опыт обучения и самообучения с использованием цифровых образовательных ресурсов. 4. Организация дистанционного и электронного обучения 4.1. Школа обеспечивает каждому обучающемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, используемой Школой в качестве основного информационного ресурса, в объеме часов учебного плана, необходимом для освоения соответствующей программы, а также осуществляет учебно-методическую помощь обучающимся через консультации преподавателей как при непосредственном взаимодействии педагога с обучающимися, так и опосредованно. 4.2. Для организации обучения и использованием ЭО и ДОТ и осуществления контроля результатов обучения Школа обеспечивает идентификацию личности обучающегося на образовательной онлайн-платформе путем регистрации и выдачи персонального пароля. 4.3. При оценке результатов обучения Школа обеспечивает контроль соблюдения условий проведения оценочных мероприятий. 4.4. При использовании ЭО и ДОТ осуществляются следующие виды учебной деятельности: Самостоятельное изучение учебного материала; Учебные занятия (лекционные и практические); Консультации; Текущий контроль; Промежуточная аттестация. 4.5. Организация обучения с использованием ЭО и ДОТ в Школе осуществляется по 2 моделям: Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися; Модель опосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися. 4.6. Модель непосредственного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися реализуется с использованием технологии смешанного обучения. Смешанное обучение – современная образовательная технология, в основе которой лежит концепция объединения технологий «классно-урочной системы» и технологий электронного обучения, базирующегося на новых дидактических возможностях, предоставляемых ИКТ и современными учебными средствами. 4.7. Модель опосредованного осуществления взаимодействия педагога с обучающимися может быть организована с разными категориями обучающихся: Обучающиеся, проходящие подготовку к участию в олимпиадах, конкурсах на заключительных этапах; Обучающиеся с высокой степенью успешности в освоении программ; Обучающиеся, пропускающие учебные занятия по уважительной причине (болезнь, участие в соревнованиях, конкурсах); Обучающиеся по очно-заочной форме обучения. Данная модель также применяется в случае работы Школы в условиях особого режима функционирования 4.8. Школа ведет учет и осуществляет хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства РФ. 4.9. Ответственный за электронное обучение контролирует процесс ЭО и применения ДОТ, следит за своевременным заполнением необходимых документов, в том числе журналов. 4.10. При реализации образовательных программ с применением ЭО, ДОТ учителя и ответственные лица ведут документацию: заполняют журнал успеваемости, выставляют в журнал отметки. 4.11. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране устройства отображения информации на уроке, не должна превышать: − для обучающихся в I–IV классах – 15 мин; − для обучающихся в V–VII классах – 20 мин; − для обучающихся в VIII–IX классах – 25 мин; − для обучающихся в X–XI классах на первом часу учебных занятий – 30 мин, на втором – 20 мин. Оптимальное количество занятий с использованием персональных электронновычислительных машин (ПЭВМ) в течение учебного дня для обучающихся I–IV классов составляет один урок, для обучающихся в V–VIII классах – два урока, для обучающихся в IX–XI классах – три урока. 4.12. При работе на ПЭВМ для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий в соответствии с действующими Санитарными Правилами (гимнастика для глаз, физкультминутки). Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета). 4.13. Для обучающихся в старших классах при организации производственного обучения продолжительность работы с ПЭВМ не должна превышать 50 процентов времени занятия. Длительность работы с использованием ПЭВМ в период производственной практики, без учебных занятий, не должна превышать 50 процентов продолжительности рабочего времени при соблюдении режима работы и профилактических мероприятий. 4.14. Внеучебные занятия с использованием ПЭВМ рекомендуется проводить не чаще двух раз в неделю общей продолжительностью: − для обучающихся II–V классов – не более 60 мин; − для обучающихся VI классов и старше – не более 90 мин. Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин для учащихся II–V классов и 15 мин для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия. 5. Учебно-методическое обеспечение 5.1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса с применением ЭО и ДОТ включает электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами Школы. 5.2. Учебно-методическое обеспечение должно обеспечивать организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль), тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых (основных) учебных материалов, специально разработанных для реализации ЭО и ДОТ. 5.3. В состав учебно-методического обеспечения учебного процесса с применением ЭО и ДОТ входят: − рабочая программа; − сценарий обучения с указанием видов работ, сроков выполнения и информационных ресурсов поддержки обучения; − методические указания для обучающихся, включающие график выполнения работ и контрольных мероприятий, теоретические сведения, примеры решений; − электронные информационные образовательные ресурсы (ЭИОР), размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде поддержки обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС, локальными документами Школы: а) текстовые – электронный вариант учебного пособия или его фрагмента, литературных произведений, научно-популярные и публицистические тексты, представленные в электронной форме, тексты электронных словарей и энциклопедий; б) аудио – аудиозапись теоретической части, практического занятия или иного вида учебного материала; в) видео – видеозапись теоретической части, демонстрационный анимационный ролик; г) программный продукт, в том числе мобильные приложения. 6. Техническое и программное обеспечение 6.1. Техническое обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: – серверы для обеспечения хранения и функционирования программного и информационного обеспечения; – средства вычислительной техники и другое оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации, развития, хранения программного и информационного обеспечения, а также доступа к ЭИОР преподавателей и обучающихся Школы; – коммуникационное оборудование, обеспечивающее доступ к ЭИОР через локальные сети и сеть интернет. 6.2. Программное обеспечение применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает: – систему дистанционного обучения с учетом актуальных обновлений и программных дополнений, обеспечивающую разработку и комплексное использование электронных ресурсов (платформы: Moodle, openEdx, Сферум и др.); – электронные системы персонификации обучающихся; – программное обеспечение, предоставляющее возможность организации видеосвязи; – серверное программное обеспечение, поддерживающее функционирование сервера и связь с электронной информационно-образовательной средой через сеть интернет; – дополнительное программное обеспечение для разработки электронных образовательных ресурсов. 7. Заключительное положение 7.1. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует до принятия нового в рамках действующего нормативного законодательного регулирования в области общего образования.